Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Любой современный человек не представляет свою жизнь без компьютера, мобильного телефона, сети Интернет. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям, проникающим во все сферы нашей жизни, мы получаем и передаем информацию, совершаем покупки и оплачиваем услуги. Несмотря на опасения, что подобные нововведения лишают людей возможности очного общения, при грамотном использовании ИКТ можно обеспечить эффективное взаимодействие в духе времени. Сейчас уже сложно представить себе ребенка, который бы ни разу не держал в руках телефон или не играл в компьютерные игры, и педагогам было бы неправильно не использовать эту возможность.

       Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. У детей, посещающих логопедические занятия, отмечается не только нарушение речи, но и недоразвитие всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, пространственных представлений. Часто у них наблюдается повышенная утомляемость, страдает произвольная регуляция деятельности, что требует поиска дополнительных путей повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с ними.

        Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он сталкивается с разными носителями информации (телевизор, телефон, компьютер).  Ученые отмечают, что использование информационных технологий в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей является одним из эффективных способов коррекции имеющихся проблем в психическом, личностном и речевом развитии ребенка: активизируются и восстанавливаются высшие психические функции, повышается мотивация учебной деятельности. К тому же игры являются средством, обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения детей.

       В своей работе с детьми я использую мультимедийные презентации и компьютерные игры. Уже несколько лет использую в работе с воспитанниками интерактивные игры портала «Мерсибо». Эти игры разработаны командой опытных специалистов в коррекционной педагогике под руководством учителя-логопеда. На сайте размещены более ста развивающих игр, направленных на развитие фонематического слуха, постановку звуков, развитие связной речи, обучение чтению, счету и многое другое.

Интерактивные игры вызывают у воспитанников:

• познавательный интерес;

• способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;

• могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;

• развивают мелкую моторику, координацию;

• развивают двигательную память;

• повышают работоспособность головного мозга.

         Все игры имеют интересные названия «Подарок для Плюшкина», «Меткий стрелок», «Волшебное зелье», «Сокровища фараона», «Разбуди бабочку» и другие, уже это вызывает у детей желание узнать, что же это такое. В конце каждой игры детей обязательно ожидает какой-то сюрпризный момент (дискотека с волком, корона или кубок в подарок и др.). Веселая анимация, движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей, создают положительный фон во время занятия. Воспитанники получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

        Дети легко осваивают игры, учатся доводить их до конца, возвращаясь к играм, закрепляют полученные умения и навыки. Во многих играх можно распечатать материал для закрепления, который потом можно использовать во время коррекционных занятий. В процессе игры происходит общение с педагогом, в ходе которого развивается речь. Настройки, имеющиеся у многих игр, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с темой занятия. Начиная с более простых вариантов игры, мы постепенно усложняем задания. Игры являются неким бонусом в конце индивидуального занятия. Использую их 1-2 раза в неделю, не более 7 минут (СанПиН 2.2.2.542-96- Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров, 1998).

        После игры провожу с детьми зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз. Играя в игры, ребенок меняется на глазах, у него возникает желание выполнять задание героев игры, развивается речь, психические процессы, а самое главное, закрепляется правильное произношение поставленных звуков. Интерактивные игры поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом. 

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст