Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

  • Приостановление работы полустационарных отделений, приема на очные консультации, индивидуальные и групповые занятия для детей и взрослых.

    Приостановление работы полустационарных отделений, приема на очные консультации, индивидуальные и групповые занятия для детей и взрослых.

    Уважаемые получатели социальных услуг! В соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 г. № 27, предписанием Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 5 марта 2020 г. № 08/55 и Протоколом заседания оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Нижегородской области от 20 марта 2020 г. № Сл-001-140612/20 обслуживание получателей социальных услуг в государственных бюджетных учреждениях приостановлено до особого распоряжения.

    Новости
  • ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ - статья Кидяевой Ю. А.

    ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА  

    С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ

     

    Кидяева Юлия Андреевна, социальный педагог

     

    Важная роль в процессе оказания помощи ребенку с аутизмом отводится умению установления контакта с ним как со стороны родителей, так и со стороны специалистов. Положительное первое впечатление ребенка с аутизмом приводит к его эффективному взаимодействию с взрослыми, а отрицательное впечатление может привести к высокому уровню сопротивления ребенка. Таким образом, родители должны знать основные приемы и методы установления контакта с аутичным ребенком. 

    Прежде всего, необходимо отметить, что при всех исходных психических нарушениях таких детей, существуют проверенные на практике способы установления контакта с ними. Изначально семье необходимо найти условия, позволяющие ребенку стать более выносливым, активным и гибким во взаимоотношениях. Несмотря на сложности работы с такими детьми, можно говорить о том, что им также, как и здоровым детям, нужен эмоциональный контакт со взрослым человеком. Однако в связи с нарушенным развитием таких детей, родителям бывает трудно организовать взаимодействие с ними: согласовать удобный ритм, найти приятную дозу глазного, тактильного, голосового контакта, меру сенсорной стимуляции [1].

    Здесь родители ребенка должны максимально внимательно следить за его поведением, гибко реагировать на малейшие изменения в этом поведении, чтобы не пропустить момент дискомфорта ребенка. Кроме того, эффективным способом является предоставление ребенку некоторой свободы действий. На первых этапах родители не должны устанавливать жесткие рамки в общении, руководить ребенком и активно направлять его внимание. Известно, что даже глубоко аутичные дети начинают приближаться к взрослому человеку, если тот первоначально не форсирует установление контакта и позволяет ребенку самому его дозировать, выбирать дистанцию. Необходимо найти зону комфорта такого ребенка и постараться поддерживать ее. Для того чтобы привлечь к себе ребенка, нужно быть чутким к его реакциям, действовать в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто ребенок сам предлагает форму возможного взаимодействия. Нельзя забывать, что поведение ребенка может часто меняться. При этом важно сохранять спокойствие, не ругать ребенка, а понять, чего он хочет в конкретный момент и постараться помочь ему. В случае, если ребенок принял предложение, нужно постараться развить ситуацию. Если же возникла реакция отторжения, следует остановить игру. Однако нужно учитывать, что реакции детей с аутизмом на одни и те же действия могут различаться. 

    Далее необходимо постепенно подключаться к тому, что делает сам ребенок. Стереотипная игра ребенка может стать основой построения взаимодействия с ним. Взрослому важно найти точку соприкосновения с ребенком. Необходимо вникнуть в структуру стереотипной игры: выделить цикл повторяющихся действий, выделить конкретные звукосочетания, слова и словосочетания в бормотании ребенка во время игры [2]. Ребенок становится внимательнее к взрослому, если тот следует за ним взглядом, прислушивается и воспроизводит звуки, на которые тот реагирует, повторяет его движения и действия. Таким образом, происходит так называемое эмоциональное заражение. Аутичный ребенок и родители создают общие переживания. Причем поспособствовать установлению контакта могут как самые простые невербальные действия, так и рассуждения с ребенком. 

    Подключение к играм ребенка следует делать тактично и ненавязчиво. Так, например, если родитель запомнил порядок действий ребенка, то он может подать ему необходимую деталь, что привлечет интерес ребенка к присутствию постороннего. Кроме того, во многих случаях нужно действовать неторопливо и терпеливо. Только после установления контакта родитель получает возможность корректировать поведение ребенка. Родители ребенка могут постепенно разнообразить, обогатить и направить действия ребенка. К сожалению, у родителей зачастую преобладает желание изменить ребенка, а не понять его. Неумение ребенка выразить свои потребности и желания во многих случаях является причиной того, что взрослые управляют ребенком исходя из собственных представлений о том, что ему необходимо. Гораздо более эффективный (и требующий значительно меньших затрат энергии) способ воспитания аутичного ребенка заключается не в создании «правильных» форм поведения, а в настойчивом и последовательном блокировании неэффективных. Так, если ребенок добивается какой-то цели неприемлемыми способами, то взрослый должен показать ему, что выбранный ребенком способ действия не приводит к результату. Если блокировать неэффективные формы поведения, ребенок будет вынужден искать другие формы, часть из которых наверняка будет более конструктивной, - ее и следует поддерживать. Ребенок должен сам научиться искать и находить те формы поведения, которые не вызывают негативной обратной реакции, так как в реальном мире не всегда рядом с ним будет советчик, который будет говорить ему: «делай так» [3]. Взрослый не может сразу изменить привычный уклад жизни ребенка и сделать его более «нормальным». Он должен понять реальные возможности ребенка и ставить адекватные требования к нему. Зачастую ближайшее окружение ребенка испытывает негативные чувства из-за того, что ребенок не понимает простых, с точки зрения обыденного сознания, вещей. Это происходит, потому что родители оценивают действия ребенка согласно общепринятым меркам. Однако необходимо помнить, что ребенку, страдающему аутизмом, требуется больше времени на обработку информации, чем другим детям. В связи с этим иногда складывается ощущение, что ребенок не слышит и не понимает нас. Взрослый не должен использовать длинные словесные конструкции, его речь должна быть максимально короткой и четкой. Важно принимать во внимание то, что многие дети с аутизмом не могут разделять главные и второстепенные звуки. Такие дети одинаково воспринимают звук человеческого голоса и звук гудения машины. Родителям следует давать ребенку время на восприятие и переработку информации. Можно сказать, что только посредством анализа особенностей ребенка можно добиться изменений в его психологическом и социальном развитии. 

    Очень часто ребенок ведет себя так, как будто он находится совершенно один, не замечая вокруг окружающих детей и взрослых. Родители сталкиваются с трудностью получения обратной связи. Трудности взаимодействия с ребенком связаны с тем, что ребенок выражает свои мысли и желания в непонятной для окружающих словесной или визуальной форме. В этом случае родителям необходимо относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за изменениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами, выявлять индивидуальный смысл в действиях ребенка. Иногда только по случайной фразе, по мимолетному движению можно догадаться о переживаниях, желаниях и страхах ребенка. 

    Эффективными методами для взаимодействия родителей с аутичным ребенком может быть семейное чтение, совместное рисование, семейные ритуалы. Также важную роль в развитии ребенка играют сенсорные игры. Преимуществом этих игр является то, что их можно проводить в домашней среде. Рекомендуется организация различных видов сенсорных игр (с красками, водой, мыльными пузырями, свечами, песком, пластичными материалами, с музыкальными инструментами). Данные игры позволяют бороться с обостренной чувствительностью ребенка или, наоборот, восполнить недостаток сенсорных ощущений. 

    Также родители не должны забывать о том, что ребенку необходим определенный распорядок дня, который способствует более успешной адаптации, формированию у него чувства безопасности. Чтобы помощь ребенку была более эффективной, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали учреждения, в которых ребенок получает социально-реабилитационные услуги. 

    Важную роль для развития ребенка с аутизмом играет общение со сверстниками и ближайшим окружением. Взаимодействие с окружающими требует от аутичного ребенка концентрации внимания, готовности принимать информацию и перерабатывать ее. Интеллектуальное развитие ребенка не всегда позволяет выделять причинно-следственные связи, понимать неоднозначность, двоякость ситуаций, вступать в диалог с обстоятельствами, совершать полностью целенаправленные действия, что приводит к трудностям понимания им происходящего. В связи с этим необходимо обогащать социальный опыт ребенка. Необходимо помнить о том, что особенности речи и интеллектуальные нарушения - не причина, а следствие аутистического развития. Именно контакты с другими людьми помогают ребенку усваивать новую информацию и социальные нормы. 

    Успешность обучения и социальной адаптации ребенка во многом зависит от адекватной эмоциональной оценки достижений и неудач ребенка. Неправильные установки родителей, нахождение в ситуации постоянной негативной оценки затрудняют адаптацию ребенка с ограниченными возможностями. Доверительные отношения между ребенком и родителем позволяют выстроить конструктивное отношение ребенка к миру, помочь ему познать радости человеческого общения. Таким образом, для облегчения положения ребенка с ограниченными возможностями необходимо постоянное повышение уровня педагогической компетенции родителей.

    Список литературы:

    1. Никольская, О.С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной среды: содержание подхода / О.С. Никольская // Дефектология. – 2014. –№ 4. –С.26.

    2. Янушко, Е.А. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта / Е.А. Янушко // Портал об аутизме [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.autism.ru/autism.asp (Дата обращения 10.03.2019г.). 

    3. Карвасарская, И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми // Портал психологического центра Адалин [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/r_02_00/r_02_04e.shtml (Дата обращения: 15.09.19 г.)

    Публикации
  • Развитие творческой активности воспитанников на занятиях по ручному труду. - статья Ивановной Л. Л.

    Развитие творческой активности воспитанников 

    на занятиях по ручному труду

     

    Иванова Любовь Львовна,

    инструктор по труду

     Время, в котором мы живем, ставит перед нами задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной  личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Огромный вклад в это развитие вносят занятия по ручному труду. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче и как свидетельство самореализации ребенка. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые, в свою очередь, стимулируют оценить свои силы в достижении успеха. 

    Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях социально–реабилитационного центра для несовершеннолетних «Солнышко» Ленинского района города Нижнего Новгорода.

    Тема «Развитие творческой активности воспитанников на занятиях по ручному труду» неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы. Как писал А.С.Макаренко, «творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта».

    В целях приобщения воспитанников к творчеству нужна хорошо продуманная эстетическая составляющая, которая помогает развивать художественный вкус, учит понимать искусство, побуждает строить жизнь по законам красоты. Воспитанники только тогда по-настоящему переживают радость труда, когда они своими руками создают красивые изделия. Для достижения такого результата, ребята должны ясно представлять себе, как должно выглядеть добросовестно, с любовью выполненное задание. Чтобы помочь им в этом широко используется наглядность, видеофильмы, презентации. Особое внимание обращается на эстетические требования к оформлению работ. И это не только внешняя красота. Изделие должно отвечать своему назначению и технологичности. При этом под технологичностью понимается наиболее рациональный и доступный способ изготовления отдельных деталей или изделия в целом.

    Вместе с тем, на занятиях по ручному труду большое внимание уделяется специфике взаимоотношений в коллективе, т.к. это отражается на работоспособности и настроении всех, заставляет задуматься каждого не только о себе, но и находящихся рядом. Это и есть воспитание добрых отношений в коллективе, красоты поступков поведения.

    Каждому человеку свойственно желание внести что-то новое, выполнить, украсить вещь по своему, ощутить результат собственного поиска. Воплощая свои замыслы в конкретные изделия, воспитанники как бы по-новому видят не только себя, но и своих товарищей, они убеждаются в своих возможностях, преодолевают трудности.

    Развитие творческой личности воспитанника проходит через всю систему трудового обучения и воспитания. Необходимо чтобы дети почувствовали себя творцами и могли реализовать свои творческие возможности в конкретных трудовых делах. 

    В ходе занятий ручным трудом очень радует выдумка, фантазия, проявленная детьми в ходе работы. Поэтому я стараюсь, чтобы дети проявляли творчество, выдумку, сама стремлюсь к тому, чтобы занятия были интересны для воспитанников.

    Для развития творческой инициативы на занятиях используются: 

    Дидактические игры «Покажи и назови бумагу», «Снежный ком» (в процессе игры нужно назвать последовательность выполнения работы), «Вот умелец я какой» (в игре все предложения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны на ватмане, вторая часть на отдельных полосках, которые перепутаны. Задача – разложить полоски по смыслу). 

    Дидактическая игра, являясь одной из форм обучения, соединяет познавательное и занимательное. Именно игровые моменты позволяют педагогу переключать внимание детей на практическую деятельность, минуя категорические указания.

    Еще один из используемых методов это решение кроссвордов, загадок, ребусов: «Что мы знаем о коже», « Раз стежок, два стежок», «Профессии, которые мы знаем».

    Исследовательская деятельность, например, отличие бумаги по качеству и свойствам, распознавание волокон шерсти и натурального шелка, свойства тканей.

    С самого начала необходимо приучать ребёнка планировать и организовывать свой труд, работать собранно. Для этого на первых занятиях с воспитанниками младшего возраста можно применять игры на поддержание порядка на рабочем месте. В игре «Что ушло к соседу?» выясняется, что из твоих вещей лежит на соседней половине стола, и, если к соседу действительно ничего «не ушло», объявляется внимательный рабочий.

    Для индивидуальной работы с воспитанниками повсеместно используются перфокарты, карточки-задания по разным темам программы. 

    Вопросы и задания разного уровня сложности применяются для проверки знаний и умений.

    Необходимо отметить, что творческая активность воспитанников проявляется по всем разделам программы, и, как результат, виден конкретный результат труда детей.

    Творческое развитие воспитанников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок.    Вместе с тем, успешному эстетическому развитию способствует богатство сенсорной культуры (наличие, чувство цвета, развитость обоняния и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетическую ценность предметов и явлений окружающего мира и т.д. 

    В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества характера, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

    Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в творчестве, в общении с окружающими.

     

     

    Публикации
  • Статья о дополнительном образовании. Автор - Трапезникова О. В.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

    В ГКУ «СРЦН «СОЛНЫШКО» 

    ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА»

    Трапезникова Ольга Валентиновна, методист

    Получение новых знаний – процесс захватывающий, интересный и увлекательный для детей любого возраста. В этой связи одна из миссий ГКУ СРЦН «Солнышко» заключается в развитии, саморазвитии и самореализации личности растущего человека в качестве социального субъекта средствами дополнительного образования. 

    Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дополнительное образование это не только процесс воспитания, но и обучения посредством реализации педагогами дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности за пределами основных программ социальной реабилитации. 

    Дополнительное образование позволяет максимально полно удовлетворить индивидуальные интересы каждого воспитанника. Оно обеспечивает социализацию и дальнейшую адаптацию воспитанников в социуме, а также организацию их свободного времени. Дополнительное образование – это среда объединения совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости.

    Вся система дополнительного образования строится на развитии тех задатков, которые имеются у детей разного возраста. Поэтому предлагаемые воспитанникам кружки учитывают многообразие природных склонностей детей, создавая возможности для раскрытия внутреннего потенциала личности. Кроме того, занятия творчеством с увлеченным, неравнодушным педагогом делают ребят более организованными, умеющими распознавать свои истинные увлечения, ценить и планировать свое время.

    Основными задачами в развитии системы дополнительного образования в учреждении являются следующие: 

    - предоставление равного доступа всех детей к дополнительному образованию;

    - создание развивающей гуманной среды для социального становления ребенка;

    - обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации детей и подростков;

    - модернизация образовательных программ, направленная на достижение современного качества учебных и воспитательных результатов.

    Т.о, занятия с педагогами должны обеспечить воспитанникам возможность глубже узнать себя, уточнить содержание природных задатков, сформировать те умения, которые требуются для обоснованного выбора будущей профессии.

    Программы, реализуемые нашими педагогами, адаптированы  под условия реабилитационного центра, составлены с учетом возрастных и психологических особенностей, уровня подготовки, интересов и потребностей детей, режима и временных параметров осуществления деятельности. Программы имеют социально-педагогическую и художественную направленность.

    Организационные принципы, требования к количественному составу групп определены Уставом ГКУ СРЦН «Солнышко» и требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14. Допустимое количество учащихся в группах – не менее 5 человек. Набор детей в группы происходит без специального тестирования или предварительного испытания. Срок реализации программ – 2-3 месяца. Содержание дополнительных общеразвивающих программ, продолжительность занятий и их количество определяется образовательной программой педагога, утвержденной директором учреждения, а также требованиями СанПиН. Программы реализуются в течение  всего года, включая каникулярный период. Педагоги реализуют программы в соответствии с учебными планами, в объединениях по интересам, сформированных в группы воспитанников одного возраста или разных возрастных категорий.

    В настоящее время в учреждении дополнительное образование осуществляется посредством реализации следующих программ:

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности»  социально-педагогической направленности. Возрастная категория: воспитанники 9-15 лет;

    Цель: воспитание ответственности в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений в решении элементарных вопросов в области экономики семьи, формирование активной жизненной позиции. 

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Театральный теремок". Возраст обучающихся: 7-10 лет.

    Цель: приобщать детей к театральному искусству, прививать потребность в творчестве, самореализации, развивать художественное и ассоциативное мышление, речь, эмоционально-образную сферу воспитанников; эстетическое воспитание и развитие понимающего, умного артиста и культурного театрального зрителя, обладающих художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением; создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

    3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Любимый край". Возраст обучающихся: 7-10 лет.

    Цель: изучение истории родного края, его природных особенностей, культуры и традиций Нижегородской области в доступной и интересной форме с учетом возрастных особенностей; формирование знаний о родном крае, привитие любви к своей малой родине, содействование патриотическому воспитанию несовершеннолетних воспитанников.

    4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Волшебный мир". Возраст обучающихся: 6-8 лет.

    Цель: обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности воспитанника, развитие эстетического вкуса, создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников через использование традиционных и оригинальных техник изобразительной деятельности.

    5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Все в твоих руках". Возраст обучающихся: 8-15 лет.

    Цель: воспитание нравственной личности, овладевшей правовыми знаниями, ориентированной и ведущей здоровый образ жизни, создание условий для развития социально адаптированной личности подростка, владеющей основами культуры поведения.

    6. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Душа обязана стремиться к совершенству". Возраст обучающихся: 8-12 лет.

    Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий. 

    7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Мы с друзьями – целый мир". Возраст обучающихся: 7-15 лет.

    Цель: развитие способности эффективного взаимодействия обучающихся со взрослыми и сверстниками.

    8. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Нескучалия". Возраст обучающихся: 6-14 лет.

    Цель: развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. 

    9. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Веселая затея". Возраст обучающихся: 7-15 лет.

    Цель: эстетическое развитие ребенка, развитие творческой личности способствовать развитию мелкой моторики рук воспитанников учреждения.

    10. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Творческая мастерская". Возраст обучающихся: 7-15 лет.

    Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей,  создание условий для самореализации ребенка в творчестве.

    Педагоги на каждом занятии кружковой деятельности решают целый комплекс задач, обеспечивающий разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей.

    Все без исключения руководители кружков в учреждении владеют необходимыми психолого-педагогическими знаниями, пониманием особенностей развития ребенка, непрерывно работают над повышением профессионально-педагогической компетенции. 

    Публикации
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст