Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

Отчет о работе Государственного казенного учреждения
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних городского округа город Шахунья» за 2017 год

Социально-правовое отделение

В оздоровительном лагере – при ГУ СРЦН – 80
Прибыло за год - 87
Выбыло за год -   78  в том числе:

  • в родные семьи –75 чел.
  • ГКУ «Социальный приют  для детей и подростков городского округа «Семёновский»  д. Шалдёжка - 1
  • в приемную семью - 3

Обслужено семей – 239, человек -  974
в них: 

  • детей –   539 чел.
  • взрослых –   318 чел.

проведено рейдов – 38                                
обследовано семей – 168                             

  • в них детей –  398   
  • взрослых –  234                                                                                

категории семей:

  • неблагополучные – 56
  • неполные – 82
  • приёмные семьи - 23                                                                                                           

Оказано услуг всего:  83955

  • Социально- правовые    –   756
  • Социально- бытовые    –  59987                                               
  • Социально- педагогические    –  1957                                                
  • Социально – трудовые -962                                              
  • Социально- психологические -    1255                                              
  • Социально- медицинские   -    24019

Проведено бесед и консультаций –  249
Получено мед. полисов – 1
Получено СНИЛС - 3
Открыто сберегательных счетов - 1
Участие в судебных заседаниях- 3
Подготовлено исковых заявлений – 1
Передано справок в ГУ «Управление пенсионного фонда РФ городского округа город Шахунья»-1 
Передано справок в Районный суд г.Шахунья – 1
Передано справок в отдел МВД России по.г.Шахунья -2
Ходатайство о привлечении к административной ответственности в отдел МВД России по.г.Шахунья - 1
Передано справок в школу – 30
Передано справок родителям и приёмным родителям – 6
Составлено актов обследования - 194
Передано уведомлений в  ООП – 157
Подано справок в УСЗН - 145
Проведено 2 родительских собрания для родителей воспитанников «Правовые аспекты воспитания детей в семье», «Безопасность ребенка – обязанность родителей».
Проводилась работа с родителями детей по профилактике употребления наркотиков или употребления алкоголя

Проведены беседы и консультации с родителями:

  • «Как уберечь ребенка от вредных привычек»;
  • «Трудное поведение ребенка»;
  • «Семейные проблемы и причины их возникновения»;
  • «Организация свободного времени ребенка»;
  • «Предупрежден, значит защищен».
  • «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?»;
  • «Когда стоит бить тревогу».

Приемное отделение

Поступило 109 чел.
                 80 чел.  оздоровительный лагерь.
Всего 189 чел.

  • с I группой здоровья – 0;
  • со II группой здоровья – 164;
  • со III группой здоровья – 25;
  • с миопией – 7;
  • с тубинфицированностью – 14;
  • с тубинфицированность с гиперчувствительностью + контакт  - 3;
  • физическое развитие ниже среднего – 2;
  • физическое развитие выше среднего  – 1; по росту  - 2
  • ожирение - 2;
  • нарушением осанки – 1;
  • недостаточность питания  - 2;
  • водянка яичка   -2;
  • с кариесом – 12;
  • с кифозом   - 1;
  • с   хр. гастродуоденит -  1;
  • с гипертрофией аденоидов, миндалин – 2;
  • с задержкой психического развития - 2;
  • F 70.08 – 17;
  • с плоскостопием – 1;
  • с МАРС    - 1;
  • ВСД по смешанному типу с цефалгиями -2;
  • Эрозия шейки матки  -  1;
  • Анемия    - 2;

Прошли диспансеризацию    - 30 чел.

Составлены мини-программы цели, которых: организация лечения и оздоровления детей, формирование навыков здорового образа жизни.
На данном этапе прошли курс химиопрофилактики:

  • по анемии – 2  прошли;
  • дегельментизацию – прошли 9 и  по показаниям;
  • обследовано на гельминты  - 189 чел.
  • Гепатиты - 189 чел.
  • привито против гриппа – 30;
  • р. Манту сделана – ДСТ – 54 чел.
  • ФЛГ обследованы 14 чел.
  • Против дифтерии , столбняка - 11
  • Против кори, паротита, краснухи -  2
  • Против полиомиелита - 7

Консультации:

  • фтизиатра     - 5 чел.
  • психиатра  - 2 чел.
  • педиатра    - 3 чел.

За 2017год не было случаев травматизма и инфекционных заболеваний.

За 2017 год прошли оздоровление 189 воспитанников (80 человек лагерь и 109 человека)

Проведена антропометрия, спирометрия, динамометрия, распределение по группам здоровья, наблюдение за состоянием здоровья детей.
Сбалансированное 5-ти разовое питание позволило выполнить натуральные нормы.
Проведена  витаминизация 3го блюда аскорбиновой кислотой.

Проведены лечебно-оздоровительные мероприятия:

  • воздушные ванны с утренней зарядкой,
  • умывание водой с постепенным понижением температуры,
  • полоскание горла водой комнатной температуры,    солнечные ванны,
  • обливание ног после прогулки с постепенным понижением температуры воды,
  • Компливит,  Алфавит, Ревит
  • витаминно-минеральный комплекс,
  • сироп шиповника,
  • дыхательная гимнастика.

Мероприятия направленные на профилактику заболеваний:

  • «Уроки здоровья»: на этих занятиях дети узнали об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как сохранить здоровыми  зубы, что и как нужно есть и т.д.
  • «Модульный курс для подростков «Выбор за тобой. «Профилактика курения «Табак как прихоть и несчастье человека», «Профилактика здорового образа жизни», «Формула здоровья: я могу, я хочу, я должен!», «Профилактика вредных привычек».
  • «Школа  Неболейки. Уроки здоровья»: «Уход за зубами, глазами, ушами, забота о коже, о костях», «Как следует питаться», «Здоровая пища для всей семьи», «Оказание первой помощи при различных травмах, ушибы, ссадины, переломы, укусы насекомых»,  «Конкурс «Доктора Айболита», Профилактика педикулеза», «Профилактика наркомании и токсикомании», «Эпидемия поцелуев», «Простуда ниже пояса «Женская гигиена для школьниц».

В результате проведенных мероприятий у детей и подростков:

  • улучшилось физическое и психическое здоровье: прибыли в весе, повысился эмоциональный тонус;
  • не болели инфекционными  и простудными заболеваниями; -не было случаев травматизма; Положительный эффект оздоровления  - 99%; Минимальный эффект оздоровления     - 1 %
  • Приобрели необходимый минимум знаний по оказанию первой помощи в различных ситуациях;
  • Пополнили багаж знаний о вреде курения, о последствиях алкоголя, наркомании,  токсикомании. Новые интересы и виды деятельности
  • помогли подросткам обрести статус в среде ровесников, получили положительные эмоции и удовлетворили потребность в самореализации.

Административно-хозяйственная деятельность

В целях обеспечения безопасности при осуществлении организованных перевозок детей автомобилем  ГАЗ 322132  2013 года выпуска установлен: тахограф, ГЛОНАСС, последний осмотр проведён 14.12. 2017 года.
Автомобиль технически исправен.

Центр оборудован всеми необходимыми современными системами защиты: противопожарной, видеонаблюдением 16 камер, тревожной кнопкой «экстренного вызова». Ежемесячно проводятся технические осмотры работоспособности всех систем защиты. Имеются средства индивидуальной защиты ГДЗК-EN – 7 шт.  09.11. 2017 года приобретены  10 огнетушителей, проведена огнезащитная обработка чердачного помещения 08.12. 2015 года.

22.05.2017 года Госпожнадзором выдано Предписание № 22/1/1 об устранении требований пожарной безопасности, разработаны мероприятия с расчётами необходимого финансирования. 24.11. 2017 года  предписание выполнено.

За 2017 год по организации текущего ремонта центра проведена следующая работа: 

  • установлена пожарная сигнализация в гараже и в прачечной;
  • заменен линолеум в комнате дополнительных занятий;
  • установлена железная дверь и окно в приемном отделении;
  • сняты с учёта автомобили: ГАЗ – 2752, УАЗ – 220602, САРЗ – 3280;
  • заменены два жестких диска с большей  памятью;
  • установлены восемь противопожарных дверей и люк.

Для безопасной и бесперебойной работы систем жизнеобеспечения при подготовке к отопительному сезону выполнены все запланированные мероприятия по ремонту и ревизии коммуникаций, 21.08. 2017 года получен паспорт готовности центра к отопительному сезону.

В летний период осуществлены работы по облагораживанию территории.

В 2017 году за счёт привлечённых средств (спонсоров) пополнена материально-техническая база учреждения в следующем количестве: канцтовары, хозяйственные товары, школьные принадлежности,  тумбочки прикроватные, кровати,  шкафы детские навесные, медикаменты, новогодние подарки, спортивный инвентарь.
 
Стационарное отделение

С целью комплексного подхода к процессу реабилитации несовершеннолетних в учреждении реализуются программа «Дорога в будущее».

Цель – восстановление статуса несовершеннолетних путем вовлечения их в активную деятельность и активизацию внутренних ресурсов воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.

Задачи:

  • оказывать необходимую социальную, медицинскую, педагогическую, психологическую, правовую помощь несовершеннолетним, их родителям (лицам их заменяющим) в ликвидации трудной жизненной ситуации;
  • разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;
  • обеспечивать вхождение воспитанников в систему социальных связей, приобщать их к разнообразному социальному опыту современной жизни;
  • восстанавливать социальный статус несовершеннолетних в коллективах сверстников, удовлетворять потребность в совместной деятельности для реализации возрастных интересов;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни, улучшать физическое здоровье воспитанников;
  • создавать условия для формирования трудовых навыков и профориентации подростков; повышать самосознание личности средствами общественно полезной трудовой деятельности;
  • принимать участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Содержательная часть программы состоит из подпрограмм:

  • Социотрудовая реабилитация – подпрограмма «Труд – основа будущего»
  • Социосредовая реабилитация  -  подпрограмма «Дорогою добра»
  • Оздоровительная реабилитация – подпрограмма «Здоровье – шаг в будущее».

Социотрудовая реабилитация–подпрограмма «Труд – основа будущего»
 
Цель: развитие элементарных трудовых и профессиональных умений, оказание помощи в реализации  многообразного спектра развивающих возможностей труда в работе с детьми с девиантным поведением.

Трудовая деятельность – та форма проявления жизненной активности человека,  которая, оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе воспитанников учреждения. Трудовая деятельность служит эффективным средством восстановления личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни. Работа по трудовой реабилитации направлена, прежде всего, на развитие навыков самообслуживания, общественно полезной деятельности, творчества, навыков сельскохозяйственного труда. Практика показывает, что у дезадаптированных детей уровень этих навыков достаточно низок, так как в семьях не уделяется этому должного внимания. При поступлении трудовые навыки не были сформированы, или находились на низком уровне у 55%; средний уровень отмечался у 45% . Полученные навыки являются для большинства детей основой в дальнейшей семейной жизни, профессиональной деятельности, что повышает уровень их социально-бытовой адаптации, расширяет возможности трудоустройства.

Особое место занимают занятия в кружках. Воспитанники учатся создавать полезное своими руками, беречь труд окружающих. Поднимаясь по «ступенькам» все выше и выше, воспитанники совершенствуют свои навыки. В 2017 году в учреждении работали кружки «Ателье мелкого ремонта», «Мастерская детских фантазий», «Бисерное чудо», «Мастера - волшебники», «Мастерица», «Чудеса из бумаги», «Волшебная ниточка», «Умелые руки».

Итоги работы детей были представлены на выставках «Мамочке в подарок», «Мамин портрет», «Славься, Отечество!», «Новогодний вернисаж». Опыт показывает, что когда ребёнок видит результат своей работы, он постепенно раскрепощается, у него проходит эмоциональная напряжённость, начинает отмечаться познавательная активность.

Трудовой потенциал воспитанников применялся в общественно полезных операциях: «Уют», «Чистый участок», «Приведем планету в порядок», «День труда», «Укрась кусочек планеты», «Книжкина больница», «Чистая комната», «Куча мала» и др. В процессе общественно полезного труда у воспитанников  развиваются определенные трудовые умения и навыки:  дети учатся соблюдать чистоту и порядок в помещении и на улице, мыть игрушки, подклеивать книжки, пользоваться метлой, лопатой.

Приобщение к сельскохозяйственному труду начинается с ухода за комнатными растениями. С этой целью организуются акции «Зеленая комната», «Огород на подоконнике», «Зеленый друг» и др.

Проект «Русская роспись»  Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании воспитанников. Наши предки оставили нам огромнейший запас народной мудрости. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Проект «Природная мастерская» направлен на развитие познавательных конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе деятельности с различными материалами. Воспитанники познакомились  со свойствами материалов,  с новыми для них основными приёмами работы, с историей  и традициями праздника Пасха. Научились составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе;  изображать предмет из  нескольких  частей  выбирая  по своему желанию нить; бережному отношению к творениям природы, интерес к нетрадиционным техникам; освоили  навыки работы с ножницами и клеем.

Цикл занятий «Новогодний серпантин». Оригинальность  данного цикла занятий заключается в том, что в роли главных дизайнеров  по украшению групп  и территории центра к Новому году  были сами воспитанники. Каждый ребёнок проявил своё творчество. По  окончании цикла занятий у воспитанников  сформировались  более точные представления о подготовке и традициях празднования Нового года в России. Дети узнают об истории возникновения этого праздника. Данный цикл позволил повысить уровень творческого мышления и воображения детей, уровень развития коммуникативных навыков, привить семейно-нравственные ценности. Благодаря циклу занятий  воспитанники научились  не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать; у них будет продолжать развиваться умение видеть позицию другого ребенка.  Все дети ощутили значимость своих усилий для окружающих - каждый, кто побывает в нашем центре, заряжается новогодним настроением.

В ходе реализации проектно-исследовательской работы «Покормите птиц зимой» нами было сделано 5 кормушек, собраны и засушены ягоды рябины, шиповника, приобретено 5 кг пшеницы, 5кг пшена и гречки, 1кг семечек. Ежедневно ребята подсыпают корм. Птицы освоились в новой «столовой» и прилетают сюда пообедать.

Подпрограмма  «Здоровье – шаг в будущее».

Цель: воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Одним из важнейших направлений реабилитации является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников, преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии. Основная форма работы по подпрограмме – занятия физкультурой и спортом. Регулярные занятия укрепляют организм и помогают справиться с болезнями, хорошо влияют на внимание, память, мышление; воспитывают настойчивость, силу воли, трудолюбие, целенаправленность, коллективизм и коммуникабельность. А также, занятия физкультурой помогают воспитанникам правильно и рационально использовать своё свободное время, справляться с вредными привычками.

В рамках спортивно – оздоровительной  реабилитации были проведены следующие мероприятия:

  • Занятие «Я  выбираю здоровье»;
  • Подвижные игры «Мой веселый, звонкий мяч»;
  • Игра «Футбол»;
  • Спортивный час «Мы не можем жить без спорта», «12 палочек»;
  • Игровая программа «Веселый остров»;
  • Спортивное мероприятие «Зоологические забеги»;
  • Спортивно – игровая программа «Чемпионат веселого мяча»;
  • Спортивные соревнования «Веселые старты», «Лабиринт препятствий», «Догонялочки», «Сорванцы»;
  • Игротека «Веселья час»;
  • Командные соревнования «Один за всех и все за одного»;
  • Спортчас «Веселые игры для всех»;

Все занятия с детьми проводятся в увлекательной игровой форме, физические нагрузки на таких занятиях строго дозированы и зависят от возраста ребенка. На занятиях дети занимаются с мячами, скакалками, обручами и другим физкультурным оборудованием; играют в подвижные игры, двигаются под музыку, участвуют в спортивных эстафетах. Дети учатся общаться, развивают свои социальные навыки, укрепляют здоровье. Упражнения, игры позволяют избежать ряда болезней, таких как искривление позвоночника, плоскостопие, ожирение, укрепляют мышечный аппарат, развивают гибкостью эластичность организма, координацию.

В рамках подпрограммы проведены:

  • Проект «По дорогам безопасности» посвящен актуальной проблеме — безопасного поведения на улицах города, села и пути следования безопасного маршрута от дома до школы. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге и для закрепления знаний о ПДД необходимы практические упражнения и разъяснительная работа по данной проблеме. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, села реализуется через активную игровую деятельность
  • Проект «Здоровье в твоих руках» В ходе проекта у детей  расширились представления о пользе для здоровья овощей и фруктов; сформировались элементарные представления детей об организме  человека, о его строении и назначении внутренних органов, об органах  чувств и их значении, понимание необходимости заботиться о своем  здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни.
  • Проекты «Зимняя карусель», «Зимние забавы» направлены на создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с воспитанниками в зимний период. Дети познакомились с олимпийскими зимними видами спорта, упражнялись в ходьбе на лыжах, закрепились навыки катания на коньках; совместные занятия физкультурой,  развлечения способствовали повышению
  • уровня культуры здорового образа жизни;

Социосредовая реабилитация - подпрограмма «Дорогою добра»

Цель подпрограммы — формирование нравственных ценностей у воспитанников через систему воспитательных мероприятий.

В соответствии с комплексной программой учреждения работа по реализации подпрограммы ведется по блокам:

  • Блок «Я - личность»
  • Блок «Я и мы» («Я и мои друзья, сверстники», «Я и моя семья»)
  • Блок «Я и природа»
  • Блок «Я - гражданин»
  • Блок «Я и знания»

Блок «Я и мы» («Я и мои друзья, сверстники», «Я и моя семья»)

Цель: воспитание навыков общения и поведения, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Реабилитационный процесс направлен на возвращение ребенка в социум, повышение социального статуса ребенка в среде сверстников. Для решения этих задач реализуются реабилитационные проекты:

Проект «Наша дружная семья». Воспитанники узнали, что такое  «Семейный альбом», генеалогическое древо и как оно оформляется, какие бывают семейные традиции и праздники, как правильно вести себя в гостях, какие бывают подарки, как  их дарить и принимать. Дети участвовали в различных конкурсах, играх, беседах, читали стихи, пели частушки. У них развивалась интонационная выразительность, память, сообразительность.

Проекты «Уроки вежливости», «Путешествие в страну вежливых слов».       В результате работы по проектам повысился уровень культуры поведения воспитанников в обществе. Многие воспитанники знают и, в основном, соблюдают нормы поведения. Хотя, если они знают, что рядом нет взрослых, соблюдать нормы поведения и необязательно. Из этого  следует, что у воспитанников недостаточно  развит  уровень  самоконтроля. На следующий  год необходимо  продолжить  работу  по  этой  программе, уделяя  особое  внимание  развитию  навыков  самоконтроля.

Проект «Традиции русского гостеприимства». Воспитанники познакомились с нормами и правилами  культуры поведения и общения, с понятиями «гость», «гостеприимство», «незваный гость»,  с правилами «гостя»,  правилами поведения в гостях, за столом. Дети познакомились с историей чаепития, видами  и свойствами чая, приобрели практические умения  по сервировке стола. Активизировался словарь предметами  посуды, связная речь через использование загадок, при работе с пословицами.

С целью создания условий для формирования позитивного отношения к старшему поколению, сверстникам, малышам организован трудовой десант «Рука помощи». Воспитанники оказывают посильную помощь пожилым людям, проживающим на территории села. Проведено 2 операции «Милосердие» в ГБУ «Сявский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Воспитанники выступали с концертами, подготовили  подарки, поздравления с праздником. Принимая участие в подготовке мероприятий, воспитанники учились видеть чужую боль, заботиться и понимать чувства других людей.

Блок «Я и природа»

Цель: формирование знаний о природе, развитие экологически сообразного поведения.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие воспитанников, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой. Воспитать доброго отзывчивого человека можно только через общение с природой.  

Реализацию программы осуществлялось через разные виды деятельности и формы работы:

Проект «Лес – кладовая природы»  Цель проекта  воспитать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Рассматриваем природный объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.
Но экологические знания являются лишь основой экологического сознания, заниматься только просвещением воспитанников недостаточно. Мы приобщаем их к практической деятельности. Наша цель — закрепление норм поведения в природе, воспитание понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях. Воспитанники обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадке декоративных растений на участке.

Проект «Деревья на экологической тропе» одна из современных форм воспитания детей — работа в экологически значимом пространстве, на маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, воспитанники расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени.
Результаты наблюдений анализируются, систематизируется и обсуждается на занятиях.

Блок «Я - гражданин»

Цель: воспитание гражданско - патриотических качеств личности.

Работа над блоком состояла из:

Проекты «С чего начинается Родина», «Наша Родина - Россия».
Направлены на воспитание гражданственности и патриотизма у воспитанников. Занятия построены таким образом, чтобы дат понять воспитанникам, что они являются частью народа, огромной и богатой страны, гражданами России. Они знакомятся с малой родиной - с местом, где они живут. Знакомство воспитанников с родным краем, своей страной: с историко - культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Проект «Народная тряпичная кукла» направлен на формирование у воспитанников интереса к русской народной  культуре через образ традиционной русской куклы. 

Воспитанники  познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением. Изучили историю традиционной русской народной куклы и ее виды. Собрали информацию о содержании «Бабушкиного сундука» и что в нем хранилось. Освоили технологию выполнения тряпичных кукол «Рождественская коза», «Масленица»,  «Птица Радость», «Веснянка», «Кукушечка»  «Счастье», «Купавка», «Житница». Воспитанники познакомились с материалами, инструментами и приспособлениями для изготовления кукол.

Все дальше в глубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать воспитанникам величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу - одна из задач патриотического воспитания, которую необходимо решать. В ходе работы над циклом занятий «Юные герои ВОВ и их подвиги» расширялись и систематизировались начальные знания воспитанников о Великой Отечественной войне, развивался познавательный интерес к истории своей страны, воспитывалось уважительное отношение к детям того времени, которым пришлось многое испытать. В учреждении проведен цикл тематических занятий: «Великий май – Победный май», «Русский солдат умом и силой богат», «Я помню! Я горжусь!», игровая программа «Будущие солдаты», беседа-практикум «Письмо неизвестному солдату», акция «Открытка ветерану», конкурс рисунков «Мы помним о подвиге»; оформление стенда «Страницы войны», просмотр кинофильма «Они сражались за Родину».

Дети разучивали стихи и песни, посвященные героическому прошлому нашего народа, воспитатели знакомили с художественной литературой о войне, читали истории и были о войне, о детях-героях, городах-героях, об истории орденов и медалей ВОв, героях ВОв. Дети создавали поздравительные открытки и сувениры к празднику.

В честь Дня Победы в учреждении состоялась концертная праздничная программа «Это праздник со слезами на глазах». На празднике прозвучали стихи, песни о Великой Отечественной войне. Дети старались донести до зрителей все свои чувства и впечатления о тех грозных годах. Каждое слово о Великой Отечественной войне покрывало грустью глаза всех участников и гостей праздника.

Блок «Я и знания»

Цель: формирование воспитанников информированности, компетентности, положительного отношения к учению и пониманию роли и значения знаний в жизни человека.
Для того чтобы побудить у несовершеннолетних желание учиться, активно включиться в познавательную деятельность, применялись:

Проект «Фокусы и эксперименты» Детям присуща неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Занятия по проекту представили возможность воспитанникам самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Проект «Клуб путешественников» Работа по проекту  заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной форме. Ролевые игры, экскурсии, презентации позволяют поддерживать познавательный интерес воспитанников. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного.
Разнообразные темы проекта позволяют воспитанника не только получить ответы, но и самим познать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание  уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Проект «Мы и космос» направлен на развитие у воспитанников более точных представлений об отечественной космонавтике. Воспитанники узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность участников проекта, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым. Мы не должны забывать о том, что именно в нашей стране родился и вырос первый космонавт на Земле. Проект направлен на то, чтобы повысить престиж профессии космонавта. Хочется верить, что наступит такое время, когда профессия космонавта вновь станет желанной, среди миллионов российских мальчишек и девчонок.

Проект «Русская каша – сила наша». Часто дети отказываются по утрам есть кашу, им трудно понять, почему на завтрак нужно есть кашу, а не конфеты. И даже став взрослыми, многие из нас совсем не догадываются, насколько полезна каша по утрам. И какая именно каша. Работа по проекту дает воспитанникам новые знания о знакомых продуктах питания (кашах), учить различать и называть злаковые культуры и их крупы, вызывает желание вести здоровый образ жизни.

Проект «Книга – наш друг» Актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать воспитанникам любовь к книге. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Проект «Велосипед – транспортное средство». В ходе работы по проекту воспитанники  познакомились  с видами велосипедов, их изобретателями, познакомились с правилами дорожного движения для велосипедистов. Проведено анкетирование среди воспитанников « Я и велосипед». Подготовлена «Памятка велосипедиста», которая будет напоминать о правилах езды на велосипеде.

Проект «Лишних знаний не бывает» направлен на развитие кругозора. Возможность взглянуть на привычные вещи, которые нас окружают, с другой стороны. Понять, почему это происходит так, а не иначе. Узнать историю и разнообразное назначение этих вещей.

Формы организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Оздоровительный лагерь «Берег надежды» работает на базе ГКУ «СРЦН городского округа город Шахунья». Организованы три смены с круглосуточным пребыванием с общим охватом 80 детей, из них:

Первая лагерная смена стационарного пребывания по проекту «Неугомон srcn.ru» реализовалась с 26.06. 2017 г. – по 14.07. 2017 г. Количество детей – 25 чел., (возраст с 8 – 11 лет), из них:

  • 1 ребёнок-инвалид;
  • 7 детей из семей с трудной жизненной ситуацией;
  • 9 детей из неполных семей;
  • 8 детей из многодетных семей.

Вторая лагерная смена стационарного пребывания по проекту «Регион 152» реализовывалась с 17.07.2017 – по 04.08.2017 г. Количество детей

  • 25 чел., (возраст с 12 – 15 лет), из них:
  • 6 детей из многодетных семей;
  • 9 детей из неполных семей;
  • 10 детей из малообеспеченных семей.

Третья (профильная)  лагерная смена стационарного пребывания по проекту «Тайны острова Неугомон» реализовывалась с 14.08.2017 – по 31.08.2017 г.  Количество детей – 30 чел., (26 детей из Шахунского района, 4 ребёнка из Тоншаевского района; возраст детей с 7 – 15 лет), дети из приёмных семей.

1-я и 3-я смены «Неугомон- srcn.ru», «Тайны острова Неугомон»

Актуальность реализации смен состоит в том, что в рамках проекта ребята не только отдохнули, но и получили конкретные знания, умения и навыки взаимодействия, толерантности. Лагерь дал дополнительные возможности для организации микросреды ценностного ориентирования через разнообразные социальные связи, благоприятную атмосферу.

Проект летнего оздоровительного лагеря со стационарным пребыванием проводился в виде сюжетно – ролевой игры. За время путешествия экипажи сделали остановки на 3 тематических островах - острове «Sportland» (спортивно – оздоровительное направление); «Остров добрых дел» (трудовое направление); «Острове добрых сердец» (духовно-нравственное направление) (на каждом острове экипажи находятся 5 дней).

В течение смены была организована работа органов детского самоуправления: разработано и утверждено Положение о детском органе самоуправления. Высшим законодательным органом лагеря являлось Общее собрание, которое собиралось 2 раза в смену – утверждало планы, осуществляло выборы в штаб лагеря. Совет лагеря – высший исполнительный орган детского самоуправления, который координирует работу экспедиции, решает текущие вопросы.

Вся жизнь лагеря была подчинена морской тематике: каждый участник получал звание «юнги». Экспедицию возглавлял начальник лагеря – адмирал. Воспитатели являлись боцманами и курировали курс корабля и экспедиции. Адмирал, капитаны, боцманы входили в состав Совета лагеря – главного органа самоуправления.  За время путешествия юнги и экипажи за участие в мероприятиях получали поощрительные индивидуальные награды в виде золотых, серебряных и бронзовых монет, и командные, в виде флажков для мачт кораблей. Свои впечатления о достижениях во время путешествия ребята заносили в «Бортовой журнал».

Началось путешествие с «Гавани встреч», где ребята познакомились с движением корабля, его маршрутом, поиграли в игры на знакомство экипажей.

Во время проведения мероприятия открытия лагерной смены, по сюжету проекта, пираты, случайно забредшие на праздник, похищают ребёнка, заранее внедрённого в группу детей под видом одного из отдыхающих в лагере. Позже, дети получили таинственный свёрток, в котором они нашли флеш-карту с видеообращением похищенного мальчика, в котором он сообщил детям о том, что пираты похитили его для того, чтобы он расшифровал старинную карту и привёл их к сокровищам. Но он не хочет, чтобы клад заполучили злые пираты, поэтому, расшифрованные части карты он будет присылать сначала ребятам, а затем – пиратам.

Связь с детьми он осуществлял через социальную сеть «ВКонтакте», где он, в целях безопасности, зарегистрирован под псевдонимом «Неугомон Верховский».

Общение с детьми происходило в группе «НЕугомон – srcn.ru». Обязательным условием получения следующего фрагмента карты являлся фотоотчёт о предыдущем дне пребывания в лагере, т.е. командиры отрядов были должны ежедневно выкладывать в группу фотоотчёт об участии отряда в проведённых мероприятиях.

Таким образом, дети, ознакомившись с условиями, отправились в увлекательное путешествие по островам в поисках клада. Основной особенностью данных лагерных смен было то, что проект «Неугомон srcn.ru» предоставил каждому ребёнку возможность попробовать себя во многих видах деятельности, а единый принцип работы с данной категорией детей, смог создать среду, где все дети максимально полно проявили свои способности и смогли не только отдохнуть и оздоровиться, но и обрести новые интересы, понять, как можно организовать своё время и жизненное пространство.

2-я смена «Регион 152»

Проект «Регион 152» по своей направленности являлся комплексным, т.е. включал в себя разноплановую деятельность, объединял различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего отдыха. Но первоочередным направлением, подчиняющим себе различные формы и виды деятельности, являлось гражданско- патриотическое.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современного общества, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, любви к родным местам, к  историческому прошлому, к родной культуре, к собственному народу и народам нашего края.

Моделью организации лагеря круглосуточного пребывания являлась игра-путешествие. Игра стала фактором социального развития личности. Особенности временного детского коллектива обеспечили довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствовало динамике игры. Игра включала в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, познакомила ребят с интересными людьми, событиями, окружающей природой.

Работа лагерной смены проходила на просторах Нижегородской области. Дети совершали виртуальное путешествие по кольцу «Регион 152», узнавая интересные факты из истории и жизни городов, символы страны и городов России, традиции, обычаи и так далее.  У детей имелась карта Нижегородской области, разделенная на районы, которые посетили дети. Посещая определенный кусок карты, каждый отряд оставлял на нем свой символический флаг, активно и результативно участвуя в творческих делах, предлагаемых в этом секторе. Каждый день смены был посвящен определенному населенному пункту на карте.

Центром лагеря являлось туристическое агентство «Регион152».

Директор турагентства – начальник лагеря.

Заместитель директора турагентства – педагог-организатор.

Экскурсоводы – воспитатели.

Путешественники – дети.

Задача  директора турагентства, его заместителя, экскурсоводов – организация плановой работы лагерной  смены.  Каждый  день  на  утренней планёрке  анализировался  проведенный  день  и планировался следующий.

Работу в отряде организовывали экскурсоводы.

Каждый отряд придумал себе название и девиз, утвердил  символику.

Каждый день отряды получали билет в следующий город и краткую информацию об особенностях путешествия (то есть таким образом знакомился с планом на день). Каждый отряд путешественников устанавливал на карте в пункте города свой символический флажок.

Рядом с картой были расположены информационные стенды:

  • «Наши успехи»
  • Законы и Заповеди путешествия
  • Режим дня

В мероприятиях, проводимых в оздоровительном лагере, принимали участие все дети. Каждый день в лагере был подчинён определённой идее, с помощью которой организовывалась деятельность детей.

Правила игры определялись законами лагерной жизни и основными направлениями деятельности воспитанников.

Туристическим агентством «Регион 152» была разработана система стимулирования успешности и личностного роста отряда и каждого  путешественника по отдельности. Каждый ребенок  мог ежедневно  получать «эмблему  сектора» за активное участие в жизни отряда и в целом  турагенства.  В конце смены подводились итоги: подсчиталось количество  эмблем разных секторов у каждого путешественника и у отряда в целом. По итогам смены победители и призеры получили призы и грамоты (индивидуальные и коллективные).

Одно из самых приоритетных направлений в процессе организации летнего отдыха – работа в школе «Юный медик». Дети в условиях лагеря приобрели знания о своем организме, о сохранении своего здоровья. Проведены занятия, посвящённые сохранению здоровья: «Успевайки» и «неуспевайки», или твой режим дня», «Свет мой, зеркальце! скажи…» (осанка, носовой платок, прическа, ногти), «Поговорим о красоте, или личная гигиена», «Не все полезно, что в рот полезло» (правильное питание)», «Почему болят зубы?», «Для чего моем руки?» и др. В конце смен ребята подводили итоги,  рассказывали о том, что они понимают под понятием «здоровым образом жизни».

Для оздоровления детей широко применялись методы оздоровления и лечебной физкультуры. Использовались природные факторы: чистый воздух, парк. Осуществлялся рациональный распорядок дня, учитывались возрастные и физические особенности каждого ребенка. Ежедневно дети получали витамины, проводились закаливающие процедуры с использованием природных факторов. Повысилась сопротивляемость  организма к различным заболеваниям

Достижения воспитанников и сотрудников:

  • участие в участие в социальном конкурсе «Голос ребенка – 2017»;
  • участие в благочинническом (отборочном) этапе XII Международного конкурса детского творчества «КРАСОТА БОЖЬЕГО МИРА» в Городецкой епархии;
  • участие в муниципальном этапе областного конкурса детского и юношеского изобразительного искусства «Мир книги»;
  • участие в муниципальном этапе областного конкурса юных техников «Модель своими руками» (2 место – 1 работа, 3 место – 1 работа);
  • участие в областном конкурсе флаеров «Мой телефон доверия» (1 место);
  • участие в областном конкурсе детского изобразительного искусства «Моя семья»;
  • участие в III областном конкурсе детских рисунков, посвященном дню Победы в Великой отечественной Войне «Мы гордимся Победой»;
  • участие в епархиальном Пасхальном  Фестивале народного творчества;
  • участие в муниципальном конкурсе «Поклонимся великим тем годам»;
  • участие в конкурсе творческих работ «При солнышке – тепло, при матери – добро»;
  • участие в муниципальном этапе областного конкурса декоративно – прикладного творчества «Творчество: традиции и современность» (1 место – 3 работы, 2 место – 3 работы, 3 место – 1 работа);
  • участие во всероссийском открытом конкурсе детского и юношеского творчества «Открытие» (1 место – 2 работы)
  • участие в рождественском фестивале народного творчества Городецкой епархии;
  • участие в муниципальном этапе областного конкурса детского и юношеского изобразительного искусства «Я рисую Мир»
  • проведена акция «Телефон доверия», посвященная Международному дню детского телефона доверия: распространено 9 информационных листов и 75 пресс-релизов с логотипом и номером общероссийского детского телефона доверия; проведены: анкетирование воспитанников «Что вы знаете о детском телефоне доверия?», тематические консультации для родителей «Телефон доверия -  в помощь родителям». Занятие – практикум «Телефон доверия», на котором детьми были проиграны ситуации разговора со специалистом службы; родительское собрание «Доверие родителей – помощь детям», размещена информация в районной газете «Знамя труда», оформлена выставка рисунков «Ты мой друг – телефон доверия»;
  • участие в областной акции «Скоро в школу» проведены следующие мероприятия:
  • Мониторинг кризисных семей, имеющих детей дошкольного возраста, с целью выявления потребностей семьи при подготовке детей к школе (15 семей);
  • Занятие «Психологические аспекты готовности ребенка к школе. Тактика родительской помощи на первых этапах адаптации в школе;
  • Познавательный марафон «День будущего первоклассника».
    • беседы «Чего я жду от школы», «О правилах поведения в школе»;
    • выставка рисунков «Букет моей учительнице»;
    • мастерская «Моя первая закладка для учебника»;
    • театрализованное представление «Приключения в стране невыученнных уроков»;
  • Распространение визиток детского телефона доверия о горячей линии «Скоро в школу» (12 визиток);
  • Акция «Портфель для первоклассника».
    • участие во Всероссийском Дне правовой помощи детям; для воспитанников проведены:
  • встреча с участковым уполномоченным полиции Отдела МВД России по городскому округу город Шахунья;
  • час правовых знаний для подростков «Права и обязанности граждан РФ»;
  • правовая игра для младших детей «Я и мои права»;
  • распространение буклетов для родителей «права ребенка в семье»;
  • выдача памятки для несовершеннолетних «Я и закон»;
  • консультирование родителей «Соблюдение прав ребенка в семье».

Работа по повышению квалификации персонала учреждения.

С целью повышения эффективности реабилитационного процесса, внедрения инновационных технологий социальной работы с несовершеннолетними и их семьями в течение года проведены 4 методических объединения с участием 18 педагогических работников учреждения, на которых рассматривались следующие вопросы:

  • «Анализ реабилитационной работы ГКУ «СРЦН города Шахунья» за 2016 год. Определение задач реабилитационной работы на 2017 год»;
  • «Профилактика употребления психоактивных веществ несовершеннолетними. Программа «Я – против!»;
  • «Панорама оздоровительной системы Учреждения в условиях организации летнего отдыха в лагере «Берег надежды»;
  • «Обучающий семинар по творческой реабилитации «Мы сможем ВСЕ!» Мастер-классы: бисероплетение, изонить, пластилинография, экспресс-вышивка лентами.

1 педагогический работник в ходе проведения аттестации подтвердил соответствие занимаемой должности; 3 педагогических работника прошли аттестацию на первую квалификационную категорию; 5 специалистов в течение года повысили квалификацию на областных семинарах и конференциях.


Скачать отчет о работе учреждения за 2017 год

Скачать отчет ГКУ «СРЦН городского округа город Шахунья» о реализации лагерной смены по проекту «Последний герой»

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст