Отделение социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Цель работы отделения: Создание благоприятных условий для социальной реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.
Задачи работы отделения:
- Расширение информированности родителей о различных направлениях социальной реабилитации
- Повышение уровня педагогической и социально-психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и взаимодействия с «особым» ребенком.
- Создание условий для формирования и развития у детей коммуникативных навыков, а также навыков игровой, досуговой, творческой и иных видов деятельности.
Не менее 350 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, проходят курс социальной реабилитации в отделении социальной реабилитации детей и подростков с ОВ в течение года. Не менее 300 детей – инвалидов, детей с ОВ – участников смен ежегодно преодолевают комплекс неполноценности, повышают самооценку, реализуют свои творческие способности и возможности самореализации, получают возможность переживать ситуацию личного успеха и чувство эмоционального переживания за команду, расширяют личностные контакты и круг интересов.
В отделении социальной реабилитации детей и подростков с ОВ проводится курс реабилитационных мероприятий, включающий в себя социально-бытовую адаптацию, игровую терапию, занятия ЛФК, курсы массажа, физиотерапию, занятия логопеда-дефектолога, музыкальную терапию, занятия в сенсорной комнате, занятия с элементами песочной терапии, глинотерапии. В отделении проводятся занятия с элементами иппотерапии с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса.
Специалисты отделения работают и предоставляют социально – реабилитационные услуги по следующим направлениям:
- программа экосистемной реабилитации детей – инвалидов и подростков «группы риска» методом иппотерапии
- социально – реабилитационная программа «Таинственный мир ощущений»
- цикл коррекционно – развивающих занятий с элементами глинотерапии для детей и подростков с ОВ «Чудеса из глины»
- цикл коррекционно – развивающих занятий в школе творческой фотографии для детей с задержкой психического развития
- цикл развивающих занятий по тестопластике для детей и семей, испытывающих трудности с социальной адаптации
- цикл коррекционно – развивающих занятий с использованием педагогической песочницы «Песочные фантазии» (для детей с особенностями в интеллектуальном развитии)
- социально – реабилитационная программа «Музыкальная капель»
- Цикл коррекционно – развивающих занятий по социально – бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг за шагом»
- программа психоэмоциональной разгрузки «Круг доверия»
- социально – реабилитационная программа по оказанию логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «От звука к фразе».
- Социально – реабилитационная программа по формированию культуры безопасного поведения на дорогах и улицах «Зеленый свет»
- Социально – реабилитационная программа «Развивайка»
- Цикл коррекционно – развивающих занятий с элементами сказкотерапии «Дорогою добра»
В рамках оказания услуг по обучению навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах был разработан цикл коррекционно – развивающих занятий по социально – бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями «Шаг за шагом». Цель цикла: создание условий для социальной адаптации в общество детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 18 лет.
В отделении социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями расширен спектр социально – психологических услуг. Стали регулярно проводиться групповые занятия с детьми и родителями «Круг доверия». Создание условий для улучшения психоэмоционального климата в семье, оказание помощи в эмоциональном принятии своего ребенка, в поиске скрытых ресурсов для эффективного общения и взаимодействия, мотивация к формированию положительных жизненных установок и позитивного мышления – этим моментам специалисты уделяют особое внимание при подготовке к занятиям. Подобные встречи - это уникальная возможность для детей и родителей обсудить свою проблему, отвлечься, посмеяться, а иногда, погрустить. Чувство ответственности, связанное с воспитанием особого ребенка, доминирует у мам, однако, с помощью специалистов, они находят в себе силы и желание взглянуть на себя по-другому, задуматься, вспомнить о самой себе, о своих интересах и увлечениях, о красоте, о любви…
В совершенствовании социально - реабилитационной работы с семьями, имеющими детей с ОВ, привлекаются к сотрудничеству социальные партнеры учреждения - Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» (г.Н.Новгород); НОООИ «Инновационный центр: в ХХI век с 21 хромосомой» «Сияние»; НРООРДИЗ «Перспектива».
Реабилитационные мероприятия, касающиеся детей с ОВ должны совершенствоваться и расширяться за счет, прежде всего, развития сферы социальной реабилитации, которую необходимо начинать как можно раньше и без отрыва от семьи. Правильная и качественная организация реабилитации детей с ОВ способствует их социальной адаптации, устраняет или компенсирует ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушениями здоровья и, в дальнейшем, создает возможности для их успешной интеграции в общество. Опыт социальной реабилитации семей, воспитывающих детей с ОВ накоплен в ГБУ «ОЦСПСД «Юный нижегородец». Освоение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в систему социальных связей и отношений, оказание помощи родителям, воспитывающим «особого» ребенка, ставка на снижение рисков, связанных с воспитанием «особенных» детей, гармонизация детско – родительских отношений – вот первоочередные задачи социальной реабилитации семей в центре.