Хорошо узнаваемая не только в России, но и во всем мире семеновская матрешка, на сегодняшний день, официально производится на нескольких предприятиях города Семенов, расположенного в нижегородской области.
Версий появления семеновской матрешки, как самостоятельного по стилистике исполнения изделия народного промысла, существует несколько. По одной из них, прототипом будущей игрушки-сувенира стала привезенная из Японии художником-передвижником (неким С.Е. Малютиным) фигурка старца-мудреца Фукуруму. Именно благодаря усилиям Малютина, а также приглашенного им к участию в проекте российского мастера В. Звездочкина, на свет появилась забавная кукла из древесины. Основная фигурка первой матрешки была выполнена в образе матери-Матрены, а остальные 8 фигурок, компактно вмещаемые друг в друга – в образе ее дочерей и спеленутого малыша.
Традиционно изготовленная и оформленная семеновская матрешка представляет собой деревянную куклу, имеющую достаточно большую площадь не закрашенных поверхностей. В то же самое время на фартуке изделия гармонично размещаются роскошные сказочные цветы внушительных размеров.
Процесс росписи семеновской матрешки начинается с наметкой художником лицевых контуров: глаз, бровей, губ, румянца. Закончив данный этап, мастер переходит к прорисовке контуров других элементов: рук, фартука, головного платка, юбки. При этом, основные силы художник бросает на работу с фартуком, украшенным великолепными цветами и являющимся, как было сказано выше, центральным элементом сувенира.
После того, как все контуры прорисованы, мастер переходит непосредственно к раскрашиванию изделия, создавая, в конечном итоге, настоящий шедевр народного промысла.
Если говорить об основных отличительных особенностях семеновской матрешки, то здесь следует отметить следующие ее характерные черты:
статность формы куклы и более тонкий, нежели, например, у сергиевской матрешки, верх;
существенный объем не закрашенных участков;
центральным элементом изделия является передник с большими цветами;
доминирование в оформлении куклы красного, синего и желтого оттенков, применяемых при раскрашивании сарафана, платка, фартука и т.д:
незначительная асимметричность расположения букета (со смещением вправо) и т.д.
Приблизительно до 1953 года семеновский вариант матрешки был менее популярен, нежели сергиевский или загорский. Но однажды оказавшись на международных выставках, проходивших за рубежом, семеновская матрешка внезапно стала гораздо популярнее своих «конкуренток». И произошло это, в первую очередь, благодаря более колоритному и красочному стилю семеновской росписи.