Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

  • Организация досуга для детей с РАС

    В 2022 году Фонд «Обнажённые сердца» выпустил для семей, где есть дети с нарушениями развития, пособие по организации досуга.

    ПОЧЕМУ ДЕТЯМ С РАС СЛОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ДОСУГ

    Трудности в общении.

    Их социальные и коммуникативные сложности часто не позволяют им  даже обратиться за помощью.

    Они просто не понимают, что разговор — это взаимный процесс. 

    Бывает, что дети с РАС не используют для коммуникации непосредственно речь и общаются с помощью жестов, изображений или приложений на девайсах, что делает их странными в глазах сверстников. 

    Особенности восприятия и эмоциональной сферы.

     Их зрительная, слуховая, тактильная гипер- или гипочувствительность делают невыносимыми виды досуга, от которых другие дети в восторге.

    Ограниченные паттерны поведения.

    Сосредоточившись на определенном поведении или теме, дети с РАС не могут переключаться и уделять внимания происходящему вокруг, а их стремление к постоянству и безопасности  мешает им пробовать новое.

    Реакция общества.

    К сожалению, далеко не все люди готовы к настоящей инклюзии. Чаще всего, детей с какими-либо особенностями другие родители не хотят видеть рядом и пускать к своим чадам. 

    Тем не менее, существуют виды полезного и интересного досуга, которые подойдут детям с аутизмом и даже могут им понравиться.

    КАКИЕ ВИДЫ ДОСУГА ПОДХОДЯТ ДЕТЯМ С РАС

    Скалодром 

     - совмещает двигательную активность, взаимодействие с тренером и выполнение различных правил, то есть разные направления развития; развивает гибкость, координацию и выносливость; позволяет почувствовать уверенность в себе.

    Зоопарк

     - обучает следовать социальным правилам; формирует интерес к окружающему миру;

    развивает восприятие, умение обобщать, сравнивать и анализировать.

    Музеи

     - обучает следовать социальным правилам (в том числе специфическим, для музея);

    помогает справиться со сложностями в обработке сенсорной информации;

    развивает навык нахождения в группе; прививает любовь к прекрасному, развивает любознательность; способствует расширению словарного запаса.

    Поездка за город

     - формирует навык взаимодействия с близкими; дает возможность планировать маршрут и свое время; предоставляет возможность разделить удовольствие от прогулки с семьей.

    Творчество

     - помогает раскрыться, развивает воображение и способности;

    учит делать выбор, справляться с трудностями, взаимодействовать;

    дает возможность получать совместное удовольствие и радоваться.

     

    НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ

    Выбор ребенка должен быть принят со стороны близких людей. 

    Важно понять, что нравится конкретному ребенку, и помочь ему принять в этом участие.

    Важна поддержка и позитив, особенно, в отношении нового опыта. 

    Отдых и досуг должен быть «ожидаемыми». 

    Делать выбор можно только на основании опыта.

    Публикации
  • Как постановка поведенческих целей и отслеживание успехов помогают детям с аутизмом

    Когда дети с аутизмом проявляют проблемное поведение, помочь могут ясные цели и отслеживание прогресса.

    Не всегда легко заметить причины поведения, когда вы загруженный родитель. Может быть, несколько трудных дней отбросят назад месяц развития или работа над одним навыком может отвлечь от другого. Поэтому отслеживание поведения вашего ребенка на протяжении определенного периода времени – это отличный способ измерить прогресс и оценить, над чем нужно еще поработать. 

    Прежде чем начать контролировать поведение, поставьте цель, которую ребенку нужно достичь. Это важно, чтобы убедиться, что вы точно знаете свою задачу. Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Цель помогает придерживаться плана и лучше понимать успехи своего ребенка.

    Рекомендации по постановке целей

    - Цель должна быть достижимой. Ставьте цель, которую можно выполнить. 

    - Цель должна быть измеримой. Ставьте цель, которую можно измерить, чтобы вы могли отслеживать прогресс.

    Пример измеримой цели: Джон завершит свою утреннюю рутину самостоятельно и без проблемного поведения до выхода в школу.

    Пример цели, которую нельзя измерить: Джон с удовольствием выполнит свою утреннюю рутину.

    Ставьте задачи. Чтобы убедиться, что ребенок делает успехи, ставьте промежуточные задачи, которые приведут к конечной цели. 

    Задача: Джон выполнит первый этап своей утренней рутины без проблемного поведения.

    Общая цель: Джон завершит свою утреннюю рутину самостоятельно и без проблемного поведения до выхода в школу.

    Теперь, когда вы знаете, к чему должны стремиться, отслеживание прогресса или его отсутствия будет ключевым в понимании, работает ваше вмешательство или нет. Знание того, как ваш ребенок реагирует на разные стратегии воспитания, поможет вам увидеть, что для него эффективно.

    Как измерить прогресс

    - Разработайте подходящую систему оценки и измерения. Если цель – выполнить утреннюю рутину, собирайте данные о проблемном поведении один раз в неделю. Таким образом, вы не будете чувствовать давление от необходимости ежедневных наблюдений.

    - Убедитесь, что вы фиксируете полезные данные. Если цель – выполнить утреннюю рутину без проблемного поведения, отслеживайте только его. Не обращайте внимания на другие виды поведения. 

    - Держите листок сбора данных там, где вы можете легко его использовать. Например, если цели касаются активностей в ванной, прикрепите таблицу для отслеживания поведения на стену в ванной. 

    - Придумайте способ анализировать собранную информацию. Потратьте время на изучение данных эффективным для вас способом. Вы можете попробовать построить график, создать таблицу с цветовой кодировкой или вести журнал наблюдений.

    - Празднуйте успех. И с краткосрочными задачами, и с долгосрочными крупными целями признание успеха и положительная обратная связь дадут вашему ребенку чувство удовлетворенности и гордости за свой прогресс.

    Мы осознаем, что каждый ребенок уникален, и для кого-то содержание данной статьи может не сработать. Это общая информация, которая не является специализированной медицинской рекомендацией. Мы надеемся, что эти советы послужат отправной точкой в поиске лучшего подхода к помощи детям с аутизмом. Всегда обращайтесь к медицинским специалистам, если у вас возникают вопросы или сомнения о здоровье вашего ребенка. В случае серьезной обеспокоенности или чрезвычайной ситуации звоните по телефону экстренных служб или незамедлительно обратитесь в ближайшее отделение скорой помощи.

    Источник: сайт «Фонд обнаженные сердца» и  Marcus Autism Center

    Публикации
  • Купала забавник

    Купала забавник

    Вода – это  особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал. Она обладает колоссальными возможностями для развития ребенка.

    - Дети получают огромное удовольствие от игр с водой.

    - Игры с водой дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы.

    - Это эффективный способ самотерапии.

    - Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука», развитию речи, памяти.

    - Игры с водой — это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развития навыков исследовательского поведения ребенка.

    Ребята, посещающие Летний оздоровительный лагерь «Центроград» на базе ГБУ «ЦСПСД города Бор», как и все дети на планете любят играть с водой. Вода их притягивает как магнит!  Поэтому 27 июня 2022 года все без исключения с удовольствием приняли участие в мероприятии «Купала забавник». Каждое задание было так или иначе вязано  водой. Воды, конечно, утекло не мало. 

    Новости
  • Кляксография

    Кляксография

    Для детей крайне важно развивать воображение. В этом помогают сказки, игры, творческие задачки, а также изобразительное искусство.

    К нетрадиционным методам изобразительного искусства можно отнести кляксографию, технику рисования для детей, которая основана на превращении капель краски на бумаге в художественные образы.

    Кляксографией называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника идеально подходит для детей, так как не требует особых навыков, задатков и талантов.  Ее можно сочетать с другими методиками, дополнять картины с помощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку или позволять им свободно растекаться.

    Сегодня для воспитанников Летнего оздоровительного лагеря «Центроград» на базе ГБУ «ЦСПСД города Бор» прошел такой мастер-класс. Тут и буйство красок, и фонтаны идей.    Ребята с удовольствием погрузились в творческий процесс, ведь для многих это первая работа в подобной технике.

    Новости
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст