Мы открываем новую рубрику, посвященную этой задаче. Для публикации используются материалы из книг В.С.Сандрикова "Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с РАС" и открытых источников в интернете (тематические группы в ВК, Телеграмм, Обучающие платформы и т.д.)
Итак, для стимуляции речевого развития важно работать по следующим направлениям:
- Установка зрительного контакта
- Имитация движений
- Имитация действий с предметами
- Имитация звуков (произносительных движений)
- Выполнение простых инструкций
- Использование указательного жеста
Необходимо развивать коммуникативные способности ребенка. Наблюдайте за ним,за его играми, попробуйте "встроиться" в них, спровоцировать ребенка на взаимодействие. Это может быть сюжетно-ролевая игра, пение, танцы, рисование, лепка. Прислушайтесь к звукам, которые издает ребенок при игре, попробуйте отвечать на том же языке, используйте жесты, дополняющие речь (кивайте, произнося "да", указывайте на предмет, привлекая его внимание "смотри". Не стоит выполнять все желания ребенка и "предугадывать" их, дайте ему возможность выразить желание жестом или звуками. Упростите речь. Говорите медленно, утрируя артикуляцию. Говорите короткими фразами. В некоторых случаях хорошо работает визуальная поддержка, а именно картинки, которые ребенок может использовать для выражения своих желаний (любимые игрушки, еда, одежда - "хочу гулять"). И всегда следует хвалить ребенка за любые, даже минимальные достижения, закреплять малейший прогресс.
Данный материал подготовлен в рамках реализации программы "Школа для родителей с особым ребенком "Шаг навстречу".