Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Одним из главных направлений в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС в реабилитационном центре (ул. Ступина, 51а) является развитие социально-коммуникативного взаимодействия. Проблемы с коммуникацией характерны для всех детей с аутизмом независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно установить контакт с другими людьми, они не понимают, когда и как необходимо вступать в диалог.

Специалисты учреждения в работе с детьми используют вспомогательную и альтернативную коммуникацию (ВАК). На сегодняшний момент исследования показывают, что использование альтернативных средств коммуникации не может навредить ребенку и затормозить развитие вербальной речи, так как это лишь дополнительная поддержка коммуникации. При правильном использовании дополнительных средств ребенок все равно слышит обращенную к нему речь и начинает понимать ее, что является важным шагом на пути развития коммуникации.

Одним из средств альтернативной коммуникации, которое применяется в работе специалистов центра с данной категорией детей, является коммуникативное оборудование - устройства с синтезаторами речи, которые могут дать "голос" невербальным детям с РАС.

Речевые тренажёры - однокнопочные коммуникаторы, 7-уровневый конструктор-коммуникатор, коммуникатор со съемными дисками, коммуникатор «Go Talk» помогают неговорящему ребенку с РАС сообщить о своих желаниях и чувствах, выстроить простой диалог с другим человеком нажатием «говорящей» кнопки с соответствующей картинкой. Начальным этапом обучения ребенка коммуникации является знакомство с карточками, которые символизируют приветствие и прощание в речевом тренажёре. Следующий этап - знакомство с карточками «Да» и «Нет», которые помогают ребенку с РАС выразить своё согласие или нежелание.

В итоге коррекционно-развивающих занятий специалистов центра с детьми с РАС с использованием коммуникативного оборудования наблюдается снижение уровня нежелательного поведения ребенка, динамика в установлении его длительного контакта со специалистом, проявлении у детей инициативности и активности.

Положительные результаты, достигнутые на занятиях закрепляются в условиях семьи: с помощью специалистов центра родители организуют коммуникативное взаимодействие с ребенком в естественных жизненных ситуациях.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст