Тренинг – это тренировка, а на любой тренировке надо сделать некоторое усилие над собой, преодолеть барьеры. Наиболее ценным для участников социально-психологического тренинга является получение, прежде всего, эмоционального опыта, развитие навыков эффективного общения и повышение коммуникативной компетентности. А чаще всего в подростковом возрасте, да и в любом другом, как - раз и возникают все эти проблемы. В этих случаях и приходят на помощь тренинг, который в непосредственной форме помогает в решении этих проблем, то есть совместное продвижение к новым знаниям и уровню личностных отношений, качеств, установок.
В любом тренинге можно выделить:
· небольшая группа участников;
· специально подобранная или разработанная система упражнений;
· доверительность общения участников тренинга;
· наличие обратной связи на занятии;
· саморефлексия каждого участника тренинга
Именно такая работа и проводится нашими специалистами с несовершеннолетними. Психологические тренинги положительно влияют на:
развитие коммуникативных, перцептивных, творческих, прогностических и организаторских способностей;
познание себя, своих возможностей, снятие психологических барьеров;
повышение уровня социальной адаптации;
коррекцию своего поведения и личностного развития.
Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:
- принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия
- игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;
- принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а воспитатель лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;
- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга;
- принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту. Использование тренинга, как формы работы с подростками будет содействовать достижению цели и реализации поставленных задач. главное требование – хорошие доверительные отношения с подростками, умение наладить деловые, дружеские взаимоотношения.