
Арт-терапия как средство регуляции агрессивности подростков
Арт-терапия как средство регуляции агрессивности детей подросткового возраста
В настоящее время особую актуальность в современном мире приобретает проблема агрессивного поведения детей, а особенно детей подросткового возраста. Именно этот период в онтогенезе человека является одним из самых сложных и уязвимых, так как именно здесь происходит коренная перестройка уже ранее сложившихся и устоявшихся у подростка психологических функций. В связи с этим появляется большое количество разнообразных новообразований, которые во многом меняют мировоззрение подростков, их социальные установки, нравственные представления, представления о себе, а также межличностные отношения, приводя к переориентации на более специфическое и эмоциональное общение.
Помимо вышеперечисленных нововведений, в подростковый период возникают и большое количество разнообразных проблем и противоречий, связанных с преобразованием сложившихся установок. К основным негативным характеристикам периода подросткового возраста относят возникновение конфликтного поведения, закладывание асоциальных привычек, формирование тенденции к систематическому проявлению агрессии.
Агрессивность в этот период характеризуется некоторыми общими чертами, присущими большинству детей подросткового периода. К таким чертам относится озлобленность на внешний мир, эмоциональная неустойчивость, грубость в общении с окружающими людьми, высокая тревожность, неумение находить выход из трудных жизненных ситуаций, которые, в свою очередь, могут привести подростка к асоциальному поведению и употреблению вредных веществ, разрушающих человеческий организм.
В связи с этим основной задачей педагогов-психологов в работе с детьми подросткового возраста является выявление особенностей их поведения и состояния, а также снижение уровня агрессивности, которое можно осуществить только при знании эффективных и современных практических методов, средств и технологий.
На сегодняшний день наиболее актуальными и целесообразными психолого-педагогическими технологиями работы по снижению агрессивности подростков являются арт-терапевтические технологии.
Арт-технологии представляют собой применение техник различных видов искусств, направленных на снятие агрессии, работу со стрессом и другими негативными эмоциональными проявлениями. Для детей подросткового возраста наиболее эффективными будут такие виды арт-технологий как: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драматерапия, фототерапия, коллажирование.
Изотерапия позволит через рисунки подростка понять его чувства и переживания, особенности его внутреннего мира, эмоциональное состояние, склонность к общению и установлению контактов, а также выявить негативные проявления, присущие подростку.
Песочная терапия – это очень интересный и эффективный на сегодня метод работы с песком. Создавая различные композиции с использованием разнообразных фигурок и объектов, а затем, рассказывая о них, подростки смогут не только выразить свои чувства и переживания, но и открыть для себя пути разрешения трудностей, выработать новые способы отношений с окружающими.
Библиотерапия ˗ это творческое сочинение или работа с литературными формами. С помощью написанного подростком сочинения, например, на такие темы как: «Моё поведение с окружающими», «Как научиться бесконфликтному взаимодействию?», « Как контролировать свои эмоции и чувства?», можно проследить отношение подростка к окружающим его людям, понять особенности межличностного общения, а также найти способы положительного выхода из конфликтных ситуаций.
Драматерапия представляет собой разыгрывание какого-либо сюжета, что прямым образом будет способствовать нахождению путей выхода из ситуаций, вызывающих агрессию, напряжение и стресс, так как в процессе постановки сюжета, определения и проигрывания ролей происходит прямое общение и взаимодействие.
Танцевальная терапия наилучшим образом позволяет выплеснуть негативную энергию, проиграть агрессивные импульсы и снять мышечное напряжение в процессе танца.
Музыкотерапия строится на подборе целесообразных мелодий, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм, улучшив настроение, общее самочувствие, снизив уровень тревожности и агрессии.
Работа с фототерапией при снижении уровня агрессивности подростков можно построить на создании фотоснимков, где дети будут позировать, изображая различные негативные эмоции и чувства, возникающие в их жизни по отношению к тем или иным предметам или людям, а затем сделать снимки, где подростки, наоборот, будут демонстрировать положительные состояния. После этого предложить детям проанализировать полученные фото, проработав их отрицательное поведение и настроение.
С помощью коллажирования можно предложить подросткам создать целостную картину своего внутреннего мира из разнообразного материала (вырезки из газет и журналов, фольга, нитки, обрезки тканей и т.д.), что будет способствовать пониманию внутренних составляющих подростка и нахождению способов работы с ним.
Таким образом, все рассмотренные выше арт-терапевтические технологии будут являться наиболее эффективными для детей подросткового возраста. С их помощью можно проработать основные проблемы и противоречия, возникающие у подростка в период кризиса, снизить уровень их агрессивности, тревожности, напряженности, импульсивности и стресса, а также развить все необходимые для подростка умения и навыки межличностного взаимодействия.
Для наилучшего понимания подростками методов работы с возникающим агрессивным поведением для воспитанников центра были разработаны памятки «Арт-терапевтические способы борьбы с агрессией», включающие в себя необходимую, доступную и понятную информацию по снижению агрессивности и позволяющие им самостоятельно произвести определенный набор действий, проработав свои негативные эмоции.
Педагог-психолог: Мотина А.В.
Арт-терапия как средство регуляции агрессивности детей подросткового возраста
В настоящее время особую актуальность в современном мире приобретает проблема агрессивного поведения детей, а особенно детей подросткового возраста. Именно этот период в онтогенезе человека является одним из самых сложных и уязвимых, так как именно здесь происходит коренная перестройка уже ранее сложившихся и устоявшихся у подростка психологических функций. В связи с этим появляется большое количество разнообразных новообразований, которые во многом меняют мировоззрение подростков, их социальные установки, нравственные представления, представления о себе, а также межличностные отношения, приводя к переориентации на более специфическое и эмоциональное общение.
Помимо вышеперечисленных нововведений, в подростковый период возникают и большое количество разнообразных проблем и противоречий, связанных с преобразованием сложившихся установок. К основным негативным характеристикам периода подросткового возраста относят возникновение конфликтного поведения, закладывание асоциальных привычек, формирование тенденции к систематическому проявлению агрессии.
Агрессивность в этот период характеризуется некоторыми общими чертами, присущими большинству детей подросткового периода. К таким чертам относится озлобленность на внешний мир, эмоциональная неустойчивость, грубость в общении с окружающими людьми, высокая тревожность, неумение находить выход из трудных жизненных ситуаций, которые, в свою очередь, могут привести подростка к асоциальному поведению и употреблению вредных веществ, разрушающих человеческий организм.
В связи с этим основной задачей педагогов-психологов в работе с детьми подросткового возраста является выявление особенностей их поведения и состояния, а также снижение уровня агрессивности, которое можно осуществить только при знании эффективных и современных практических методов, средств и технологий.
На сегодняшний день наиболее актуальными и целесообразными психолого-педагогическими технологиями работы по снижению агрессивности подростков являются арт-терапевтические технологии.
Арт-технологии представляют собой применение техник различных видов искусств, направленных на снятие агрессии, работу со стрессом и другими негативными эмоциональными проявлениями. Для детей подросткового возраста наиболее эффективными будут такие виды арт-технологий как: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драматерапия, фототерапия, коллажирование.
Изотерапия позволит через рисунки подростка понять его чувства и переживания, особенности его внутреннего мира, эмоциональное состояние, склонность к общению и установлению контактов, а также выявить негативные проявления, присущие подростку.
Песочная терапия – это очень интересный и эффективный на сегодня метод работы с песком. Создавая различные композиции с использованием разнообразных фигурок и объектов, а затем, рассказывая о них, подростки смогут не только выразить свои чувства и переживания, но и открыть для себя пути разрешения трудностей, выработать новые способы отношений с окружающими.
Библиотерапия ˗ это творческое сочинение или работа с литературными формами. С помощью написанного подростком сочинения, например, на такие темы как: «Моё поведение с окружающими», «Как научиться бесконфликтному взаимодействию?», « Как контролировать свои эмоции и чувства?», можно проследить отношение подростка к окружающим его людям, понять особенности межличностного общения, а также найти способы положительного выхода из конфликтных ситуаций.
Драматерапия представляет собой разыгрывание какого-либо сюжета, что прямым образом будет способствовать нахождению путей выхода из ситуаций, вызывающих агрессию, напряжение и стресс, так как в процессе постановки сюжета, определения и проигрывания ролей происходит прямое общение и взаимодействие.
Танцевальная терапия наилучшим образом позволяет выплеснуть негативную энергию, проиграть агрессивные импульсы и снять мышечное напряжение в процессе танца.
Музыкотерапия строится на подборе целесообразных мелодий, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм, улучшив настроение, общее самочувствие, снизив уровень тревожности и агрессии.
Работа с фототерапией при снижении уровня агрессивности подростков можно построить на создании фотоснимков, где дети будут позировать, изображая различные негативные эмоции и чувства, возникающие в их жизни по отношению к тем или иным предметам или людям, а затем сделать снимки, где подростки, наоборот, будут демонстрировать положительные состояния. После этого предложить детям проанализировать полученные фото, проработав их отрицательное поведение и настроение.
С помощью коллажирования можно предложить подросткам создать целостную картину своего внутреннего мира из разнообразного материала (вырезки из газет и журналов, фольга, нитки, обрезки тканей и т.д.), что будет способствовать пониманию внутренних составляющих подростка и нахождению способов работы с ним.
Таким образом, все рассмотренные выше арт-терапевтические технологии будут являться наиболее эффективными для детей подросткового возраста. С их помощью можно проработать основные проблемы и противоречия, возникающие у подростка в период кризиса, снизить уровень их агрессивности, тревожности, напряженности, импульсивности и стресса, а также развить все необходимые для подростка умения и навыки межличностного взаимодействия.
Для наилучшего понимания подростками методов работы с возникающим агрессивным поведением для воспитанников центра были разработаны памятки «Арт-терапевтические способы борьбы с агрессией», включающие в себя необходимую, доступную и понятную информацию по снижению агрессивности и позволяющие им самостоятельно произвести определенный набор действий, проработав свои негативные эмоции.
Педагог-психолог: Мотина А.В.