Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Семейная реабилитация

Комплексная реабилитация семей на базе стационарного отделения

Семейная реабилитация

Целью работы специалистов стационарного отделения является осуществление семейно-ориентированной социальной работы, обеспечивающей сохранение семьи для ребенка и ребенка для семьи, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, нуждающихся с социальной адаптации

Стационарное отделение ГБУ «ОЦСПСД «Юный нижегородец» работает над решением следующих основных задач:

-увеличение объема и спектра социальных услуг семьям, нуждающихся с социальной адаптации, путем внедрения современных технологий социальной реабилитации;

-развитие социального сотрудничества при организации социального обслуживания семей;

-организация и проведение системных мероприятий по повышению профессионального уровня работников отделения.

-обогащение детско-родительских отношений опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения.

- укрепление чувства привязанности к членам своей семьи, создание условия для сохранения и развития доверительных взаимоотношений в семье.

Категории семей и детей, обслуживаемых в стационарном отделении:

многодетные;

малообеспеченные;

неполные семьи (потеря кормильца; разведенные родители, одинокие мамы);

замещающие семьи, с любой формой жизнеустройства ребенка;

семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Кадровое обеспечение:

Высококвалифицированные специалисты стационарного отделения: воспитатели и специалисты по социальной работе апробируют эффективные инновационные социальные технологии по работе со всеми категориями семей в рамках реализации программ социальной реабилитации семей.

Основные направления социально-реабилитационной работы:

- профилактика насилия и жестокого обращения с детьми;

- профилактика наркомании, алкоголизма, вредных привычек и зависимостей, по формированию здорового образа жизни семей

- профилактике ВИЧ/СПИДа и социально-обусловленных заболеваний, включая половое воспитание;

- профилактика семейного неблагополучия, организация работы с семьями «группы риска»;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- воспитание утраченных социальных связей и социально-адаптированной личности ребенка;

- профориентация детей и подростков;

- организация групп взаимной поддержки для родителей;

- организация совместного досуга и оздоровления.

Ежегодно расширяется спектр оказываемых социально-педагогических  услуг в рамках проведения работы по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми. Во время интеграционных смен, с участием детей с ограниченными возможностями, проводились «Уроки доброты»  по толерантному отношению к людям с инвалидностью  для семей  на корпусах стационарного отделения. Специалисты стационарного отделения проводят цикл бесед с родителями  по тематике « Наказывать с любовью». В отделении при работе с  семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, проводится работа по гармонизации отношений между родителями и  детьми  через игровые и конкурсные программы, спортивные мероприятия и проведение педагогического консультирования.

В рамках проведения Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми и с целью широкого распространения информации о деятельности телефонов доверия в отделении проводятся воспитательные занятия  и анкетирование подростков.

 Цель проведенных мероприятий:

  • Информировать воспитанников о том, для чего предназначен и как работает Телефон доверия.
  • Мотивировать детей обращаться за помощью на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.

Информация о телефоне доверия Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, размещена во всех жилых корпусах отделения.

В период социально-реабилитационных смен сопровождение замещающих семей, принятых на социальное обслуживание в стационарное отделение, было организовано в соответствии с программы учреждения  «Дорога к дому».

Цель программы:  Развитие системы социально-реабилитационных услуг замещающим семьям  для создания благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

        Комплекс проводимых мероприятий был направлен на формирование педагогической компетенции у членов замещающей семьи, оказание помощи приемным родителям в решении комплекса задач по успешной адаптации приемного ребенка в семью:

  • Ослабление и снятие «стресса нового образа» жизни
  • Создание благоприятных условий, способствующих развитию личности в рамках возрастной группы
  • Приобщение ребенка к культурным и духовно-нравственным ценностям как основе формирования личности и подготовки ее к дальнейшей самостоятельной жизни
  • Налаживание индивидуального общения с приемными детьми как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы.

А так же на решение ряда реабилитационных задач:

  • Развитие разнообразных форм-способов общения, взаимодействия детей и родителей
  • Совершенствование физического здоровья приемных детей
  • Улучшение эмоционального состояния приемного ребенка
  • Создание условий для присвоения ребенком семейных традиций.

Социально-реабилитационные мероприятия проводились по следующим блокам:

  1. Педагогическое просвещение.
  2. Гармонизация детско-родительских отношений.
  3. Гармонизация внутреннего мира замещающих родителей.
  4. Оздоровление детей.

Регулярно  в стационарном отделении осуществляется работа по первичной или социальной  профилактике,  направленная на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов социальной и природной среды. Профилактические мероприятия социальной реабилитации подростков и их семей представляют собой сочетание трех основных компонентов:

  1. Специфический компонент: информация о ПАВ и все мероприятия в рамках воспитательной деятельности, направленные на предупреждение злоупотребления ПАВ детьми и подростками.
  2. Неспецифический компонент: любые формы деятельности, способствующие формированию у детей и подростков позитивных убеждений в необходимости сохранения собственного здоровья, поиска ресурсного развития личности, а также формирование социально-психологической компетентности.
  3. Альтернативный компонент: создание в рамках отделения альтернативной среды, способной удовлетворить все личностные потребности детей, минуя использование психоактивных веществ.

Основой профилактической работы являются программы специалистов отделения: «Здоровье-это жизнь»           и циклы занятий « Азбука здоровья» и «Путешествие в страну здоровячков».

В работе специалистов используются следующие технологии:

  • информационные технологии профилактики наркомании и алкоголизма,
  • образовательные технологии профилактики наркомании и алкоголизма,
  • технологии занятости в профилактике наркомании и алкоголизма.

Основными формами социально-реабилитационной работы с детьми и их семьями являются:

  • Индивидуальные и групповые занятия,
  • Предметно-практическая деятельность,
  • Просветительские беседы,
  • Игровая деятельность и организация досуга.

Разумное сочетание культурно - массовых мероприятий, от­дыха, спорта и творчества дисциплинировало детей и взрослых, помогает укрепить здоровье, скорректировать эмоции, привить навыки социально адекватного поведения.

Каждую смену проводятся Дни здоровья с участием всех категорий семей, включающие в себя не только спортивные состязания, но и выступления семейных агитбригад «Семейный витамин», выпуск стенгазет, информационных буклетов по пропаганде ЗОЖ и антинаркотической рекламе: «Наркотики или жизнь», «Мы за здоровый образ жизни», «Безопасность на улице», «Дети и интернет», «Доброта спасет мир» и др.

Основная работа по профилактике ВИЧ/СПИДа и социально-обусловленных заболеваний проводится по  принципам формирования  позитивной социальной активности детей и  подростков, что  способствовало их переориентации с рискованного деструктивного поведения на безопасную и социально приемлемую деятельность. К альтернативной деятельности относятся: все возможные формы занятости подростков, спорт и творческая активность.

Профилактическая работа организована в соответствии с программой учреждения «Надежный причал» по оказанию социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной адаптации. Цель программы:  Развитие системы социально-реабилитационных услуг таким семьям  для создания благоприятных условий семейного воспитания детей.

Специалисты стационарного отделения  проводят мероприятия по оздоровлению обстановки в данных семьях. На совместных детско-родительских занятиях: « Наша семья - наша крепость», КВН «Я и моя семья», фестивалях замещающих семей «Мы вместе», созданы условия для развития навыков осознанного взаимодействия между детьми и родителями в процессе познания окружающего  мира. Организация досуговой деятельности всей семьи направлена на улучшение детско-родительских отношений. Мероприятия программ творческой реабилитации семей «Волшебство соленого теста», «Азбука вежливости», «Юные художники», «Здоровье-главная ценность человека» направлены на содействие гармонизации семейных и детско-родительских отношений посредством организации творческой деятельности родителей и детей, а также их сотворчества.

В рамках реализации программ для семей, состоящих на социальном обслуживании в отделении проводятся занятия воспитателей , экскурсии в музей Хохломы и по историческим местам г.Семенова. В рамках возрождения и сохранения культурных традиций проводились праздники Рождества, Масленницы, мастер-классы изготовлению кукол оберегов, подарков к национальным праздникам, др. конкурсы и соревнования «Вперед, мальчишки!», фестивали семей, дни здоровья.

 

 

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст