
Арт-терапия (правополушарное рисование) как развитие творческих способностей у детей с аутистическим спектром развития
Арт-терапия (правополушарное рисование) способствует снижению эмоционального напряжения и появлению чувства спокойствия и комфорта.
Аутизм актуальная проблема в нашем обществе. Дети с раннего детства не идут на контакт с другим детьми, людьми. Аутизм невозможно излечить. Другими словами – от аутизма не существует таблеток. Посодействовать ребенку с аутизмом имеет возможность только ранняя диагностика и долголетнее квалифицированное педагогическое сопровождение. Аутизм – серьезное повреждение психического развития, при котором в первую очередь страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о том, что способствует появлению аутизма. Есть версии, что аутизм вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте.
Аутизм рассматривается в качестве одного из более нешуточных нарушений развития. В последние годы задачам, связанным с данным расстройством, уделяется все большее решений. Дети с аутизмом чувствуют различные трудности. Одной из их считается проблемы в общении.
Арт-терапия при аутизме – один из очень действенных способов исцеления детей- аутистов. Занятия творчеством дает возможность почувствовать внутреннее эмоциональное, психологическое состояние этих ребят, что происходит у них в голове, о чем они задумываются .
Рисование содействует понижению чувственного напряжения и созданию ощущению наибольшего комфорта у ребенка-аутиста. Это в собственную очередь приводит к увеличению толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям. Поэтому понижается тревожность, и ребенок больше не закрывается, становится более раскованным для контакта с людьми.
На занятиях рисования дети, имеет возможность поведать нам о собственных переживаниях, о том, собственно, что его интересует и беспокоит, о собственных ужасах. Попробовать понять толк и оценить больше глубинные поражение психики детей. У детей развиваются не только коммуникативные способности, но и фантазия.
Такие ученые как Л.А. Даринская, Ю.Н. Кулюткина уделяют внимание проблеме развития творческого потенциала и определяют его как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразования различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Арт-терапия способствует реализации творческого потенциала детей, страдающих аутизмом. Обучение живописи создает равные условия для детей, чей потенциал иначе остался бы незамеченным.
Занятия творчеством применяют при трудностях чувственного развития, стрессах, депрессиях, психологической неустойчивости, импульсивности психологических реакций, чувстве одиночества, межличностных инцидентах, увеличенной тревожности, ужасах, фобиях, ситуативной тревожности, в целях обучения стратегиям совладающего поведения.
Для адаптационных и коммуникативных целей берутся всевозможные способы исцеления аутизма, стоит отметить главные:
-
снятие оценочности – погружение ребенка в творческую атмосферу при поддержке музыки, рисования.
-
взаимодействие с природой и неизведанными предметами (не являющимися частью мира аутиста), которое случается в более благотворной атмосфере;
-
снятие барьерной установки, боязней (к примеру, снятие барьера "я не умею рисовать", способно подвигнуть ребенка на получение новых способностей, которые, не считая остального, содействуют развитию мелкой моторики, и как следствие, развитию речевого центра и активизации иных мозговых процессов).
Занятия могут проходить как в персональной форме. Сама для себя арт-терапия – это один из инструментов психотерапии и психической корректировки, который реализован на творчестве и искусстве. Поэтому от их профессионализма, умения найти подход к каждому ребенку, установить определенный режим взаимодействия педагога с родителями будет зависеть результат. «Лечение детского аутизма творчеством» может способствовать развитию творческого потенциала, развивать моторику и координацию рук.
В ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям города Бор» как эксперимент прошли персональные занятия арт-терапии (правополушарное рисование) для мальчика с аутизмом. Ребёнок показал отличный результат. Он на занятиях с удовольствием слушал музыку, выполнял все требование педагога. Испытывая положительные эмоции, он восхищался, когда получался необычный фон. Занятия прошло легко и быстро. Мальчик справился с задачами, поставленными перед ним.
Правополушарное рисование – это отличный старт для детей с аутизмом стать творческой личностью, ощутить свободу. Так как правополушарное рисование – это рисование без особых правил, и ребёнок легко становится творческой личностью. Погружаясь в мир фантазии и удовольствия, ребёнок творит, а когда видит результат, чувствует себя настоящим художником.