Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

  • День памяти Александра Сергеевича Пушкина

    День памяти Александра Сергеевича Пушкина

     

    10 февраля – одна из печальных памятных дат в российской истории: в этот день в 1837 году в Санкт-Петербурге скончался Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) – великий поэт и писатель, основоположник современного русского литературного языка.

    Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший своим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития.  Поэт обличал отрицательные характеры, боролся с индивидуализмом и одновременно утверждал положительные образы своей эпохи. Назначение литературы Пушкин видел в духовно-нравственном воспитании человека.

    Пушкин — самый яркий выразитель чувств, дум и стремлений своего времени. Свое назначение как поэта Пушкин видел в вольнолюбии, в защите бесправных людей, в народности. Об этом он говорит в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный":

     

    И долго буду я любезен тем народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я свободу

    И милость к падшим призывал.

    Свободолюбивый голос Пушкина был слышен во всех концах страны и вселял надежду на лучшее.

    Пушкин был настоящим патриотом своей Родины, гордился величавым характером своего народа и славной историей Отечества, напоминал о всемирно-исторической миссии русского народа как освободителя Европы от восточномонгольского нашествия и наполеоновской тирании.

    Без Пушкина не было бы Гоголя и Лермонтова, Некрасова и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Гончарова, Толстова и Достоевского, Чехова и Блока и многих других писателей и поэтов. Пушкин русским темам придал общечеловеческое звучание.

    Идеал Пушкина — это человек, который хочет владеть всем положительным и преодолеть все отрицательное в опыте человечества за всю его историю. Гоголь писал о великом поэте: "Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет". Пушкин писал о России и для России, но все его произведения проникнуты духом мировой истории.

    Cколько прошло столетий, а язык Пушкина понятен и сейчас! Он предельно ясен, точен и выразителен. Гоголь отмечал, что в каждом слове Пушкина "бездна пространства". По словам Чернышевского, до Пушкина "еще никто не писал таким легким и живым языком . По словам В. Г. Белинского, А. С. Пушкин принадлежит к тем творческим гениям, которые, "работая для настоящего, приуготовляют будущее". Сейчас его произведения переведены на многие языки и изучаются во многих странах мира, его идеи и сегодня сохраняют свою могучую силу.

    В день памяти поэта по всей России и за её пределами на разных площадках проходят литературные вечера, спектакли, театральные фестивали и научные конференции. В школах традиционно организуются внеклассные мероприятия и уроки, посвящённые творчеству поэта.

    Воспитатель ОДПН Харкина Т.В.

    Новости
  • Обучение детей с РАС

    Среди многочисленных форм нарушений развития проблема аутизма является одной из актуальных. Ранний детский аутизм обнаруживается в 4-5 случаях на 10 000 детей в возрасте от 12 до 15 лет. Если учесть прочие аутистические синдромы, уровень повысится и составит 20 на 10 000. В действительности количество аутичных детей больше, так как стертые формы аутизма, деформирующие личность и представляющие серьезную социальную и психолого-педагогическую проблему, остаются неучтенными официальной статистикой.

    Несмотря на определенный эффект медикаментозной, диетической и других видов терапии, практикуемых специалистами различного профиля, ведущим принципом работы с аутичными людьми остается психолого-педагогический. Существующее большое количество методических подходов к реализации этого принципа свидетельствует о необходимости вариативной многоаспектной организации реабилитационного процесса. В ходе экспериментальной работы специалистами получены данные, подтверждающие эффективность такой организации в условиях интегрированного обучения и воспитания.

    Основная идея: эффективное обучение, воспитание и социальная адаптация детей с аутизмом достигается посредством индивидуального психолого-педагогического медико-социального сопровождения на основе вариативности методических подходов и учебных программ, реализуемых преемственно и последовательно на протяжении дошкольного и школьного возраста в условиях интегрированных групп (классов) при соучастии родителей реабилитационном процессе.

    Аутизм как первазивное (общее) расстройство психологического развития  представляет собой сложную многокомпонентную проблему для специалистов разного профиля: психологов, педагогов, врачей, генетиков, биохимиков, социальных работников. Несмотря на то, что однозначной трактовки этиологии и патогенеза этого расстройства нет, в клинико-психологической структуре нарушений при аутизме можно выделить ряд ядерных составляющих, учет которых крайне необходим при организации учебно-воспитательной и коррекционной работы:  нарушение общения, социального и эмоционального взаимодействия, воображения,  поведения,  речи,  когнитивных процессов.

    При этом вне зависимости от уровня умственного развития ребенка с аутизмом, отчетливо наблюдается неравномерный психолого-педагогический профиль.

    Указанное позволяет выделить в качестве основных следующие направления работы с аутичными детьми:

    1.    Интегрированное обучение и воспитание, реализуемое в формах разных моделей: частичной и временной интеграции (на этапах диагностики и адаптации), полной интеграции (на этапе коррекции) и др.

    2.    Индивидуально-ориентированный подход к обучению, воспитанию и коррекции, предусматривающий возможности коммуникативных и когнитивных особенностей конкретного ребенка в составлении образовательных маршрутов и коррекционных программ.

    3.    Использование методов эмоционально-образного воздействия. Например, эстетопсихотерапия, включающая элементы креативной, музыкальной, танцевальной и театральной психокоррекции с использованием приемов поведенческой терапии.

    4.    Вовлечение родителей в реабилитационный процесс.

    5.    Использование средств медицинского сопровождения (строго по показаниям).

     Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук «Детский аутизм: диагностика и Коррекция». Учебное пособие

     

    Публикации
  • Альтернативные методы коммуникации с детьми с РАС

    Расстройства  аутистического спектра  могут быть различными по причине возникновения и степени проявления. Но для всех есть общие признаки: нарушение социального взаимодействия и коммуникативных функций,  ограниченные интересы и стереотипные  действия.

    Общение это сложный процесс взаимодействия между субъектами общения для обмена информацией, восприятия и понимания друг друга. Для человека жизненно необходимо находиться в социуме, взаимодействовать с ним, выражать свои мысли, желания, просьбы.  Но что делать, если по различным причинам человеку не доступна способность выражать свои чувства при помощи слов? В  такой ситуации близкие не имеют никакого этического права  оставлять ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет или не хочет, что он чувствует  и т.д. Успех социализации ребенка с РАС зависит от своевременно оказанной психолого-педагогической помощи по формированию альтернативных  коммуникативных навыков. Ведь коммуникация – это не только слова и речь. Способы альтернативной коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь, могут  применяться на постоянной основе, как  временная мера или рассматриваться, как помощь в приобретении лучшего владения речью. 

    Ребенку необходимо помочь развить такие навыки, как:

    - ответная реакция;

    - социальное поведение;

    - просить;

    - называть, комментировать, описывать предметы, людей, действия и события;

    - привлекать внимание;

    - задавать вопросы;

    - выражать чувства и эмоции;

    - выстраивать диалог.

    При обучении необходимо использовать максимальное (избыточное) количество способов коммуникации, переходить «от реального, к более абстрактному», постоянно поддерживать и повышать мотивацию и функционально использовать уже приобретенные умения в повседневной жизни. Что бы понять какой метод или их комплекс лучше подойдет конкретному ребенку, нужно оценить уровень уже приобретенных навыков, выявить его особенности и определить возможности.

    Сейчас наиболее используемы такие способы, как: система жестов или символов, глобальное чтение, карточки PECS. Жесты должны быть простыми в исполнении, легкими для понимания. Карточки, картинки должны быть удобными, яркими, интересными, привлекательными, со знакомыми ребенку образами.

    Особенно уникальным инструментом для визуализации того или иного слова можно назвать систему жестов. Жесты – это предвестники коммуникативной речи. Если речь еще не сформирована или не разборчива, они делают слова «видимыми», помогают ребенку понимать, запоминать и усваивать новое, а так же доносить до собеседника свое послание.

    Когда  на помощь приходит  альтернативная коммуникация, ребенок учиться самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий, повышает заинтересованность  и ответственность, совершенствует психические процессы.  И педагогам легче предотвращать неприемлемое поведение во время занятий.

     Специалист по социальной работе ОППП Сорокина К.В.

    Публикации
  • История праздника Дня святого Валентина для детей

    История праздника Дня святого Валентина для детей

    День святого Валентина отмечают 14 февраля.

    Это самый романтичный праздник! Во всем мире его отмечают как день любви: мальчики и девочки, мужчины и женщины обмениваются валентинками — поздравительными открытками в форме сердечек. Эта традиция появилась очень давно, еще в VII веке. А вот как именно она появилась?

    Существует множество легенд. Валентин, по версии католической церкви, действительно исцелил слепую девочку — дочь сановника Астерия. Астерий уверовал во Христа и принял крещение. Клавдий после этого приказал казнить Валентина. То есть Валентин пострадал за веру, а потому и был причислен к лику святых.

    Более романтична другая легенда. В 269 году римский император Клавдий II запретил своим легионерам жениться, чтобы семья не отвлекала их от военных дел. Но нашелся единственный во всем Риме христианский проповедник Валентин, который сочувствовал влюбленным и старался им помочь. Он мирил поссорившихся возлюбленных, сочинял для них письма с признаниями в любви, дарил цветы молодым супругам и тайно венчал легионеров — вопреки закону императора.

    Клавдий II, узнав об этом, велел схватить священника и бросить его в тюрьму. Но и там Валентин продолжал творить добрые дела. Он влюбился в слепую дочь своего палача и исцелил ее. А произошло это так: перед казнью молодой священник написал девушке прощальную записку с объяснением в любви, подписанную: «От Валентина». Получив эту весточку, дочь тюремщика прозрела. Валентина казнили 14 февраля 269 года. С этих пор люди отмечают этот день как праздник влюбленных.

    Через двести лет Валентина провозгласили Святым, покровителем всех влюбленных. Всемирный праздник признаний в любви теперь отмечается повсеместно. А в память о письме, написанном Валентином своей возлюбленной, 14 февраля влюбленные дарят друг другу поздравительные открытки — валентинки. Согласно традиции, их не подписывают, а почерк стараются изменить: считается, что человек должен сам догадаться, кто прислал ему валентинку. Кроме валентинок в этот день мужчины дарят своим любимым цветы, чаще всего красные розы.

    Согласно зарубежным народным сказкам, именно в этот день все птицы выбирают себе пару. А еще существует поверье, по которому первый мужчина, повстречавшийся девушке 14 февраля, должен стать ее «Валентином», даже если он ей не слишком понравится.

    Постепенно День святого Валентина из католического праздника превратился в светский. Его любят мужчины и женщины, мальчики и девочки. Этот праздник отмечают с удовольствием, хотя он не числится в календаре среди официальных праздников.

     

                                                  Воспитатель ОДПН Демахина С.А.

    Новости
  • 9 признаков интеллектуальной пассивности ребенка (синдром интеллектуальной пассивности)

    Как правило, о детях в возрасте года нельзя точно сказать умнее ли один чем другой. Заметные отличия в общей активности у разных детей и даже некоторое опережение или отставание в развитии отдельных умений у кого-либо, еще не говорят об интеллектуальных различиях. А вот трех-четырехлетних детей по степени развития их интеллектуальной активности и любознательности уже можно поделить на две группы:

    ·  Любознательные/интеллектуально активные (те, что любят играть в игры, требующие внимания и смекалки, задают много вопросов взрослому, с увлечением слушают сказки, рассматривают картинки);

    ·  Интеллектуально пассивные (предпочитают игрушки с ярким звуковым или зрительными эффектами- говорящие куклы, машинки с мигалками; не задают вопросов, не нравиться слушать сказки. Как правило, эти дети любят смотреть телевизор, беспорядочно бегать с криками, не разыгрывая никакого сюжета).

    У ребенка с "погасшей" любознательностью начинает складываться определенный комплекс черт, который можно называть синдромом интеллектуальной пассивности. Это "замораживает" интеллектуальное развитие ребенка таким образом, что он как бы застывает в своем развитии. В определенном смысле, такие дети оказываются "одинаковыми" и в 4 года и в 7 и в 10 лет.

    Чтобы было понятнее о чем я говорю, привожу в сравнении с обратным понятием (вкус интеллектуальной деятельности).

    Признаки вкуса к интеллектуальной деятельности

    Ребенок умеет и любит долго и сосредоточенно играть в конструктор, складывать мозаики, рисовать, лепить, строить из кубиков

    2.     Ребенок играет в достаточно сложные и разнообразные ролевые и конструктивные игры

    3.     Ребенок легко осваивает игры с правилами и любит в них играть. В 3-4 года –лото, детское домино. 5-6 лет –карты, шашки, нарды и т.д.

    4.  Ребенок любит и умеет фантазировать; чем он старше, тем богаче и разнообразнее становятся его воображение. Он легко придумывает сюжеты сказок, рассказы.

    5.    Ребенок готов прилагать интеллектуальные усилия для решения новых задач (собрать нового робота)

    6.    Ребенок любит, чтобы ему читали книжки, готов долго с интересом их слушать.

    7.    Ребенок задает много вопросов, удивляется необычному; спрашивает, когда не понятно

    8.    Ребенок любит книжки с занимательными заданиями (лабиринты, ребусы, загадки и т.д.)

    9.    Ребенок умеет играть один, он может долго играть в конструктор, рисовать, сочинять.

    Симптомы интеллектуальной пассивности

    1.  Ребенок не умеет ни на чем (кроме компьютера, телевизора) сосредотачиваться, при любом занятии он постоянно отвлекается и его внимание перескакивает то на одно, то на другое

    2.  Неразвитость ролевых и конструктивных игр, их однообразие, преобладание эффектных манипулятивных игр (нажать кнопку и запустить машину). Часто в сочетании ярко выраженными элементами агрессивности или разрушительности

    3.     Ребенок не умеет и не хочет играть в игры, где хоть какая- то сложность, в игры с правилами; может испытывать трудности в усвоении норм и правил в повседневной жизни

    4.     Ребенок не умеет и не любит придумывать что-то новое, фантазировать.

    5.  У ребенка нет ни желания, ни привычки, совершать интеллектуальные усилия, он быстро утомляется; избегает заданий, где необходимо подумать.

    6.    Ребенок не любит, чтобы ему читали, ему это не интересно.

    7.    Ребенок мало задает вопросы, или не задает их совсем; ему ничего не интересно

    8.    Ребенок не любит книжки с заданиями

    9.   Ребенок не умеет себя занять, оставаясь один. Он либо «прилипает» к экрану телевизора, либо пребывает на уровне чисто манипулятивных действий (многократно воспроизводит одно и то же действие, или повторяет один и тот же примитивный сюжет)

    Но даже в случае, если вы пришли к выводу, что у вашего ребенка скорее всего синдром пассивного интеллекта - не расстраивайтесь. Все можно исправить. Это будет сложно, трудоемко, энергозатратно (в первую очередь для вас), но возможно. Просто посмотрите, в каких областях "тормозится" развитие и начните развивать это всеми удобными вами способами. Не задает вопросов - начните задавать их сами, потом придумайте игру, в которой необходимо будет это делать, следующий шаг - похвала практически за любой заданный вам вопрос (например: как здорово, что ты это у меня спросил. А я как раз знаю ответ. Если ответ не знаете, то не стесняетесь, идете искать его вместе).

    Теперь вы примерно знаете, что должен уметь ребенок, чтобы быть интеллектуально развитым. И начинать "работать" над этим можно уже с пеленок (например, читать и показывать книжки).

    Публикации
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст