Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Психологическое насилие — это совершённое по отношению к ребенку действий, которые тормозят или вредят развитию его потенциальных способностей.

К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку.

Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

Родители — хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка.

Они определяют, что хорошо и что плохо.

Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся — виноват он.

Родители всегда должны быть защищены.

Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.

Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.

Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

любовь — это обязанность;

нежность (сильная любовь) вредна;

высокая самооценка вредна, а низкая — делает людей альтруистами;

родители заслуживают уважения по определению — просто потому, что они родители; дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

удовлетворять детские желания неправильно; суровость, грубость и холодность — хорошая подготовка к жизни;

притворяться благодарным лучше, чем откровенная неблагодарность;

то, как вы себя ведете, важнее того, что вы на самом деле собой представляете;

родители не переживут, если их обидеть;

родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Среди родительских мотивов выделяет следующие:

бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами;

потребность обладать и иметь выход для подавленных чувств;

потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;

самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;

страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;

реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский шаблон поведения достаточно невысок.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов.

ФотоФото
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст