Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

  • Арт-терапия как средство регуляции агрессивности подростков

    Арт-терапия как средство регуляции агрессивности подростков

    Арт-терапия как средство регуляции агрессивности детей подросткового возраста

     

    В настоящее время особую актуальность в современном мире приобретает проблема агрессивного поведения детей, а особенно детей подросткового возраста. Именно этот период  в онтогенезе человека является одним из самых сложных и уязвимых, так как именно здесь происходит коренная перестройка уже ранее сложившихся и устоявшихся у подростка психологических функций. В связи с этим появляется большое количество разнообразных новообразований, которые во многом меняют мировоззрение подростков, их социальные установки, нравственные представления,  представления о себе, а также межличностные отношения, приводя к переориентации на более специфическое и эмоциональное общение.

    Помимо вышеперечисленных нововведений, в подростковый период возникают и большое количество разнообразных проблем и противоречий, связанных с преобразованием сложившихся установок. К основным негативным характеристикам периода подросткового  возраста относят возникновение конфликтного поведения, закладывание асоциальных привычек, формирование тенденции к систематическому проявлению агрессии.

    Агрессивность в этот период характеризуется некоторыми общими чертами, присущими большинству детей подросткового периода. К таким чертам относится озлобленность на внешний мир, эмоциональная неустойчивость, грубость в общении с окружающими людьми, высокая тревожность, неумение находить выход из трудных жизненных ситуаций, которые, в свою очередь, могут привести подростка к асоциальному поведению и употреблению вредных веществ, разрушающих человеческий организм.

    В связи с этим основной задачей педагогов-психологов в работе с детьми подросткового возраста является выявление особенностей их поведения и состояния, а также снижение уровня агрессивности, которое можно осуществить только при знании эффективных и современных практических методов, средств и технологий.

    На сегодняшний день наиболее актуальными и целесообразными психолого-педагогическими технологиями работы по снижению агрессивности подростков являются арт-терапевтические технологии.

    Арт-технологии представляют собой применение техник различных видов искусств, направленных на  снятие агрессии, работу со стрессом и другими негативными эмоциональными проявлениями. Для детей подросткового возраста наиболее эффективными будут такие виды арт-технологий как: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драматерапия, фототерапия, коллажирование.

    Изотерапия позволит через рисунки подростка понять его чувства и переживания, особенности его внутреннего мира, эмоциональное состояние, склонность к общению и установлению контактов, а также выявить негативные проявления, присущие подростку.

    Песочная терапия – это очень интересный и эффективный на сегодня метод работы с песком. Создавая различные композиции с использованием  разнообразных фигурок и объектов, а затем, рассказывая о них, подростки смогут не только выразить свои чувства и переживания, но и открыть для себя пути разрешения трудностей, выработать новые способы отношений с окружающими.

    Библиотерапия ˗ это творческое сочинение или работа с литературными формами. С помощью написанного подростком сочинения, например, на такие темы как: «Моё поведение с окружающими», «Как научиться бесконфликтному взаимодействию?»,  « Как контролировать свои эмоции и чувства?», можно проследить отношение подростка к окружающим его людям, понять особенности межличностного общения, а также найти способы положительного выхода из конфликтных ситуаций.

    Драматерапия представляет собой разыгрывание какого-либо сюжета, что прямым образом будет способствовать нахождению путей выхода из ситуаций, вызывающих агрессию, напряжение и стресс, так как в процессе постановки сюжета, определения и проигрывания ролей происходит прямое общение и взаимодействие.

    Танцевальная терапия наилучшим образом позволяет выплеснуть негативную энергию, проиграть агрессивные импульсы и снять мышечное напряжение в процессе танца.

    Музыкотерапия строится на подборе целесообразных мелодий, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм, улучшив настроение, общее самочувствие, снизив уровень тревожности и агрессии.

    Работа с фототерапией при снижении уровня агрессивности подростков можно построить на создании фотоснимков, где дети будут позировать, изображая различные негативные эмоции и чувства, возникающие в их жизни по отношению к тем или иным предметам или людям, а затем сделать снимки, где подростки, наоборот, будут демонстрировать положительные состояния. После этого предложить детям проанализировать полученные фото, проработав их отрицательное поведение и настроение.

    С помощью коллажирования можно предложить подросткам создать целостную картину своего внутреннего мира из разнообразного материала (вырезки из газет и журналов, фольга, нитки, обрезки тканей и т.д.), что будет способствовать пониманию внутренних составляющих подростка и нахождению способов работы с ним.

    Таким образом, все рассмотренные выше арт-терапевтические технологии будут являться наиболее эффективными для детей подросткового возраста. С их помощью можно проработать основные проблемы и противоречия, возникающие у подростка в период кризиса, снизить уровень их агрессивности, тревожности, напряженности, импульсивности и стресса,  а также развить все необходимые для подростка умения и навыки межличностного взаимодействия.

    Для наилучшего понимания подростками методов работы с возникающим агрессивным поведением для воспитанников центра  были разработаны памятки «Арт-терапевтические способы борьбы с агрессией», включающие в себя необходимую, доступную и понятную информацию по снижению агрессивности и позволяющие им самостоятельно произвести определенный набор действий, проработав свои негативные эмоции.

     

    Педагог-психолог: Мотина А.В.

     

     

     

    Арт-терапия как средство регуляции агрессивности детей подросткового возраста

     

    В настоящее время особую актуальность в современном мире приобретает проблема агрессивного поведения детей, а особенно детей подросткового возраста. Именно этот период  в онтогенезе человека является одним из самых сложных и уязвимых, так как именно здесь происходит коренная перестройка уже ранее сложившихся и устоявшихся у подростка психологических функций. В связи с этим появляется большое количество разнообразных новообразований, которые во многом меняют мировоззрение подростков, их социальные установки, нравственные представления,  представления о себе, а также межличностные отношения, приводя к переориентации на более специфическое и эмоциональное общение.

    Помимо вышеперечисленных нововведений, в подростковый период возникают и большое количество разнообразных проблем и противоречий, связанных с преобразованием сложившихся установок. К основным негативным характеристикам периода подросткового  возраста относят возникновение конфликтного поведения, закладывание асоциальных привычек, формирование тенденции к систематическому проявлению агрессии.

    Агрессивность в этот период характеризуется некоторыми общими чертами, присущими большинству детей подросткового периода. К таким чертам относится озлобленность на внешний мир, эмоциональная неустойчивость, грубость в общении с окружающими людьми, высокая тревожность, неумение находить выход из трудных жизненных ситуаций, которые, в свою очередь, могут привести подростка к асоциальному поведению и употреблению вредных веществ, разрушающих человеческий организм.

    В связи с этим основной задачей педагогов-психологов в работе с детьми подросткового возраста является выявление особенностей их поведения и состояния, а также снижение уровня агрессивности, которое можно осуществить только при знании эффективных и современных практических методов, средств и технологий.

    На сегодняшний день наиболее актуальными и целесообразными психолого-педагогическими технологиями работы по снижению агрессивности подростков являются арт-терапевтические технологии.

    Арт-технологии представляют собой применение техник различных видов искусств, направленных на  снятие агрессии, работу со стрессом и другими негативными эмоциональными проявлениями. Для детей подросткового возраста наиболее эффективными будут такие виды арт-технологий как: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драматерапия, фототерапия, коллажирование.

    Изотерапия позволит через рисунки подростка понять его чувства и переживания, особенности его внутреннего мира, эмоциональное состояние, склонность к общению и установлению контактов, а также выявить негативные проявления, присущие подростку.

    Песочная терапия – это очень интересный и эффективный на сегодня метод работы с песком. Создавая различные композиции с использованием  разнообразных фигурок и объектов, а затем, рассказывая о них, подростки смогут не только выразить свои чувства и переживания, но и открыть для себя пути разрешения трудностей, выработать новые способы отношений с окружающими.

    Библиотерапия ˗ это творческое сочинение или работа с литературными формами. С помощью написанного подростком сочинения, например, на такие темы как: «Моё поведение с окружающими», «Как научиться бесконфликтному взаимодействию?»,  « Как контролировать свои эмоции и чувства?», можно проследить отношение подростка к окружающим его людям, понять особенности межличностного общения, а также найти способы положительного выхода из конфликтных ситуаций.

    Драматерапия представляет собой разыгрывание какого-либо сюжета, что прямым образом будет способствовать нахождению путей выхода из ситуаций, вызывающих агрессию, напряжение и стресс, так как в процессе постановки сюжета, определения и проигрывания ролей происходит прямое общение и взаимодействие.

    Танцевальная терапия наилучшим образом позволяет выплеснуть негативную энергию, проиграть агрессивные импульсы и снять мышечное напряжение в процессе танца.

    Музыкотерапия строится на подборе целесообразных мелодий, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм, улучшив настроение, общее самочувствие, снизив уровень тревожности и агрессии.

    Работа с фототерапией при снижении уровня агрессивности подростков можно построить на создании фотоснимков, где дети будут позировать, изображая различные негативные эмоции и чувства, возникающие в их жизни по отношению к тем или иным предметам или людям, а затем сделать снимки, где подростки, наоборот, будут демонстрировать положительные состояния. После этого предложить детям проанализировать полученные фото, проработав их отрицательное поведение и настроение.

    С помощью коллажирования можно предложить подросткам создать целостную картину своего внутреннего мира из разнообразного материала (вырезки из газет и журналов, фольга, нитки, обрезки тканей и т.д.), что будет способствовать пониманию внутренних составляющих подростка и нахождению способов работы с ним.

    Таким образом, все рассмотренные выше арт-терапевтические технологии будут являться наиболее эффективными для детей подросткового возраста. С их помощью можно проработать основные проблемы и противоречия, возникающие у подростка в период кризиса, снизить уровень их агрессивности, тревожности, напряженности, импульсивности и стресса,  а также развить все необходимые для подростка умения и навыки межличностного взаимодействия.

    Для наилучшего понимания подростками методов работы с возникающим агрессивным поведением для воспитанников центра  были разработаны памятки «Арт-терапевтические способы борьбы с агрессией», включающие в себя необходимую, доступную и понятную информацию по снижению агрессивности и позволяющие им самостоятельно произвести определенный набор действий, проработав свои негативные эмоции.

     

    Педагог-психолог: Мотина А.В.

     

     

     

    Новости
  • "День космонавтики"

    День Космонавтики — праздник, дающий нам воспитателям отличную возможность приоткрыть для детей и родителей тайны Вселенной. Это непочатый пласт познавательной информации, которая таит всё, что так интересно детворе : тайну, сказку, фантазию без границ. Поделки ко Дню Космонавтики, представленные в нашей выставке — это возможность приблизить бесконечный мир космоса, в буквальном смысле прикоснуться руками к тайнам мироздания. Творим Вселенную своими руками.

    Воспитатель Иванова Т.Г.

     

    Новости
  • Кружок

    Кружок "Керамика"

    Кружок "Керамика"

    Лепка из глины - это увлекательное занятие для взрослых и детей. К сожалению, мастер-классы по этому виду творчества очень финансово затратны для семей.

    Поэтому на базе нашего центра мы организовали кружок для семей, сопровождаемых нашей службой "Дети в семье"!

    Занятия посещают и воспитанники центра.

    Сначала участники кружка создают изделия из глины, потом изделия сохнут, обжигаются в муфельной печке, за тем расписываются специальными глазурями, повторно обжигаются и довольные создатели своих шедевров забирают поделки домой.

    Новости
  • "День счастья!"

     

    Мероприятие, посвященное Международному дню счастья

    «Психология счастья: пути к его познанию».

     

    На свете, наверное, нет такого человека, который никогда не задавал бы себе вопрос: «Счастлив ли я?». Само по себе понятие счастье довольно-таки многогранное и сложное. Под счастьем в научной литературе понимается особая категория морального сознания личности, приносящая определенное состояние удовлетворенности от его жизнедеятельности.

    Каждый человек вкладывает в понятие счастье свои конкретные, уникальные своеобразные смыслы, определения, ценности и качества. Для кого-то счастье это дружная, счастливая и крепкая семья, для кого-то - это материальное благо, красивая внешность, привлекательная фигура. Содержание и смысл данного понятия для всех очень разнообразно, а значимость понятия счастья для каждого человека своя.

    Счастье также неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые мы испытываем к окружающему нас миру. Для того чтобы человек ощущал себя по-настоящему счастливым, ему необходимо испытывать положительные и приятные эмоциональные реакции, позволяющие ощутить гармонию с самим собой и с теми людьми, явлениями, предметами и действиями, с которыми он сталкивается в процессе своей жизнедеятельности.

    С целью раскрытия основ феномена счастья и  его составляющих в нашем  социально-реабилитационном центре было проведено мероприятие «Психология счастья: путь к его познанию».

    В рамках данного мероприятия детям было предложено рассмотреть понятие «счастье» и его специфику, проанализировать свои особенности и возможности, оценить свои собственные чувства и эмоции, определить являются ли они счастливыми людьми и понять, что для них самих значит – счастье.

    В ходе мероприятия ребятами центра был выполнен ряд заданий, способствующий раскрытию внутреннего эмоционального состояния, нахождению гармонии и удовлетворенности своей жизнью и деятельностью, осмыслению собственной значимости в этом мире и поиску путей счастливой, полной положительных эмоций и чувств жизни.

    Для проведения данного мероприятия нами использовались современные психолого-педагогические методы и технологии работы с детьми: групповая дискуссия,  где ребятам предлагалось подискутировать на тему счастья;  арт-терапевтические технологии работы (рисование, создание картинок, плакатов и т.д.), библиотерапия (работа с небольшими стихотворениями, построенной по определенной структуре), драматизация (воспроизведение небольших рассказов на тему счатья). 

    Для анализа собственных эмоций и чувств ребятами были выполнены следующие задания: «Дорожка к домику счастья», «Счастья цветик-семицветик», «Кувшин эмоций и чувств», в ходе которых они смогли раскрыть свои внутренние составляющие и обогатить их положительными качествами.

    По завершению нашего мероприятия воспитанникам были созданы  памятки «Я счастливый человек»», а также сделаны из пластилина символы счастья – птицы.

    Мероприятие «Психология счастья: путь к его познанию» сумело заинтересовать наших воспитанников, а самое главное – оно позволило сформировать у них понимание, что в их жизни могут происходить разнообразные события, насыщенные яркими, теплыми и позитивными эмоциями и чувствами, которые позволят им ощутить себя по-настоящему счастливыми людьми.

     

     

    Педагог-психолог Мотина А. В. 

    Социальный педагог Панихина И. М.

     

     

    Новости
  • "Развивающие занятия "

    Развивающие занятия проводят с воспитанниками все воспитатели и психологи.

    Это индивидуальная работа, групповые занятия. Особенно яркие и интересные занятия - изготовление поделок всей группой - коллективно-творческая деятельность!

    Ребята проявляют фантазию и креативность, а грамотные педагоги предлагают использовать для работы разнообразный материал.

    Новости
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст