Мандалотерапия как средство снижения эмоционального напряжения
Мандала – в переводе с санскрита «круг». В различных культурах мандала имеет свой особый сакральный смысл: её считают символическим отражением духовной, космической или психической гармонии, отмеченной присутствием божества. Мандалу использовали как инструмент для медитаций, она рассматривается как символ инициации. Изображения мандал можно встретить на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах ритуальных лабиринтов и в архитектурных композициях многих храмов. Мандала имеет не только магический, религиозный смысл, но и психологическое содержание. Одним из первых европейских учёных, который внимательно изучал мандалы, был Карл–Густав Юнг. Он считал мандалу мощным архетипом, являющимся зримой проекцией психического и выражающим сущность человека. Этот архетип часто проявляется в сновидениях. Юнг писал о том, что «символ мандалы несёт в себе именно это значение: священное пространство, защищающее центр. Это одно из средств защиты центра личности от посягательств извне или попыток выставить его наружу».
Белорусский педагог–психолог Диана Понятовская применяла в своей работе медитативные игры с мандалой, при этом использовались различные материалы: акварель, клей, гуашь, мука, растительное масло, картон, дерево, различный природный (камешки, ракушки) и бросовый (монеты, бусины, пуговицы, косточки и т.д.) материал, песок, соль, зеркала, а также различные техники: создание мандалы в технике «волшебных красок», с помощью мозаики, трафаретов, в зеркальной плоскости, из песка, природного и бросового материала, соли.
Мандала (рисунок в круге) – это карта внутреннего мира человека, своеобразная пиктограмма. Каждая деталь внутри мандалы символически значима. Рисование мандал очень полезно не только для детей, но также для взрослых. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным, способствуют развитию образной памяти, развитию интуиции, произвольного поведения, а в итоге – становлению творческой личности. Мандалы по праву занимают почётное место среди методов арт–терапии.
Данный метод может использоваться:
-
При работе с гиперактивными и нервозными детьми;
-
При работе с детьми с заниженной самооценкой, испытывающим трудности самовыражения, с целью формирования установки позитивного отношения к себе;
-
Для гармонизации эмоциональной сферы, снятия внутреннего напряжения ребёнка;
-
Для развития творческих способностей;
-
Для развития произвольности поведения и саморегуляции;
-
Для гармонизации детско–родительских отношений;
-
Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляция творческого потенциала.
Педагог–психолог: Гранёва Марина Владимировна