Летний период – это время отдыха и расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации и её осмысления, формирования новых умений и способностей, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности. Летом у детей происходит не только развитие творческого потенциала, но и разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил и здоровья. В этом направлении и ведётся работа специалистов нашего центра по социально-адаптационной помощи для несовершеннолетних. Ежегодно во время проведения летней социально-адаптационной смены более 60 ребят имеют возможность с пользой провести свободное время и получить квалифицированную помощь специалистов в различных областях.
В отделении дневного пребывания ежегодно разрабатывается и воплощаются в жизнь программа и план летней социально-адаптационной смены.
Цель программы летнего периода – организация отдыха, оздоровления и досуга детей, а также формирование системы поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В ходе ее реализации выполняются следующие задачи: оказание психологической помощи и познания себя, налаживание межличностного общения в группе, создание атмосферы защищенности и доброжелательности, формирование адекватной самооценки, развитие творческих способностей, фантазии и воображения, профилактика и коррекция тревожности, страхов, агрессии и асоциального поведения, способствование сохранению физического, психического и социального здоровья, повышение уровня адаптивных возможностей детей в детском коллективе, оказание помощи по изменению негативных стереотипов поведения, привитие навыков ЗОЖ, укрепление детского здоровья.
Программа летней смены для несовершеннолетних насыщенна и разнообразна. Особого внимания со стороны специалистов в психологической поддержке требует та категория детей, которым предстоит пойти в первый класс. Вовремя оказанная психологическая помощь, положительно сказывается на эмоциональном благополучии первоклассника. Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, используется различные методы и приемы, оказывающие положительное психологическое воздействие. Специалисты учреждения снимут напряжение, переключат от негативных переживаний, создадут доброжелательную атмосферу в группе среди ребят и взрослых, поспособствуют развитию творческих способностей, а также быстрой адаптации к новым условиям и успешной социализации. Наиболее удачными методами в социальной адаптации являются арт-терапевтические, такие как: изотерапия, сказкатеропия, фото и видео терапия, а также игровая, песочная, музыкальная, танцевальная терапия. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому необходим метод варьирования техниками и формами работы. Основным требованием, предъявляемым к программе летней социально-адаптационной смены, является то, что она должна быть насыщенна, интересна и эмоционально значима для детей, разнообразна по видам деятельности и должна удовлетворять потребностям каждого несовершеннолетнего ребёнка в реализации своих желаний и возможностей. Проводя спортивные соревнования, эстафеты, культурно-досуговые мероприятия, специалисты учреждения обеспечивают полезный для физического и психологического здоровья, полноценный, занимательный, насыщенный отдых детей. Создаются условия для проведения целенаправленных культурно-досуговых, спортивных и познавательных мероприятий, направленных на выработку стойких положительных жизненных ориентиров, смены психологического состояния, расширение кругозора, выработку необходимых социальных умений и навыков.
Летние смены традиционно включают в себя разноплановую деятельность, объединяют различные направления оздоровления и отдыха детей.
Игровые, творческие конкурсные мероприятия, которые проводятся с детьми помогают выявить лидерские, организаторские и творческие способности каждого ребёнка. Дети имеет возможность