Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

 Положение об отделении социальной реабилитации несовершеннолетних (стационарное отделение)  государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Благовест» городского округа Перевозский» 

1. Общие положения 

1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность отделения социальной реабилитации несовершеннолетних (стационарного отделения), (далее – стационарное отделение), являющегося структурным подразделением государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Благовест» городского округа Перевозский» (далее – Учреждение).

1.2. Отделение социальной реабилитации несовершеннолетних создано для обеспечения социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в условиях круглосуточного пребывания в Учреждении.

1.3. Стационарное отделение осуществляет свою работу в соответствии с:

  • Конвенцией о правах ребёнка;
  • Всеобщей декларацией прав человека;
  • Конституцией Российской Федерации;
  • Семейным кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 224.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Постановлением правительства РФ от 27.11.2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;
  • Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
  • Постановлением правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 года № 377 «О предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области»;
  • Законом Нижегородской области от 30 октября 2014 г. № 146-З «О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области»;
  • Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работа организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 №8;
  • Нормативными правовыми актами Нижегородской области;
  • Уставом Учреждения.

1.4. Стационарное отделение обеспечивает оптимальные условия социально-медико-психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних.

1.5. Стационарное отделение обеспечивает реализацию прав получателей

социальных услуг на территории Нижегородской области на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям), отдельным гражданам признанным нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме;

1.6. Стационарное отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

1.7. Деятельность стационарного отделения строится на принципах демократии, гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми, сотрудничества детей и взрослых, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, индивидуального подхода к каждому ребёнку, комплексного подхода к индивидуальной работе с детьми.

1.8. Деятельность стационарного отделения контролирует заместитель директора.

1.9. Режим работы и отдыха, гарантии специалистам стационарного отделения регулируется правилами внутреннего трудового распорядка Учреждения.

1.10. Комплектование кадров стационарного отделения осуществляется в соответствии со штатным расписанием Учреждения. 

2. Цели и задачи отделения 

2.1. Целью деятельности стационарного отделения является  обеспечение целостного процесса социальной реабилитации несовершеннолетних, способствующей их успешной социализации, путём оказания им комплекса социальных услуг, включая образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам.

2.2. Основные задачи деятельности стационарного отделения:

  • создать оптимальные условия жизнедеятельности несовершеннолетних;
  • изучить физические особенности, особенности развития эмоционально-личностной и познавательной сфер каждого несовершеннолетнего, а также физических и креативных (творческих) способностей и включить несовершеннолетних в разнообразные виды деятельности, проводимые в Учреждении и за его пределами: учебную, игровую, трудовую, познавательную, в процесс самообслуживания;
  • реализовать программы социальной реабилитации (медицинской, социальной, психологической, педагогической) несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • обеспечить условия для охраны здоровья детей;
  • обеспечить условия для получения детьми образования;
  • обеспечить обучение по дополнительным общеразвивающим программам;
  • организовать и проводить  индивидуальные и групповые мероприятия специалистами Учреждения по социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической и социально-бытовой реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • периодически проводить анализ динамики процесса реабилитации несовершеннолетних. 

3. Категории несовершеннолетних, обслуживаемых в отделении 

3.1. К категориям несовершеннолетних, имеющих право на социальное обслуживание в отделении, относятся:

  • Оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;
  • Проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
  • Заблудившиеся или подкинутые;
  • Самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  • Не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
  • Оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации, в том числе:
  • наличие внутрисемейного конфликта, с лицами с наркотической алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

4. Функции стационарного отделения 

4.1. Обеспечение проживания несовершеннолетних в условиях, отвечающих требованиям безопасности жизни с предоставлением площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам, а также помещений для предоставления видов социальных услуг;

4.2. Обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам;

4.3. Обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам;

4.4. Организация досуга и отдыха, обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми;

4.5. Предоставление постельных принадлежностей, спального места в специальном помещении;

4.6. Предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;

4.7. Помощь в приеме пищи (кормление);

4.8. Уборка жилых помещений;

4.9. Оказание парикмахерских услуг;

4.10. Стирка, сушка (развешивание, снятие), глажка, ремонт нательного белья, одежды, постельных принадлежностей;

4.11. Организация прогулки (сопровождение на прогулку);

4.12. Предоставление транспортных услуг (при наличии транспорта) для перевозки получателей социальных услуг в медицинские организации, на обучение и для участия в социокультурных мероприятиях;

4.13. Содействие развитию у несовершеннолетних навыков самообслуживания и бытовых навыков;

4.14. Проведение оздоровительных мероприятий, в том числе организация оздоровления и отдыха несовершеннолетних;

4.15. Проведение занятий, обучающих здоровому образу жизни;

4.16. Систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;

4.17. Проведение занятий по адаптивной физической культуре;

4.18. Содействие в обеспечении по назначению врачей лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специальными продуктами лечебного питания за счет средств получателя социальных услуг;

4.19. Содействие развитию мобильности у несовершеннолетних;

4.20. Проведение бесед, направленных на формирование у получателя социальных услуг позитивного психологического состояния, поддержание активного образа жизни;

4.21. Организация и проведение анимационных мероприятий (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия), организацию и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов;

4.22. Содействие развитию познавательной активности несовершеннолетних;

4.23. Проведение мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;

4.24. Организация помощи в получении образования и (или) квалификации инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями. 

5. Организация деятельности отделения 

5.1. При поступлении несовершеннолетнего в стационарное отделение используются данные приёмного отделения.

5.2. Предоставление социальных услуг в стационарной форме осуществляется круглосуточно в период действия договора.

5.3. На каждого несовершеннолетнего, принимаемого на обслуживание, разрабатывается и заполняется индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего (семьи) (далее - ИПСР). ИПСР оформляется в форме документа, содержащего сведения о несовершеннолетнем (семье), перечень предоставляемых социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых, социально-бытовых, социально-трудовых услуг, а также других мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего (семьи), определяющих единую стратегию и тактику работы Учреждения с конкретным ребенком (семьей), находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

5.4. Порядок нахождения несовершеннолетних в стационарном отделении социальной реабилитации определяется Правилами внутреннего распорядка Учреждения, утверждёнными директором Учреждения.

5.5. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.

5.6. Проживание несовершеннолетних обеспечивается в помещениях жилых комнат, соответствующих санитарным нормам и правилам. Несовершеннолетние размещаются по комнатам с учётом возраста, пола и психологической совместимости.

5.7. Каждому ребёнку в жилой комнате предоставляется кровать, постельные принадлежности, тумбочка. В комнате имеется шкаф для одежды.

5.8. Жизнедеятельность воспитанников организуется в соответствии с режимами дня для детей дошкольного и школьного возраста, утверждёнными директором Учреждения.

5.9. Из числа воспитанников стационарного отделения формируются реабилитационные группы, численностью не более 10 человек.

5.10. Зачисление детей в  стационарное отделение осуществляется приказом директора Учреждения на основании медицинских показаний об отсутствии у них инфекционных заболеваний.

5.11. Воспитанники осуществляют свою деятельность под руководством воспитателей, назначаемых приказом директора Учреждения.

5.12. В стационарном отделении  ведётся персональный учёт воспитанников в журнале, установленной формы.

5.13. Деятельность воспитателей стационарного отделения осуществляется на основе плана работы стационарного отделения и программ социальной реабилитации.

5.14. Индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних социальной реабилитации реализуются в процессе организации и проведения социально-реабилитационных занятий и мероприятий с несовершеннолетними.

5.15. Реализация программ социальной реабилитации осуществляется в соответствии с расписанием занятий, утверждённым директором Учреждения.

5.16. Срок реализации программ социальной реабилитации определяется в ходе проведения первичного Консилиума на весь срок пребывания несовершеннолетних.

5.17. На каждого несовершеннолетнего, находящегося в стационарном отделении, разрабатывается и реализуется индивидуальная программа социальной реабилитации (ИПСР), которая утверждается социальным Консилиумом Учреждения.

5.18. Участие детей в посильной трудовой деятельности осуществляется в процессе организации мероприятий по самообслуживанию, общественно полезному труду.

5.19. Дополнительное образование детей и взрослых обеспечивается в процессе обучения по дополнительным общеразвивающим программам.

5.20. Образовательная деятельность осуществляется в объединениях учащихся – кружках, учебных группах (безопасный интернет и мастерские для мальчиков) переменного состава, которые создаются и ликвидируются приказом директора Учреждения, из числа воспитанников стационарного отделения.

5.21. Учебные группы осуществляют свою деятельность под руководством воспитателя, социального педагога и инструктора по труду, назначаемых приказом директора Учреждения.

5.22. Зачисление в учебные группы осуществляется на срок, предусмотренный  для освоения дополнительной общеразвивающей программы.

5.23. В каждой учебной группе ведётся журнал учёта учащихся.

5.24. Зачисление учащихся в учебные группы осуществляется приказом директора Учреждения на основе их добровольного желания.

5.25. Основанием отчисления из учебной группы является окончание срока реализации дополнительной общеразвивающей программы и (или) выбытия несовершеннолетнего из Учреждения.

5.26. Программы дополнительного образования детей и взрослых (общеразвивающие дополнительные программы) реализуются на учебных занятиях.

5.27. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется в соответствии с расписанием занятий и учебным планом, утверждённым директором.

5.28. Продолжительность учебных занятий определяется дополнительными общеразвивающими программами.

5.29. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по микрогруппам (2-5 человек) или индивидуально.

5.30. Программы утверждаются директором Учреждения на основании решения социального консилиума.

5.31. Занятия в стационарном отделении могут проводиться в форме: акций, выставок, диспутов, игр, концертов, конкурсов, круглых столов, мастер-классов, праздников, посиделок, практических занятий, презентаций, рейдов, соревнований, спектаклей, творческих мастерских, тренингов, экскурсий, эстафет, ярмарок и других.

5.32. Для проведения занятий в стационарном отделении используются учебные комнаты, актовый зал, игровая комната, мастерские  и  другие помещения.

5.33. Обучение по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам осуществляется при наличии лицензии.

5.34. Охрана здоровья детей в отделении обеспечивается:

  • Организацией первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
  • Проведением оздоровительных мероприятий, в том числе организацией оздоровления и отдыха несовершеннолетних;
  • Оказанием первой доврачебной помощи;
  • Содействием в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов;
  • Выполнением процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и другое);
  • Проведением занятий, обучающих здоровому образу жизни;
  • Систематическим наблюдением за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  • Проведением занятий по адаптивной физической культуре;
  • Содействием в проведении медико-социальной экспертизы;
  • Содействием в обеспечении по назначению врачей лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специальными продуктами лечебного питания за счет средств получателя социальных услуг;

5.35. Несовершеннолетние школьного возраста, находящиеся в стационарном отделении, в обязательном порядке посещают общеобразовательное учреждение или, в соответствии с рекомендациями специалистов, обучаются по индивидуальной программе.

5.36. Воспитателями организуется самоподготовка несовершеннолетних (учащихся образовательных учреждений) к школьным учебным занятиям.

5.37. Несовершеннолетние находятся в стационарном отделении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с действующим законодательством РФ.

5.38. Основания снятия со стационарного социального обслуживания:

  • Личное заявление законного представителя несовершеннолетнего или самого несовершеннолетнего, если он был принят в учреждение на основании личного заявления;
  • Помещение в иное учреждение социальной защиты, образования, здравоохранения;
  • Выявление медицинских противопоказаний.

5.39. Деятельность отделения осуществляется в соответствии с перспективным (годовым) и текущим (месячным) планированием. 

6.  Права и обязанности работников 

6.1. Специалистами  отделения социальной реабилитации  могут быть лица со средним и высшим  специальным (социальным, педагогическим, медицинским) образованием.

6.2. Администрация Учреждения имеет право на расторжение трудовых договоров со специалистами отделения социальной реабилитации при условии их профессиональной непригодности к данному виду работы или при условии нарушения ими правил внутреннего распорядка и должностных обязанностей.

6.3. Работники  отделения социальной реабилитации в решении всех вопросов должны исходить только из интересов детей.

6.4. В профессиональной деятельности работники обязаны:

  • работать добросовестно, выполнять правила внутреннего трудового распорядка и должностной инструкции;
  • быть внимательными и доброжелательными с детьми и членами коллектива;
  • иметь чувство педагогического такта;
  • быть образцом личного поведения  в работе;
  • не разглашать сведения личного характера о клиентах, ставшие ему известными при оказании социальных услуг, которые составляют профессиональную тайну;
  • соблюдать правило конфиденциальности при обследовании семьи несовершеннолетнего;
  • находить наиболее приемлемые формы взаимодействия с детьми, родителями, пути влияния на несовершеннолетнего  на основе социальной  и педагогической подготовки.
  • руководствоваться в соответствии со своей специальностью директивами и нормативами данного положения;
  • решать производственные вопросы в рамках своей компетенции;
  • использовать новейшие достижения и применять современные методы работы;
  • работать в тесном контакте со всеми службами учреждения;
  • в установленные сроки отчитываться о своей работе.

6.5. Специалисты отделения должны знать:

  • Конвенцию о правах ребёнка;
  • основы  возрастной психологии и педагогическую этику;
  • основы закономерности развития личности;
  • формы и методы  педагогической работы с детьми;
  • законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях в сфере социальной защиты;
  • в своей работе руководствоваться настоящим Положением. 

6.6. Работники отделения социальной реабилитации несут ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на отделение в соответствии со служебным регламентом.

6.7. Работники отделения имеют право:

  • участвовать в управлении Учреждением в порядке, определяемом его Уставом;
  • проходить аттестацию в соответствие с установленными по основной должности аттестационными процедурами;
  • повышать свою квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, а также на курсах, семинарах, проводимых государственными и общественными организациями;
  • пользоваться правами и льготами в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области;
  • участвовать в научно-практических исследованиях, публиковать свои статьи в различных изданиях;
  • участвовать в работе различных органов и комиссий внутри Учреждения;
  • самостоятельно принимать решения по разрешению конфликтных ситуаций (в спорных случаях, выносить вопрос на социальный консилиум);
  • проводить консультации родителей  в пределах своей компетенции (в отдельных случаях, обращаться за информацией к «узким» специалистам).

6.8. Специалистам Отделения запрещается:

  • вступать в какие-либо личные отношения с клиентами;
  • разглашать профессиональную информацию о ребёнке и его семье. 

7. Права и обязанности воспитанников

 7.1. Воспитанники имеют право на:

  • защиту своих прав и интересов;
  • психолого-педагогическую помощь;
  • уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;
  • удовлетворение потребности в эмоционально - личностном общении;
  • защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
  • свободное выражение собственных взглядов и интересов;
  • развитие своих творческих способностей и интересов;
  • получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся проблем в развитии;
  • отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни;
  • на поощрения за достижения в учебе, труде и общественной жизни;
  • бесплатное медицинское обслуживание и лечение в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

7.2. Воспитанники обязаны:

  • соблюдать правила внутреннего распорядка отделения социальной реабилитации;
  • в обязательном порядке посещать учебные заведения и стремиться к хорошим показателям в учёбе;
  • участвовать во всех мероприятиях отделения социальной реабилитации, в том числе, в мероприятиях по благоустройству учреждения;
  • соблюдать чистоту и порядок в учреждении и жилых комнатах;
  • вести здоровый образ жизни.
  • бережно относиться к имуществу;
  • уважать честь и достоинство других воспитанников, сотрудников центра;
  • соблюдать и поддерживать дисциплину, правила поведения, соблюдать установленный внешний вид;
  • знать и выполнять меры и правила охраны жизни и здоровья в процессе обучения, труда и в быту.

7.3. Другие права и обязанности воспитанников определяются приказами и распоряжениями директора Учреждения или иными локальными актами Учреждения. 

8. Распорядок работы отделения 

8.1. Режим и условия работы отделения социальной работы устанавливается с целью достижения максимальной эффективности его функционирования.

8.2. Рабочий день специалистов отделения социальной реабилитации устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации по графику, составленному заместителем директора.

8.3. Один раз в месяц проводится педагогический обучающий семинар-практикум, где обсуждаются индивидуальные планы работы с детьми и план работы отделения социальной реабилитации, идёт обмен опытом.

8.4. Каждый специалист отделения имеет индивидуальный план работы, за выполнение которого отчитывается перед заместителем директора. 

8.4. Ежедневно социально-реабилитационная работа проводится в соответствии с режимом дня и расписанием занятий.

8.5. В ИПСР несовершеннолетнего (семьи) каждый специалист отмечает все мероприятия и занятия, которые проводились с ребёнком.

8.6. В карты наблюдения воспитанника вносятся записи об особенностях поведения ребёнка, его отношении к сверстникам и сотрудникам Учреждения. 

9. Документация отделения 

9.1. Документация отделения определяется в соответствии с номенклатурой дел и утверждается ежегодно приказом.


Скачать графическую версию положения  

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст