2 апреля ежегодно с 2008 года отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
Аутизм – постоянное нарушение в развитии нервной системы, которое проявляется в раннем детстве и не зависит от пола, расовой принадлежности или социально-экономического статуса. На сегодняшний день в России каждый 88-й ребенок рождается с аутизмом.
Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности социального взаимодействия, нестандартные способы обучения, острый интерес к определенным темам, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.
При условии надлежащей поддержки, учета потребностей и благожелательного отношения люди с РАС могут пользоваться равными возможностями, полноправно и продуктивно участвовать в жизни общества.
Причины РАС до сих пор исследуются. В числе основных называются генетические и экологические факторы, то есть наследственность и влияние окружающей среды. За последние годы ученые открыли десятки генов, связанных с аутизмом, однако мутации в них не могут полностью объяснить ни одного случая развития этой болезни в целом и ее отдельных симптомов в частности.
Аутизм нельзя диагностировать при помощи тестов и краткого осмотра даже несколькими специалистами. Также не существует подтвержденных методов лабораторной диагностики РАС (диагноз нельзя поставить по анализу крови или с помощью КТ или МРТ). Диагностика РАС включает сбор анамнестических данных, оценку текущего (психиатрического) статуса и оценку уровня развития. Для уточнения диагноза и повышения его точности используют дополнительные стандартизированные методики, относящиеся к "золотому стандарту": ADOS-II и ADI-R (тесты на аутизм).
Непосредственного лечения РАС пока не существует. К методам с доказанной эффективностью и безопасностью относится постоянная абилитация (развитие потенциальных возможностей) на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов.
С сентября 2018 года в России началось тестирование образовательной программы для дошкольников с аутизмом. Программа нацелена на обучение детей самостоятельности, на ослабление зависимости от родителей и успешную интеграцию в общество в дальнейшем. В РФ для обучения и воспитания детей с аутизмом разработан специальный образовательный стандарт, создаются программы и методы коррекционной помощи, адаптируются зарубежные психолого-педагогические подходы.