Киберсоциализация (от англ. Cyber – в настоящий момент, связанный с компьютерными и цифровыми технологиями, в особенности со всемирной глобальной сетью интернет) - процесс социализации (приспособления) личности в киберпространстве.
Поскольку в молодежной среде сегодня красной нитью проходит установка «не модным быть не в тренде», что толкает подростка в киберпространство, где он проводит все больше и больше времени. Современная молодёжь активно использует интернет как место, позволяющее высказываться, формировать отношения, обсуждать проблемы, учиться, осваивать новые модели поведения.
Ученые выделяют 2 типа киберсоциализации:
- позитивная – безопасное освоение пользователем киберпространства с перенесением положительного опыта в жизнь;
- негативная киберсоциализаия – высокая степень вовлеченности пользователя в виртуальные коммуникации в сочетании с девиантными формами общения в интернет-среде.
Как виртуальный мир влияет на состояние человека?
Во-первых, в компьютерной игре человек действует внутри продуманной кем-то программы. В реальной жизни качества, проявленные в игре могут пригодиться, а могут и не пригодиться, они могут быть абсолютно оторванными от жизни. Зачастую лишь происходит тренировка ловкости управления «мышкой». Воля подростка страдает, выйти из затягивающей в удовольствие виртуальной реальности становится очень сложно.
Во-вторых, у детей, проводящих большую часть времени в сети, хуже развиты навыки общения. На сегодняшний момент существует вероятность, что подросток окажется социализированным в киберпространстве: будет успешно общаться в социальных сетях, на форумах, разделяя ценности тех или иных сетевых сообществ, но при этом будет проявлять незрелость и негибкость общаясь с родителями и сверстниками. Таким образом, киберсоциализация зачастую проходит успешнее и быстрее, чем социализация.
Мы живем в цифровом обществе, где мир стал легко познаваемым, появляется иллюзия, что мир близок и управляем. В условиях Интернета, гаджетов, планшетов, дети начинают боятся, что сделает плохое селфи или ему не поставят лайков, что он останется без смартфона и не сможет проверить новостную ленту, что он будет не в тренде, если не скачает себе новую игру.
Что родители могут сделать для своих детей?
- нормализовать общение в семье- то истинное общение, где ребенок интересен взрослому, а взрослый интересен ребенку;
- избегайте слишком острых реакций, помогите ребенку оценить ситуацию и найти решение, когда он обратиться за поддержкой и постарайтесь, чтобы возможностей для общения было больше;
- направляйте своего ребенка и разделяйте его интересы;
- введите правила кибергигиены, отслеживайте свое поведение и поведение ребенка в Интернете, с гаджетом, до тех пор, пока ребенок не научиться оценивать его содержание и не сформируется навык брать оттуда лучшее.
Социальный педагог ГБУ "ОЦСПСД "Юный нижегородец" Ю.И. Иванова