Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

  • Семейное воспитание

     

    Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья — это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества.

    Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. Семейное воспитание — это очень сложная система. На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям.

    Самая главная, очень важная и общая задача семейного воспитания — это подготовка детей к жизни в уже существующих социальных условиях. Более узкая задача семейного воспитания — это усвоение детьми знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования личности в условиях семьи. По мнению Сулеймановой Ф.М. и Шмаковой Е.В., целью семейного воспитания является, безусловно, только формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды и которые могут, к большому сожалению, встретиться на жизненном пути каждого ребёнка. Счастье детей зависит как от семьи, так и от родителей детей. Именно родители — это первые воспитатели в жизни каждого маленького человечка, ведь только они имеют самое сильное влияние на своих детей, они знают все повадки своего чада, поведение и даже могут предвидеть заранее неприятную ситуацию, в которую может попасть их ребёнок и, соответственно, её успеть вовремя предотвратить.

    Ребёнок, который недополучил родительской любви на протяжении всего «счастливого» детства обязательно, к очень большому сожалению, вырастает недоброжелательным, озлобленным на весь мир, чёрствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда даже замкнутым, неприкаянным и даже чрезмерно застенчивым, что в будущем может очень отрицательно повлиять на жизнь ребёнка. Ребёнок, который вырос в атмосфере чрезмерной любви, ласки, заботы, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия, что тоже может сказаться отрицательно во взрослой жизни ребёнка.

    Если в семье нет ни гармонии, ни чувств, то в таких семьях развитие ребёнка осложняется и семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда и ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребёнку в любом возрасте с любовью, пониманием, заботой, лаской и внимательностью, ведь это никогда не повредит в любом возрасте растущего человека. Существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Семья заметно влияет на процессы и результаты становления личности и именно семье должны уделять первостепенное знание правильного воспитательного воздействия.

    Методы воспитания детей в семье — это те пути, при помощи которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение их же детей. Методы семейного воспитания несут яркий отпечаток личности родителей и, вероятно, неотделимы от них. Сколько родителей — столько и различных методов воспитания детей существует.

    Основные и важные методы семейного воспитания:

    - Убеждение (объяснение, внушение, совет);

    - Личный пример (родителя, старшего поколения);

    - Поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

    - Наказание (лишение каких-либо удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

    Контроль за негативными родительскими оценками ребёнка необходим ещё потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, которые возникли совсем по иным поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даёт возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, но не гнев, сочувствие, но не мстительность — именно таковы эмоции тех понимающих родителей, которые истинно любят своих детей.

    Цель семейного воспитания — это формирование таких качеств личности у ребёнка, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, которые могут встретятся на жизненном пути малыша на протяжении всей его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, также нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура, также большое влияние имеет физическое здоровье детей, их счастье — всё это зависит, безусловно, от семьи, в которой воспитывается ребёнок, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания — это приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребёнку, тем больших результатов он добьется. Именно родители — первые воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Ещё Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий.

    Таким образом, семейное воспитание играет главную роль в процессе развития личности. 

    Малкина С.Е.

    Стерлитамакский филиал, Башкирский государственный университет

     

    Публикации
  • Проект

    Проект "Социальный лифт"

    На протяжении пяти лет в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» реализуется проект «Социальный лифт». Он стал узнаваем среди абитуриентов, мотивированных к обучению в университете, но не всегда обладающих возможностью занять бюджетное место.

    Целью проекта является поддержка абитуриентов, которые, в силу различных социальных факторов и жизненных обстоятельств, не обладают особым правом при поступлении на бюджетные места, не могут на равных условиях конкурировать с большинством поступающих в борьбе за бюджетные места и не могут оплачивать свое обучение.

    Проект «Социальный лифт»

    Новости
  • Государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям города Бор».

    Государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям города Бор».

    История Государственного бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям города Бор» началась 29 лет назад – 28.02.1994 года.

    За это время в учреждение обратились за помощью несколько тысяч борских семей. Ребята, которые посещали группу дневного пребывания или индивидуальные занятия в самом начале работы нашего учреждения, уже давно выросли и создали свои семьи. Многие, спустя годы, привели сюда своих детей.

    На самом деле поддержка бывает нужна практически всем семьям в определенный момент. Из года в год учреждение принимает на себя заботу о семьях с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогает в обеспечении их жизненно важных потребностей и в решении возникающих у них проблем разного характера.

    Очень важно, чтобы не случилось плохого, чтобы дети росли в полных семьях, жили в заботе и любви своих родителей, были счастливы и здоровы.

    Именно для этого сегодня в ГБУ «ЦСПСД города Бор» функционируют четыре отделения. Специалисты занимаются защитой прав детей, профилактикой безнадзорности, психолого-педагогической помощью, социальной реабилитацией детей.   

    Хочется пожелать сотрудникам ГБУ «ЦСПСД города Бор, чтобы приобретенный ценный опыт способствовал достижению еще более высоких результатов, а накопленный потенциал помог реализовать самые дерзкие замыслы. Оставайтесь такими же профессионалами своего дела. Долгих вам плодотворных лет развития!

    Новости
  • 23 февраля отмечается День защитника Отечества

    23 февраля отмечается День защитника Отечества

    Эта дата установлена Федеральным законом № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России», принятым Государственной думой и подписанным президентом РФ Б. Ельциным 13 марта 1995 года. В этот день всегда чествовали настоящих мужчин — защитников своей Родины.

    Для большинства россиян это важная и значимая дата, день настоящих мужчин, защитников в самом широком смысле этого слова.

    Ребята, посещающие группу дневного пребывания в ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям города Бор», по руководством педагогов подготовили небольшие подарочки для любимых пап и дедушек.

    Новости
  • Чем занять подростка?

    Человеку — и юному, и взрослому — необходимо дело для души. Учеба, тренировки и занятия без передышки часто приводят к выгоранию. И не только: известно, что подростки с увлечениями менее склонны к рискованному поведению, чем ребята, у которых их нет.

    Хобби может сыграть значительную роль в формировании жизни и карьеры. Но даже если оно не приносит видимой пользы, то помогает поднять настроение, снять стресс и расслабиться! 

    Необходимо помогать детям плодотворно использовать свободное время, благо в современном мире доступно множество занятий.  Главное условие — хобби должно приносить удовольствие!

    Спорт особенно актуален примерно до конца подросткового возраста — он развивает физическую силу, пластику, ловкость, самодисциплину. В этой сфере — огромное разнообразие: помимо традиционных занятий, много новых — скалолазание, картинг, фехтование, бильярд, кикбоксинг, флорбол…

    Взрослея, ребятам важно расширять границы своих познаний, искать интересную информацию и тренировать мозг. В этом им помогут:

    Программирование. Перспективное направление не только в плане профессии, но и интересное времяпрепровождение — заставлять сложные приборы работать!

    Робототехника. Быть с техникой «на ты» — нереально круто! Это занятие мотивирует изучать школьные предметы, которые нужны для создания умных машин.

    Изучение иностранных языков. Речь не о том, чтобы «подтянуть» школьные хвосты, а об интересе к языку — к стихам, прозе, фильмам, песням, к стране, где на нем говорят.

    Настольные игры. Шахматы развивают логику, интеллект, мышление, как и игра «Го» — вторая по популярности в мире. Правила достаточно просты, но, чтобы выиграть, игроку требуется определенная работа ума. Почему бы не попробовать?

    Писательство. Очень популярная сегодня тема. Начать стоит с дневника, а затем, научившись формулировать мысли, заняться ведением блога — делиться своими мыслями, позитивными новостями, достижениями или научными знаниями.

    НЕ МЕНЕЕ ПОЛЕЗНЫ ЗАНЯТИЯ ТВОРЧЕСКИЕ:

    Живопись. Позволяет материализовать мысли, желания, чувства, а также учит видеть предметы «в другом свете».

    Фотография. С таким хобби все значимые моменты будут сохранены в лучшем виде! Фотограф сродни художнику: он подмечает то, что не всем дано увидеть.

    Чтение. Книги помогают не только «набраться ума»: чтение погружает в другой мир, в другую эпоху и даже перемещает на другую планету.

    Канзаши. Подойдет любительницам красивых вещей — японская техника изготовления заколок с многослойными цветами из различных лент и бусин — уложенные в форме лепестков, ленты плотно склеиваются между собой.

    Кулинария. Не только творческий процесс, но и очень важный жизненный навык. Подросток, видя каждый ингредиент, который используется для приготовления еды, начинает по-другому смотреть на то, что он ест. И это — первый шаг к здоровому образу жизни.

    А это занятие для тех, у кого найти хобби не получается — волонтерство. Главное в этом деле — желание помогать.

    Подросткам необходимо общение, и хобби — возможность подружиться с близкими по духу людьми. Существуют клубы по интересам, объединяющие, например, любителей шахмат или литературы, программирования или живописи.  Это еще и обмен опытом, идеями, получение новых импульсов для развития.

    Если сложно подобрать для подростка хобби — звоните на Детский телефон доверия — 8 800 2000 122 — наши специалисты помогут вам в этом!

    Публикации
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст