Откуда берет начало эта печальная тенденция? Дети не осознают необратимость смерти, у них еще нет жизненного опыта, осведомленности о пределах границы между жизнью и смертью.
Со стороны же взрослых людей выявляется непонимание причин и механизмов детского суицида.
Конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц. Повышенная острота восприятия – черта, характерная для всех молодых людей, поэтому все то, что кажется «глупостью» взрослым, может иметь для подростков решающее значение.
Особенности подросткового суицида:
· суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
· конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
· суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
· суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
· суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
Для подростка характерен максимализм, эгоцентричность, неумение прогнозировать свою жизнь, а равнодушие взрослых создает ощущение безысходности, порождают чувство отчаяния, одиночества. Это делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для подростка, совершенно неожиданно для окружающих.
Как же вести себя, если ребенок находиться в кризисном состоянии? Во-первых, родителям необходимо быть достаточно сдержанными при выражении своих эмоций по поводу даже самых неблагоприятных ситуаций для сына или дочери. Помогать детям высказывать свои чувства, взрослые должны выслушивать их (применять прием «активного слушания») без вынесения суждений или оценок, (то есть постараться принять чувства ребенка), но пояснить, что переживания и слезы из-за неприятностей — нормальное явление, они свойственны всем людям. Во-вторых, в зависимости от характера проблемной ситуации родителям необходимо внушать подростку, что происшедшее не его вина, а результат его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем. В-третьих, важнее всего всячески демонстрировать ребенку свою любовь, готовность прийти на помощь в разрешении проблемы, но одновременно давать возможность почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении, явно или косвенно.