Развиваем произвольную память
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
Младший школьный возраст сенситивен для становления произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Каждому ребёнку необходимо усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение.
Поэтому ребята, из группы дневного пребывания несовершеннолетних, приняли участие в занятиях, направленных на формирование и развитие произвольной памяти, с логопедом Ириной Сергеевной Будилиной. Воспитанники выполняли различные упражнения и задания, направленные на развитие произвольного внимания, кратковременной памяти, активизацию опорных знаний (кроссворды, ребусы, игры,) на расширение и систематизацию словарного запаса (шарады), а также воображение и творческое мышление (анаграммы, игра «Найди обобщающее слово», а также упражнения из раздела «Лексика» компьютерной программы «Логомер 2» с использованием интерактивного логопедического стола).
Занятия способствовали овладению простыми, но необходимыми приёмами запоминания и сохранения информации, у детей улучшились опосредованное запоминание и мыслительная деятельность.