Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

Новости

  • Вопросы о самостоятельности детей с аутизмом

    Вопросы о самостоятельности детей с аутизмом

    Дети с расстройством аутистического спектра требуют большего внимания и понимания от родителей. Родным придется приложить больше усилий, чтобы научить его обычным социальным и бытовым навыкам.

    Надо ли ребенка с РАС учить бытовым навыкам?

    Основная ошибка, которую совершает каждая мама — недоверие собственному ребёнку в бытовых вопросах. В зависимости от направленности и глубины расстройства, ребенку с аутизмом может быть сложно выполнять простые бытовые задачи:

    ·  убирать со стола;

    ·  одеваться;

    ·  поддерживать порядок;

    ·  следить за внешним видом;

    ·  заботиться о ком-либо.

    Обычно родителям всегда проще застегнуть самим пуговки, чем смотреть на то, как малыш может и за полчаса не справиться с задачей. Это же касается и требования по порядку и бытовым навыкам. Такое решение неправильное, малыш уже с детства должен учиться независимости. Даже если у него на выполнение простого дела уйдет больше времени, чем у обычного ребенка, ему нужно сделать его самому.

    Неумение решать бытовые вопросы привязывает детей намертво к родителям. Для малышей с аутизмом независимость – одно из самых важных достижений.

    Способны ли дети с РАС учиться бытовым и социальным навыкам?

    Каждый ребенок способен учиться, все зависит от степени развития отклонений и времени, когда поставлен диагноз. Чем раньше родители начали заниматься коррекцией и лечением, тем быстрее малыш приобретен навыки, научится общаться с обычными детьми, и станет относительно самостоятельным. Оптимальное лечение приведет к результатам, и уже к школьному возрасту малыш сможет находиться в обществе без мамы.

    Не стоит наседать на малыша. Постепенно делая маленькие шаги можно научиться вместе простейшим вещам. Определенных сроков нет, все должно проходить в игровой форме с должной долей терпения.

     

    Каким навыкам самообслуживания нужно учить детей с аутизмом?

    Однозначно ребенок должен учиться самостоятельно справляться с бытовыми вопросами. Главное, чему он должен научиться – сделай или попроси помощи. Причем часто последнее детям с РАС гораздо сложнее.

    ü  Одевание. Сюда относится умение соотносить верх и низ одежды (штаны одеваем на ноги, в рубашку просовываем руки), завязывать шнурки, обувать обувь на липучках и молнии, самостоятельно надевать верхнюю одежду, застегивать ее. Также ребенок должен уметь самостоятельно раздеваться, например, когда приходит с улицы.

     

    ü  Гигиена. Она включает комплексное использование ванной комнаты — умывание с мылом и без, мытье рук, вытирание полотенцем, открывание и закрывание крана.

    Например, учим ребёнка умывать лицо. Поставьте ребенка перед зеркалом, чтобы он видел, что делает. Сначала лучше это делать после еды — чтобы ребенку была яснее цель умывания. Мыло нельзя использовать до тех пор, пока он не научится пользоваться полотенцем для умывания. Намочите полотенце, сложите его и оберните вокруг руки ребенка, сделав из него нечто вроде рукавицы. Награду держите наготове.

    Встаньте позади ребенка. Возьмите своей рукой его руку и пройдите вместе с ним все перечисленные ниже шаги, сопровождая каждый шаг словесным указанием.

    1.   Потрите полотенцем одну его щеку. Скажите: «Умой щеку!»

    2.   Потрите подбородок. Скажите: «Умой подбородок!»

    3.   Потрите другую щеку. Скажите: «Умой щеку!»

    4.   Потрите верхнюю губу и рот. Скажите: «Умой рот!»

    5.   Потрите нос. Скажите: «Умой нос

    6.   Потрите лоб. Скажите: «Умой лоб!»

    Скажите: «Молодец! Ты умыл лицо!» — и вручите ему награду.

    После того как ребенок научится умывать лицо с вашей помощью, начните шаг за шагом обучать его делать это самостоятельно.

    1.   Взяв своей рукой руку ребенка, пройдите с ним вместе шаги 1-5. Затем уберите свои руки и скажите: «Умой лоб!» Укажите на его лоб своим пальцем. Если нужно, направьте его руку.

    2.   Уберите свою руку после окончания шага 4. Скажите: «Умой нос!» — и покажите на его нос своим пальцем. При необходимости направьте его руку. Когда он вымоет нос, укажите на его лоб и скажите: «Умой лоб!», а по окончании скажите: «Молодец! Ты вымыл лицо!» — и вручите приз.

    3.   Продолжайте занятия, убирая свою руку на шаг раньше каждый раз, когда
    ребенок овладевает очередным шагом, и делайте так до тех пор, пока ребенок не научится умывать все лицо самостоятельно. С этого момента показывайте только пальцем на соответствующую часть его лица.

    4.   Постепенно переставайте помогать — все меньше и меньше показывайте пальцем, но пока еще давайте словесные указания. Когда он будет в состоянии умываться лишь с помощью словесных указаний, постепенно (по одному) убирайте и их, пока ребенок не научится умываться без какой бы то ни было помощи с вашей стороны.

     

    ü  Уход за собой. В основном это действия, которые позволяют выглядеть опрятно, например, расчесывание (расческой или щеткой для волос), чистка зубов, использование гигиенической помады и проведение других базовых гигиенических процедур.

     

    ü  Прием пищи. Один из важнейших базовых критериев самостоятельности, который включает развитие навыков самообслуживания у детей с аутизмом, таких как умелое использование посуды (борщ наливать в глубокую тарелку, второе накладывать в мелкую), питье из стакана или через соломинку, тщательное пережевывание пищи с закрытым ртом и др.

     

    ü  Использование туалета. Умение самостоятельно вытираться, проситься в туалет, а не писать в штанишки, не бояться пользоваться общественными уборными комнатами и т.д.

     

    ü  Независимость и автономность. Наиболее труднодостижимый навык, но именно благодаря ему ребенок становится социальным. Предполагает умение делать выбор, уметь говорить “нет”, понимать желания и чувства других людей.

     

    Сможет ли ребенок с аутизмом жить самостоятельно?

    Человек с аутизмом не только может, но и должен жить своей жизнью. До определенного возраста родители воспитывают навыки в ребенке. Если уровень заболевания достаточно сложный, ему придется помогать, но основные бытовые вопросы он должен решать сам. Так как взрослая жизнь не жалеет, родители должны дать толчок развитию ребенка, но не всегда вести его за руку.

    Дети с аутизмом более сложно и непривычно воспринимают окружающий мир, но это не говорит о том, что они не должны учиться обыкновенным бытовым навыкам. Это поможет их социализации и шагам к обычной жизни. Поэтому родителям стоит приложить максимальные усилия для того чтобы остановиться и дать возможность малышу сделать это самому.

     

    Подготовила Малицкая О.Л., педагог-психолог,

    заведующий отделением ГБУ "РЦДПОВ г. Арзамаса"

     

    Новости
  • Пасхальные традиции (игры с детьми)

    Пасхальные традиции (игры с детьми)

    На светлой пасхальной неделе предлагаем вашему вниманию пасхальные игры и забавы. Основным развлечением являются игры с крашеными яйцами. Яйцо – символ Пасхи, символ жизни, пробуждения природы, земли, солнца. Поэтому все дошедшие до нас детские пасхальные игры с яйцами – это отражение древних верований и обрядов, связанных с вызовом плодородия Земли.

    Новости
  • Готовимся к школе вместе с мамой

    Готовимся к школе вместе с мамой

     

    В период самоизоляции предлагаем родителям развивать и закреплять учебные навыки у детей дома. Скоро ваш ребенок идет в школу?  Проверим насколько он готов к школьной жизни.

    Читать и писать, считать, решать простые задачи ребенка научат в школе. Более ценно, что смогут сделать родители для своих детей – научить правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.

    Что именно нужно сделать? «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах и пр. Развивайте логическое мышление. Начнем с математических представлений. К математическим способностям относится: способность обобщения математического материала, умение видеть общее у разных предметов, возможность найти главное в большом количестве различной информации и исключить ненужное, пользоваться числами и знаками, логическое мышление.

    Как развить математические способности у ребенка:

     Начинать математическое развитие нужно в виде игры и использовать вещи, которые заинтересуют малыша. Например, игрушки и бытовые предметы, с которыми он сталкивается каждый день. Акцентируя внимание на некоторых признаках предмета (цвет, форма), в ненавязчивой манере можно показать разницу в количестве предметов, ввести первые понятия о множественном и пространственном положении. После того, как ребенок научится разделять предметы по группам, можно показывать, что их можно считать и сортировать. Обратить внимание на геометрические особенности. Развитие математических способностей должно идти одновременно с основами операций с числами. Любое новое знание должно быть преподнесено при явном интересе ребенка к обучению. При отсутствии заинтересованности в предмете и его изучении, обучение ребенка проводить не стоит. Важно соблюдать баланс в обучении ребенка, чтобы развивать любовь к математике. Практически все проблемы, связанные с изучением основ этой дисциплины, имеют свое начало в первоначальном отсутствии желания познать. Что делать, если ребенку неинтересно? Если ребенок при каждой попытке обучить его основам математики уходит и скучает, то нужно:  

    -поменять форму преподнесения материала. Вероятнее всего ваши объяснения слишком сложные для понимания ребенком и не содержат игровых элементов. Дети дошкольного возраста не могут воспринимать информацию в классическом виде урока, им нужно показывать и рассказывать новый материал в ходе игры или развлечения. Сухой текст не воспринимается ребенком. Примените в обучении дидактические игры или попробуйте задействовать в обучении непосредственно ребенка. Проявите интерес к предмету без участия ребенка. Дети младшего возраста интересуются всем, что интересно их родителям. Они любят подражать и копировать взрослых. Если ребенок не проявляет интерес к какому-либо занятию, то попробуйте на глазах у ребенка начать играть с выбранными предметами. Вслух рассказывайте о том, что вы делаете.

     

    Показывайте собственную заинтересованность процессом игры. Ребенок увидит ваш интерес и присоединится. В случае, если ребенок все равно быстро теряет интерес к предмету, нужно проверить, не является ли то знание и умение, которое вы хотите ему привить, слишком сложным или легким.

    Для детей 5-7 лет длительность занятий не должна превышать 30 минут. Не стоит расстраиваться, если ребенок не захочет заниматься в конкретный день. Нужно попробовать привлечь его к обучению спустя некоторое время. Главное, помнить: материал должен быть адаптирован к возрасту ребенка. Родитель должен проявлять интерес к материалу и результатам ребенка. Ребенок должен быть готов к занятию.

     

    Как развивать математическое мышление:

    1. Начинать обучение нужно с понятий о пространственном расположении предметов. Ребенок должен понять, где находится право – лево. Что такое «выше», «ниже», «перед» и «за». Наличие этого навыка позволяет воспринимать все последующие занятия проще. Ориентирование в пространстве — основополагающее знание не только для развития математических способностей, но и для обучения ребенка чтению и письму.

    2. Изучите понятие множества предметов. Ребенок должен различать понятия много — мало, один — много, больше — меньше и поровну. Предложите палочки или карандаши разного вида в разном количестве. Предложите сосчитать их и сказать много их или мало, каких меньше и наоборот, также показывайте равенство игрушек. Хорошая игра на закрепление понятия множества — «Что в коробочке». Ребенку предлагается две коробки или ящичка, в которых находится разное количество предметов. Путем перемещения предметов между коробками ребенку предлагается сделать количество предметов больше или меньше, уровнять.  Предложите ребенку для ознакомления фигуры с большим количеством углов. Закрепление геометрических знаний проведите через рисование изученного материала, складывания разных фигур из других предметов (палочек, камушков и т.д.).

    Попробуйте измерять предметы с ребенком при помощи палочек, ленточек и других подручных материалов. В этом обучении вложено не само измерение, а принцип его проведения. Большинство педагогов советуют обучать ребенка измерению при помощи счетных палочек. Они обосновывают это удобством для ребенка и приучению его пользоваться специальным материалом. Эти палочки пригодятся при изучении единиц счета

    Количественные измерения: после изучения базовых математических понятий можно переходить к количественным измерениям и изучению чисел. Изучение чисел и их письменного обозначения происходит с раннего возраста.  Сложение и вычитание вводится в возрасте 5-6 лет и представляет собой простейшие операции на одно действие с малыми числами.

    Укажите на множество предметов, попросите найти обобщающий признак. Предлагайте ребенку решать задачи по поиску правильного ответа, ориентируя его. Покажите, что такое весы и как они действуют. Поясните, что вес можно не только почувствовать, взяв предмет в руки, но можно еще и измерить в цифрах. Научите пользоваться часами со стрелками.

    Покажите вашему ребенку, что математика есть во всем, что окружает его, стоит только присмотреться. Какие дополнительные материалы помогут обучить ребенка математике. Карточки и картинки с разным количеством предметов, с цифрами и математическими знаками, геометрическими фигурами, магнитная или меловая доска, часы со стрелкой и весы, палочки для счета.

     

    Советы родителям, которые хотят обучить ребенка основам математики:

     1.Поощряйте ребенка в его поиске ответов. Помогайте ему их находить, рассуждая. Не ругайте за ошибки и не смейтесь над неправильными ответами. Каждая попытка ребенка сделать вывод или решить задачу тренирует его способности и позволяет закреплять знания.

     2.Используйте время совместных игр для развития необходимых навыков. Акцентируйте внимание на том, что было изучено ранее, показывайте, как на практике можно использовать новый и уже закрепленный материал. Создавайте ситуации, в которых ребенку нужно будет воспользоваться знаниями, чтобы достичь определенного результата.

     3.Не перегружайте ребенка большим объемом новой информации. Дайте ему время осмыслить полученные знания через свободную игру.

     4.При обучении ребенка старайтесь задействовать все каналы поглощения информации. Кроме устного рассказа, показывайте это на различных предметах, давайте возможность пощупать и оценить вес и фактуру. Прибегайте к разнообразным формам преподнесения информации. Показывайте, как можно использовать полученные знания в жизни.

     6.Любой материал должен быть в виде игры, которая заинтересует ребенка. Хорошо способствует запоминанию азарт и вовлеченность в процесс. При отсутствии интереса ребенка к материалу остановитесь. Подумайте над тем, что было сделано не так и исправьте. Каждый ребенок индивидуален.

    Задача родителя в дошкольном возрасте не научить считать и проводить вычисления, а в развитии способностей. Если вы не научите ребенка складывать и отнимать до школы – не страшно. Если ребенок обладает математическим мышлением и умеет делать выводы, то он сможет постигнуть любые сложные операции быстро и в школе.

    Сделайте вместе с детьми дидактическое пособие из подручных материалов. Аппликацию лучше выполнять их яркой бумаги. Рулончики смастерите из картона или возьмите от туалетной бумаги. Используйте палочки, карандаши, трубочки из-под сока, полоски цветного картона.

    Новости
  • Дома интересно!

    Дома интересно!

    Уважаемые родители! Период самоизоляции — отличная возможность посвятить время детям. Им необходимо двигаться и познавать окружающий мир. Дошкольникам интересно абсолютно всё и им очень хочется поделиться своими открытиями с мамой и папой. Даже если у вас много дел по хозяйству, постарайтесь выделить немного времени своему ребёнку и научите его делать что-то новое. Предлагаем вашему вниманию варианты занятий с детьми.

    Новости
  • "Навстречу миру шаг за шагом"

    В апреле 2020 года Нижегородская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов по зрению "Перспектива" начинает работу в проекте "Навстречу миру шаг за шагом".

    Новости
  • Самоизоляция - новые возможности (советы родителям)

    Самоизоляция - новые возможности (советы родителям)

     

    Период самоизоляции — непростое психологическое и физическое испытание для семей, воспитывающих детей с особенностями развития. Важно помнить, что поведение и самочувствие детей во многом зависит от состояния родителей и всего близкого окружения.  У ребёнка меняется его повседневная жизнь и рутины, именно то, что дает ему ощущение безопасности и понятности мира, собственной жизни.

    Уважаемые родители! Предлагаем вам несколько способов наладить жизнь семьи в новых условиях:

    Новости
  • Памятка для жителей в связи с введением карантинных мероприятий

    Памятка для жителей в связи с введением карантинных мероприятий

    Памятка для жителей в связи с ведением карантинных мероприятий

    3 апреля 2020 г.

    Я Ветеран труда, получаю субсидию на оплату ЖКУ, срок выплаты  у меня закончился 01.04.2020 г. Нужно ли мне приходить с документами на переоформление субсидии?

    Нет. Приходить не нужно. Всем гражданам, получателям мер социальной поддержки, кому прекращены выплаты с 01.04.2020 г.  все социальные пособия будут продлены на шесть месяцев автоматически, без истребования каких-либо дополнительных документов до 01.10.2020 г.

    Новости
  • Глеб Никитин подписал указ о введении режима самоизоляции в Нижегородской области

    Глеб Никитин подписал указ о введении режима самоизоляции в Нижегородской области

     

    Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин внес изменения в указ «О введении режима повышенной готовности» от 13 марта 2020 года, которые предполагают установление режима самоизоляции на территории региона.

    «Сегодня с утра в режиме нон-стоп мы работали с региональным штабом. Только что я подписал указ о введении полной самоизоляции на территории Нижегородской области. Такие меры поддержал Президент России и Правительство страны. Указ вступает в силу с момента его подписания», - сказал Глеб Никитин.

    По словам губернатора, выходить из дома сейчас можно только в ближайший магазин за продуктами и товарами первой необходимости, а также чтобы погулять с домашними животными в радиусе 100 метров от места жительства, вынести мусор или получить экстренную медпомощь.

    «В последнем случае это делается только в случае отсутствия показаний для вызова скорой помощи. Если у вас поднялась температура, выходить строго запрещено, вызывайте врача на дом. Если вы работаете, то выходить на улицу можно, только чтобы добраться от дома до работы. Нельзя гулять на детских площадках, в парках и даже просто по улицам. В общественных местах требуется соблюдать дистанцию в полтора метра от другого человека», - пояснил губернатор Нижегородской области.

    В соответствии с Указом главы региона, жителям Нижегородской области запрещается покидать места проживания, пребывания, в том числе дачные и садовые участки, за исключением случаев, когда требуется экстренная неотложная медпомощь или возникает прямая угроза жизни и здоровью.

    Ограничения не относятся к пути следования от места работы и обратно домой тех, на кого не распространяется Указ Президента РФ Владимира Путина от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»: это сотрудники непрерывно действующих организаций; медицинских и аптечных организаций; компаний, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости; организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения; организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

    Ограничения не распространяются и на случаи оказания медицинской помощи, отпуска лекарственных препаратов, оказания ветеринарных услуг, деятельности правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

    «Мы разработали механизм контроля. Он использует технические возможности «Карты жителя Нижегородской области» и единой телефонной службы «112». Я поставил задачу, чтобы механизм контроля был понятен людям всех возрастов. В ближайшее время обеспечим его внедрение и разъяснение порядка его использования», - подчеркнул Глеб Никитин.

    Министерству информационных технологий и связи Нижегородской области поручено к 31 марта разработать систему контроля за перемещением граждан вне места проживания или пребывания.

    Глеб Никитин напомнил, что на 30 марта 2020 года в Нижегородской области зарегистрировано 11 подтвержденных случаев заражения коронавирусом.

    «Среди них уже есть пациенты в тяжелом состоянии, которым требуется искусственная вентиляция легких. Поэтому повторяю: ситуация серьезная! Конечно, мы предпринимаем все необходимые усилия: разворачиваем дополнительные койки, оборудуем больницы техникой, поддерживаем медицинскую промышленность. Но без вашего понимания и поддержки все эти меры будет бессмысленными», - обратился губернатор к нижегородцам.

    Он настоятельно рекомендовал жителям области соблюдать режим самоизоляции.

    «Не верьте фейкам и слухам. Паника и страх убивают разум. Но и не будьте легкомысленными. Я прошу тех, кто не относится к короновирусу серьезно: даже если вы остаетесь при своем мнении, соблюдайте правила самоизоляции ради взаимопонимания, согласия в обществе, из уважения к другим. Ведите себя достойно!» - сказал Глеб Никитин.

    Губернатор Нижегородской области еще раз поблагодарил за работу тех, кто трудится на самых ответственных постах, в том числе медиков, волонтеров.

    «Чем больше ответственности за происходящее мы будем чувствовать, тем быстрее преодолеем этот сложный период», - сказал Глеб Никитин.

    В соответствии с изменениями, внесенными в Указ Губернатора, на территории Нижегородской области приостановлено проведение любых массовых мероприятий с участием граждан, запрещено посещение парков, детских площадок и иных общественных территорий. Запрет, введенный ранее в отношении предприятий общественного питания, не распространяется лишь на столовые, буфеты, кафе, обслуживающие работников организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с Указом Президента.

    При перемещении в транспорте граждане обязаны соблюдать дистанцию не менее 1,5 метра, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

    Органам власти, организациям и индивидуальным предпринимателям, а также иным лицам, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, необходимо обеспечить соблюдение такой же дистанции, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления спецрежима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).

    Операторы сотовой связи, в соответствии с Указом губернатора Нижегородской области, должны обеспечить бесперебойную работу сетей и своевременное устранение аварийных ситуаций, а также организовать работу своих салонов обособленно с целью заключения договоров на предоставление услуг связи.

    Министерству социальной политики Нижегородской области совместно с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области поручено проработать вопрос об оказании социальной поддержки незащищенным категориям граждан, пострадавшим от распространения коронавирусной инфекции.

     

    Пресс-служба губернатора и Правительства Нижегородской области

    419-74-01

    Новости
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст