Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Положение об отделении оказания социальных услуг и социального  сопровождения семей с детьми

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение об отделении оказания социальных услуг и социального сопровождения семей с детьми (далее – положение) определяет цели, задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности, ответственность отделения оказания социальных услуг и социального сопровождения семей с детьми Государственного бюджетного учреждения «Многопрофильный центр «Семья» (далее – учреждение).

1.2. Отделение оказания социальных услуг и социального сопровождения семей с детьми (далее - отделение) входит в состав семейного многофункционального центра и является структурным подразделением учреждения.

1.3. В своей деятельности отделение руководствуется Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, законами Нижегородской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Нижегородской области и Правительства Нижегородской области, приказами министерства социальной политики Нижегородской области, Уставом учреждения, правилами внутреннего распорядка получателей социальных услуг учреждения и настоящим положением

1.4. Отделение возглавляет заведующий отделением, назначаемый на должность и освобождаемый от должности  директором Государственного бюджетного учреждения «Многопрофильный центр Семья».

1.5. Сотрудники отделения назначаются на должность и освобождаются от должности приказом директора учреждения.

1.6. Контроль за деятельностью отделения осуществляет директор и заместитель директора учреждения.

1.7. Отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями учреждения, с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с общественными и другими организациями.

2. Основные цели и задачи отделения 

2.1. Основными целями отделения являются:

2.1.1. Оказание конкретных видов и форм социальной помощи гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании через предоставление социальных услуг и профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

2.1.2. Оказание экстренной социально-психологической помощи путем обеспечения возможности доверительного диалога, психологического консультирования в целях преодоления имеющихся трудностей, оказание консультативной социально-педагогической помощи.

2.1.3. Осуществление профилактики безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в СОП или ТЖС, в полустационарных условиях, а так же повышение качества социального обслуживания семей с детьми и обеспечение уровня доступности предоставляемых им социальных услуг.

2.2. Основными задачами отделения являются:

2.2.1. Помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата.

2.2.2. Содействие гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений семейных отношений.

2.2.3. Оказание помощи в создании условий для успешной адаптации, реабилитации и социализации несовершеннолетних детей, содействие укреплению семьи.

2.2.4. Ознакомление родителей или законных представителей детей с особенностями психологии детского возраста.

2.2.5. Организация работы по систематизации и подбору эффективных методик и технологий оказания помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья, а также их семьям с целью повышения качества предоставляемых социальных услуг.

2.2.6. Повышение педагогической и психологической компетентности родителей, активизация их собственного потенциала в достижении максимально возможного уровня развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2.2.7. Поддержание возможностей самореализации жизненно важных потребностей получателя социальных услуг путём укрепления здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса.

2.2.8. Обучение детей и подростков навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, общения, самоконтроля.

2.2.9. Организация трудотерапевтических и профориентационных мероприятий.

2.2.10. Обеспечение квалифицированной и эффективной педагогической помощи.

2.2.11. Предоставление экстренной психологической помощи и социально-психологических услуг гражданам.

2.2.12. Проведение экстренной диагностики личности граждан: анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психологической помощи.

2.2.13.Оказание отдельных видов социальных услуг с учётом индивидуальных потребностей граждан, направленных на устранение или ослабление влияния обстоятельств ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности, в том числе, на гармонизацию внутрисемейных и детско-родительских взаимоотношений, снижение психоэмоционального напряжения, преодоление конфликтных ситуаций, мобилизацию ресурсов внутренних, включающих в себя  объёмы, сроки и порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания.

2.2.14. Повышение квалификации специалистов через аттестацию, участие в областных, районных обучающих семинарах, методических объединениях и самообразование.

2.2.15. Привлечение государственных, муниципальных, негосударственных органов, организаций и учреждений, в том числе общественных и религиозных, к решению вопросов оказания социальной помощи получателям социальных услуг и координации их деятельности в этом направлении.

2.2.16. Использование эффективных технологий и методик работы с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями), детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, а также их семьями направленных на активизацию их внутренних ресурсов, формирование чувства ответственности у родителей (законных представителей) за воспитание несовершеннолетних.

2.2.17. Обеспечение тесного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми.

3. Функции отделения 

3.1. Отделение предоставляет комплекс социальных услуг семьям и несовершеннолетним, в том числе семьям, находящимся в социально-опасном положении, несовершеннолетним, состоящим на различных видах профилактического учета.

3.2. Отделением осуществляется планирование и анализ своей работы, ведется отчетная документация по деятельности отделения, предоставлению социальных услуг.

3.3. Отделение осуществляет социальное сопровождение и обслуживание граждан, в том числе и онлайн:

  • - раннее выявление семейного неблагополучия, коррекция девиантного поведения несовершеннолетних;
  • - определение потребностей несовершеннолетних и их родителей (законных представителей);
  • -  обследование условий жизнедеятельности граждан;
  • - оказание социальной помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в решении внешних и внутренних проблем членов семьи, связанных с их педагогическим, нравственным здоровьем, правовой грамотностью;
  • - оказание гражданам срочных социальных услуг в целях предоставления неотложной помощи;
  • - проведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних;
  • - проведение работы по профилактике самовольных уходов детей из семей;
  • - проведение мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства;
  • - проведение мероприятий по профилактике употребления наркотических средств;
  • - проведение мероприятий профилактике суицидов среди несовершеннолетних;
  • - вовлечение несовершеннолетних в волонтерскую и добровольческую деятельность;
  • - в рамках межведомственного взаимодействия, содействие в предоставлении, медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение);
  • - реализация индивидуальной программы социальной реабилитации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении или индивидуальной программы социальной адаптации семьи или несовершеннолетнего;
  • - организацию деятельности групп взаимной поддержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед и другое.

3.4. Работа отделения осуществляется как на базе учреждения, так и вне его, в том числе по выездному принципу на дому, в иных учреждениях и организациях.

3.5. В рамках межведомственного взаимодействия, содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, трудовой, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

3.6. Проведение психолого-педагогической диагностики личности, установление причин возникновения проблем.

3.7. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи, в сроки, обусловленные нуждаемостью получателей социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

3.8. Участие в работе социального консилиума учреждения в целях разработки и утверждения   ИПСР и ИПСА, мониторинга и оценки эффективности социально-адаптационной и социально-реабилитационной работы.

3.9. Подготовка и размещение материалов отражающих работу отделения, материалов направленных на повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития детей, семейных и детско-родительских отношений, семейного жизнеустройства для освещения
в средствах массой информации и на интернет - ресурсах и стендах учреждения. 

3.10. Обеспечение открытости и доступности информации об отделении на официальном сайте учреждения в сети «Интернет».  

3.11. Осуществление системы мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

3.12. Организация работы по коррекции личностной сферы, эмоциональных нарушений, коммуникативной сферы, детско-родительских отношений;

3.13. Содействие гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

3.14. Ведение необходимой документации в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.

3.15. Оказание содействия другим структурным подразделениям учреждения и предоставление информации сотрудникам учреждения по вопросам, отнесенным к компетенции Отделения.

4. Категории обслуживаемых граждан 

4.1. В отделении обслуживаются следующие категории граждан:

  • - граждане из семей с несовершеннолетними детьми и несовершеннолетние дети при наличии у них обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности;
  • - граждане и несовершеннолетние дети, нуждающиеся в предоставлении срочных услуг в целях оказания неотложной помощи.

5. Порядок организации деятельности отделения 

5.1. Отделение осуществляет  деятельность, связанную с оказанием услуг, относящимся к основным видам деятельности, в соответствии с государственным заданием, утвержденным министерством социальной политики Нижегородской области.

5.2. Эффективность деятельности отделения обеспечивают специалисты, имеющие профильное профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы.

5.3. Кадровый состав отделения формируется согласно штатного расписания, утвержденного директором учреждения.

5.4. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности директором учреждения.

5.5.  Заведующий в соответствии с должностной инструкцией даёт указания, обязательные для исполнения всеми специалистами отделения, несёт персональную ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

5.6. Специалисты отделения осуществляют свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями, утвержденными директором учреждения.

5.7. Деятельность отделения строится на следующих принципах:

  • - адресность предоставления социальных услуг;
  • - доступность социальных услуг (равные гарантированные государством права и возможности на получение необходимых социальных услуг);
  • - конфиденциальность.

5.8. Предоставление социальных услуг в отделении осуществляется в полустационарной форме социального обслуживания с учетом индивидуальных потребностей получателей социальных услуг, указанных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее -ИППСУ), на основании договора и приказа директора учреждения о зачислении на социальное обслуживание и предоставлении социальных услуг гражданину.

5.9. Предоставление срочных социальных услуг осуществляется без составления ИППСУ и без заключения договора на основании заявления получателя социальных услуг (законного представителя, родителя), а также на основании информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг, полученной от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания.

5.10. Предоставление социальных услуг осуществляется в течение срока, определённого ИППСУ и договором, предоставление срочных социальных услуг осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя срочных социальных услуг (неотложно, в момент обращения).

5.11. Социальное обслуживание получателей социальных услуг осуществляется в дневное время в течение рабочего времени, установленного Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения.

5.12. Получателям социальных услуг в отделении предоставляются следующие виды социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания:

  • - социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
  • - социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  • - социально-трудовые,  предусматривающие беседы с получателями социальных услуг, родителями/законными представителями профессиональных навыков, квалификации, предпочтительных видов трудовой деятельности, о возможностях трудоустройства, взаимодействие с центрами занятости населения;
  • - социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде;
  • - социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  • -  срочные социальные услуги.

5.13. Предоставление социальных услуг в отделении осуществляется в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям)
в Нижегородской области, утвержденным постановление Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 г. № 377 (далее - Порядок).

5.14. Социальные услуги предоставляются в соответствии со стандартом социальных услуг полустационарного социального обслуживания, являющимся приложением к Порядку (далее – Стандарт социальной услуги) и в объеме в соответствии со Стандартом социальной услуги и предусмотренном в ИППСУ.

5.15. Предоставление социальных услуг осуществляется бесплатно в соответствии с Порядком взимания платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания Нижегородской области, утвержденным постановлением правительства Нижегородской области от 06.05. 2015 г. № 268.

5.16. Документом в соответствии с которым организуется и контролируется предоставление социальных услуг в форме полустационарного социального обслуживания в отделении, является Индивидуальная программа социальной реабилитации ребенка, родителя (законного представителя) (далее - ИПСР), разработанная и утвержденная Социальным консилиумом учреждения на основе его индивидуальных потребностей в проведении социально-реабилитационной работы. ИПСР является комплексом оптимальных социально-реабилитационных мероприятий, включающий в себя виды, сроки и порядок предоставления социальных услуг, результативность их предоставления.

5.17. При предоставлении социальных услуг обеспечиваются:

  • - безопасные условия предоставления социальных услуг;
  • - соблюдение требований пожарной безопасности;
  • - соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

5.18. Основаниями прекращения предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания являются:

  • - письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания;
  • - окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с ИППСУ и (или) истечение срока действия договора;
  • - нарушение получателем социальных услуг условий, предусмотренных договором;
  • - смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;
  • - решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;
  • - осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы;
  • - обязательный перечень документов в отделении формируется в соответствии с утвержденной номенклатурой дел учреждения;
  • - специалисты отделения ведут документацию, предусмотренную утвержденной номенклатурой дел, в том числе, журнал учёта социальных услуг, личные дела получателей социальных услуг, планы, отчёты;
  • - отделение оснащено специальным оборудование, аппаратурой, диагностическими методиками и инструментами, отвечающими требованиям соответствующих нормативных документов и обеспечивающих более высокую эффективность и качество предоставляемых услуг.

6. Права и обязанности отделения 

6.1. При осуществлении своей деятельности специалисты отделения имеют право:

6.1.1. Заключать и расторгать трудовой договор в порядке и на условиях, установленных трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

6.1.2. Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовых функций и совершенствовать профессиональные знания и навыки в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

6.1.3. Получать полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем.

6.1.4. Защищать свои трудовые права, свободы и законные интересы в рамках действующего законодательства.

6.1.5. Разрешать индивидуальные и коллективные трудовые споры в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

6.1.6. Осуществлять межведомственное взаимодействие с другими учреждениями, организациями, а также отдельными гражданами при оказании социальных услуг в отделении.

6.1.7. Вносить предложения директору учреждения, заместителю директора Учреждения по вопросам совершенствования работы отделения.

6.1.8. Запрашивать и получать в установленном порядке информацию, необходимую для решения вопросов, входящих в компетенцию отделения, в соответствии с действующим законодательством.

 6.2. При осуществлении своей деятельности специалисты отделения   обязаны:

6.2.1. Иметь профессиональную подготовку и соответствовать профессиональным требованиям.

6.2.2. Знать и соблюдать действующее законодательство, национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, иные правовые акты и нормативные документы, касающиеся профессиональной деятельности, а также должностные инструкции, правила внутреннего распорядка,  санитарно-эпидемиологические нормы и правила, правила техники пожарной безопасности и обеспечение антитеррористической защищённости,  Кодекс этики и служебного поведения работников, иные  локальные нормативно-правовые акты. 

6.2.3. Соблюдать антикоррупционную политику учреждения, своевременно информировать директора учреждения о фактах склонения к коррупции.

6.2.4. Знать и соблюдать правила эксплуатации оборудования, аппаратуры, бережно относиться к имуществу учреждения.

 6.2.5. Добросовестно выполнять свои должностные обязанности, согласно трудового договора, должностной инструкции и иными документами, регламентирующими деятельность работника. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка учреждения.

 6.2.6. Предоставлять социальные услуги бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления.

6.2.7. Использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных.

6.2.8. Обеспечить конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании услуг.

6.2.9. Исполнять поручения директора и заместителя директора, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.

7. Взаимодействие 

7.1. Деятельность отделения строится на сотрудничестве с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, занятости населения, органами внутренних дел, общественными и иными организациями, а также отдельными гражданами.

7.2. В работе с клиентами отделение использует междисциплинарный подход, предполагающий привлечение специалистов структурных подразделений учреждения. 

8. Ответственность 

8.1. Ответственность за качественное и своевременное выполнение возложенных настоящим положением на отделение задач и функций несет заведующий отделением.

8.2. Каждый работник отделения несет персональную ответственность:

8.2.1. За действия (бездействия), повлекшие за собой опасные для жизни  и здоровья получателя социальных услуг последствия или иное нарушение его прав;

8.2.2.За разглашение сведений о получателе социальных услуг, ставших известными работнику в процессе трудовой деятельности в соответствии с Федеральным законном от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»;

8.2.3. За качество и своевременность выполнения возложенным положением и должностными инструкциями, и квалификационными требованиями обязанностей.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст