Положение о деятельности отделения психолого-педагогической помощи
Общие положения
1.1. Отделение психолого-педагогической помощи (далее отделение) является структурным подразделением ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Арзамаса», предназначенным для оказания психолого-педагогической помощи (индивидуальной и групповой; консультативной, коррекционной и развивающей) семье, переживающей кризис, а также организации профилактической работы с детьми, подростками родителями.
1.2. Работа Отделения основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей и семьи. В своей деятельности отделение руководствуется законодательством Российской Федерации в области социальной защиты и образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства социальной политики, Уставом Центра и настоящим Положением.
2. Принципы:
2.1. Принцип конфиденциальности подразумевает корректное использование сведений различного характера, ответственность за разглашение персональных данных и сведений о личной и частной жизни получателей услуг, которые стали известны в процессе их оказания.
2.2. Принцип двусторонней ответственности отделения и клиента. Со стороны работника отделения этот принцип измеряется его профессиональными знаниями, опытом и серьезностью отношения к работе. Клиент, в свою очередь, также ответственен за результат работы, что выражается в его готовности и способности приложить определенные усилия по разрешению им регулирования своей собственной проблемой ситуации.
2.3. Принцип уважения прав клиента. Беспристрастное, безоценочное принятие человека с его ценностными ориентациями.
2.4. Принцип ненанесения ущерба предполагает ненанесение вреда здоровью, социальному положению и интересам клиента и максимально полной социально-педагогической реабилитации и адаптации в семье и обществе.
2.5. Принцип профессиональной компетенции предполагает профессиональное владение инструментарием, технологиями. Основывается на правах и обязанностях, возможностях и ограничениях.
2.6. Принцип позитивно-ориентировочной активности предполагает мобилизацию возможностей и внутренних ресурсов по преодолению и поиску выхода из проблемной ситуации.
3. Цели и задачи отделения психолого-педагогической помощи
3.1. Отделение психолого-педагогической помощи создается в целях повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры населения в сферах межличностного, семейного и родительского общения.
3.2. Задачи отделения психолого-педагогической помощи:
а) помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата;
б) содействие гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных взаимоотношений;
в) помощь гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей;
г) ознакомление родителей или законных представителей с особенностями психологии детского возраста;
д) предотвращение возможного эмоционального и психического кризиса в семьях с детьми;
е) психологическая адаптация семей, имеющих детей, к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
ж) формирование у подростков навыков здорового образа жизни и необходимых жизненных навыков.
4. Категории семей и детей, обслуживаемых в отделении психолого¬
педагогической помощи.
4.1. К категориям граждан, имеющим право на социальное обслуживание в отделении психолого-педагогической помощи, относятся:
а) семьи находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, признанные нуждающимися в предоставлении социальных услуг
б) дети, испытывающие трудности в социальной адаптации, признанные нуждающимися в предоставлении социальных услуг
в) дети и взрослые, заявившиеся для прохождения общеобразовательных программ.
5. Организация работы отделения психолого-педагогической помощи.
5.1 Отделение психолого-педагогической помощи возглавляет заведующий отделением, назначаемый директором Центра.
5.2. Штатное расписание Отделения утверждается директором ГБУ «ЦСПСД г. Арзамаса».
5.3 Отделение психолого-педагогической помощи осуществляет:
• Консультативную и практическую помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;
• Психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи;
• Психологическую коррекцию нарушений обучения детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений;
• Диагностику и коррекцию интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе и его социально -педагогической адаптации;
• Проведение психологических тренингов по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и другими направлениями;
• Организацию профилактической работы среди подростков по вопросам алкоголизма, курения, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ- инфекции, СПИДа, наркомании;
• Организацию и проведение массовых мероприятий, направленных на повышение общественной значимости и авторитета семьи и родительства, укрепление семьи, сохранение и упрочнение духовно-нравственных ценностей и семейных традиций;
6. Осуществление образовательной деятельности.
6.1. Отделение вправе оказывать образовательные услуги по общеразвивающим программам как на бесплатной, так и на платной основе при наличии соответствующей лицензии в соответствии с Уставом учреждения.
6.2. К ведению программ в рамках образовательной деятельности в Отделении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное профильное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников, профессиональным стандартам.
6.3. Образовательная деятельность Отделения по дополнительным общеобразовательным программам для детей и взрослых направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей детей
- удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
- профессиональную ориентацию детей
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития
- социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе
- формирование общей культуры
- формирование иных образовательных потребностей.
6.4. При реализации дополнительных общеобразовательных программ специалистами Отделения используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, если они не противоречат нормам и требованиям образовательного процесса.
6.5. Перечень принятых к реализации дополнительных общеобразовательных программ ежегодно корректируется, утверждается директором ГБУ «ЦСПСД г. Арзамаса».
6.6. Отделение осуществляет организацию образовательного процесса обучающихся в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
7. Порядок приема детей и взрослых в отделение .
7.1. Оказание социально- педагогических и социально-психологических услуг может осуществляться в индивидуальной и групповой форме для взрослых граждан и несовершеннолетних:
- признанных нуждающимися в соответствии с ФЗ-442 в рамках государственного задания в форме полустационарной услуги на основании Индивидуальной программы предоставления социальных услуг, разработанной уполномоченным органом
- не прошедщих процедуру признания нуждающимися в уполномоченном органе, нуждающихся в проведении индивидуальной профилактической работы в соответствии с положениями ФЗ-120 в рамках профилактики безнадзорности при оказании срочных социальных услуг
- зачисленных по договорам с образовательными учреждениями об организации профилактических программ в связи с необходимостью формирования навыков здорового образа жизни в группах с проблемами в социальной адаптации учащихся
- зачисленных по договору с Органами опеки и попечительства о передаче отдельных полномочий по подготовке кандидатов в замещающие родители в соответствии с Семейным кодексом
7.2. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей и взрослых может осуществляться
- для признанных нуждающимися в социальных услугах в соответствии с ФЗ-442 ответственным органом на основании Индивидуальной программы предоставления социальных услуг в рамках комплексной полустационарной услуги в рамках государственного задания
- для получателей адресной государственной социальной поддержки в рамках выполнения социального контракта в соответствии с Законом Нижегородской области
- для всех обратившихся в отделение и не прошедших процедуру признания нуждающимися в социальных услугах в полустационарной форме и подавших заявление о включении в общеобразовательные программы по желанию на платной основе
7.3. Обратившиеся в отделение клиенты заключают договор на основании личного заявления и ИППСУ, разработанной ответственным органом
7.4. Директором издается приказ о зачислении на социальное обслуживание или включение в общеобразовательную общеразвивающую программу на бесплатной или платной основе.
7.5. Оказание общеобразовательных услуг на платной основе осуществляется в соответствии с Регламентом по оказанию платных услуг учреждением.
7.6. По окончании обслуживания ответственным специалистом и директором учреждения делается отметка в ИППСУ о выполнении индивидуальной программы.
7.7. По желанию участников общеобразовательных программ, выраженному в письменной форме, им может быть выдана справка о прохождении программы.
8. Взаимодействие отделения со структурами города и другими подразделениями Центра.
8.1.Отделение ведет просветительскую работу в структурах города, концептуально связанных с работой Центра.
8.2. Дает рекомендации в отношении детей и подростков, прошедших образовательные программы.
8.3. Связь с другими отделениями центра происходит в процессе оказания помощи семьям с детьми девиантного поведения в виде обмена информацией .
7.2 В случае необходимости оказание посреднической помощи клиенту отделения с его согласия информация о клиенте передается в другие подразделения Центра для получения различных видов услуг.