Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

  • Как сохранить психическое здоровье ребёнка. Профилактика рисков суицидального поведения

    В последнее время жизнь современного человека, стала напряженной и беспокойной. Большое количество информации дает ему возможность больше знать, а это значит больше поводов для волнений и тревог.

     

    Тревожные ситуации порождают различные опасные случаи и конфликты.

     

    Частые конфликты и внутреннее напряжение вызывают сложные психические и физические изменения в организме, эмоциональное напряжение все это приводит к состоянию стресса. Стресс – это обычное и частое явление, которое является неотъемлемой частью человеческого существования с которым далеко не все могут совладать.

     

    Стресс оказывает одинаковое воздействие и на детей и на взрослых.

     

    Взрослые в силу опыта реагируют на многие ситуации более адекватно и спокойно. Современных подростков стресс окружает со всех сторон: в семье, на улице, в школе. В школе подростков волнуют отношения с учителями и одноклассниками, особенно их волнуют экзаменационные оценки. Частые эмоциональные взрывы (не важно эмоции положительные или отрицательные) могут приводить к нервному истощению. А это приводит к:

     

    · снижению иммунитета и учащению простудных заболеваний;

    · начинаются проблемы со сном;

    · ухудшается память, страдает внимание, повышается рассеянность;

    · возникают проблемы с пищеварение и даже болезни желудочно-кишечного тракта;

    · могут начаться проблемы с аппетитом (от нежелания есть до чрезмерного потребления пищи);

    · могут начаться нервные расстройства, депрессия;

    · и другое.

     

    Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости подростков посредствам социально-педагогического тренинга как необходимого компонента здоровья подростков

     

    Если подросток успешно борется со стрессом, то со временем возникает своего рода иммунитет на внешние раздражители, и он начинает более спокойно реагировать на различные жизненные ситуации. Это бережет его нервы, нервы окружающих и позволяет спокойно решать проблемы, которых возникает в жизни не мало.

     

    Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Необыкновенная популярность как самой концепции, так и самого понятия «стресс» возникла благодаря тому, что они помогают легко объяснить многие явления нашей повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события.

     

    Понятие «стресс» уже прочно вошло в повседневную жизнь людей.

     

    Стресс это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. Также в литературе отмечается, что стресс необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Стресс это универсальная реакция мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, спортивное соревнование или важное деловое интервью.

     

    Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.)

     

    В настоящее время термин «стресс» используется для обозначения целого ряда явлений:

     

    · сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

    · сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

    · сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;

    · неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

    · неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.

     

    В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный) (Т. Кокс).

     

    Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии возможностей человека величине действующей на него нагрузки.

    Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов».

     

    По классическому определению Г. Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

     

    Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. В подростковом возрасте происходят серьезные изменения личности.

     

    Одна из наиболее ярких характеристик данного периода – личностная нестабильность.

     

    Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки.

    Все это обуславливает низкую стрессоустойчивость.

    Стрессоустойчивость – это важное качество для каждого человека. В подростковом возрасте оно поможет перенести этот непростой период и физического и психологического созревания. Именно благодаря выработанной устойчивости к стрессу старшеклассник не будет скатываться к абсолютному безразличию или чрезмерно нервничать по любому поводу.

    Благодаря способности спокойно преодолевать стресс старшеклассник сможет по-прежнему радоваться жизни, преодолевать возникающие трудности и идти к своей цели .

    Социально-педагогический тренинг – активная групповая работа с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, направленная на формирование и развитие личностных качеств. Это форма специально организованного общения, в ходе которого осуществляется развитие личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки, позволяющих снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

     

    Как формировать стрессоустойчивость у детей и подростков (советы родителям)

      

    - Доверительное общение

    Больше разговаривайте, задавайте вопросы, не относитесь к сказанному свысока. Расскажите о себе, что вас радовало или, наоборот, пугало, когда вы были в его возрасте.

    - Говорите о чувствах

    Если вы испытываете раздражение, не думайте, что это остается незаметным. Дети достаточно точно умеют «читать» взрослых по мимике, жестам, голосовым интонациям. Учите подрастающее поколение собственным примером, проговаривайте свои эмоции. Например, во фразе «Я раздражаюсь, когда мне приходится повышать голос, чтобы ты меня услышал», есть правдивое чувство, а также причина, его вызвавшая. Но нет негатива относительно личности ребенка: «Ты меня раздражаешь».

    - Соотносите свои ожидания с желаниями и возможностями ребенка

    Сколько историй о том, что мама хотела быть певицей и поэтому дочь усердно занимается вокалом, или отец мечтал «вырастить мужика», а мальчик тем временем тайно мечтает танцевать. Каждый из этих примеров смешон только до того момента, пока это не касается нас самих.

    Помните, вы дали ребенку жизнь, но он не должен воплощать в ней ваши желания.

    Роза не может стать ромашкой, а береза – сосной. Каждый человек обладает своими, присущими только ему склонностями и способностями. Пытаясь навязать их извне, вы рискуете вырастить несчастную, ничем не примечательную «серую мышь».

    - Делайте вместе «бесполезные» дела

    Как часто вы слышали о том, что время надо проводить с пользой? Однако для нашей психики очень полезными оказываются именно бесполезные дела. Например, катание с заснеженной горки, лепка из пластилина, неспешная прогулка по лесу, посещение аквапарка, игра в бадминтон, раскрашивание картинок. Вспомните свое детство, разве вы сейчас мысленно возвращаетесь в то время, когда зубрили уроки или часами играли на фортепиано? Конечно, нет. 

    Самые приятные воспоминания – это веселые детские игры, приключения, запах бабушкиных пирожков или «организованный» налет на соседскую яблоню. Вспомнили? А теперь проживите эти чувства еще раз, но уже вместе со своими детьми. У вас не только появится колоссальный ресурс для «возвращения во взрослость», но и отношения в семье станут крепче, доверительнее. А ваш ребенок получит опыт, который во время взросления «защитит» его своим теплом от неудач и стрессов окружающего мира.

    Публикации
  • Выгорание - миф или реальность?

    Проблема профессионального выгорания специалистов помогающих профессий исследуется вот уже несколько десятков лет. Везде, где на «маленького человека» (термин В. Райха) и на человека творческого, в той или иной степени, труда воздействуют «неодолимые» для него жизненные трудности (профессионального, материального, семейного, социального, мировоззренческого и др. характера), развиваются явления того состояния, которое В. Франкл называл логоневрозом, неврозом смыслоутраты.

    У каждого из нас бывают периоды, когда смысл и польза той работы, которую мы делаем ежедневно, утрачивается. Появляются вопросы «А кому нужна моя работа?», «Объективно ли она оценивается и признается?», «Есть ли от нее глобальный результат?» - каждый из этих вопросов в определенный период времени находит разные ответы. И в тот период, когда мы перестаем чувствовать важность, нужность и результат, приходит «выгорание». Кто-то в такой ситуации сразу уходит из профессии, предпочитая находить глобальные цели  или совершать механические действия, приносящие видимый результат, в других сферах.

    Чтобы предупредить выгорание сотрудников, в Центре социального развития НО организованы программы для специалистов, работающих непосредственно с каждым сотрудником организации, от юриста до дефектолога. Это серия тренингов на видение внутренних ценностей, паттернов поведения, на командообразование.

    Они создают для сотрудников среду, где можно побыть с собой.  Также у каждого сотрудника есть возможность прийти к психологу и получить экстренную психологическую помощь, как по рабочим, так и по личным вопросам. Благодаря такой методике в организации появился «островок спокойствия и принятия», где можно получить поддержку. 

    Подобные программы в любой организации могут помочь уменьшить текучесть персонала, повысить вовлеченность, соединить цели компании с личными целями сотрудника, а также повысить эффективность работы.

     

    Статью подготовила специалист по социальной работе отделения развития социальных технологий Корчагина Алена

    Публикации
  • Признаки депрессии у подростков

    Такое заболевание, как депрессия, к сожалению, является неотъемлемой частью современного мира. В условиях пандемии ее проявления лишь участились: люди опасаются болезни, испытывают стресс из-за введенных ограничений, вынуждены подстраиваться под постоянно меняющиеся условия жизни. 

     

     

    Тяжелые переживания свойственны не только взрослым. С годами все острее становится проблема подростковой депрессии.

    Подростки сталкиваются с множеством давящих факторов, начиная с активных изменений в организме во время полового созревания и заканчивая вопросами о том, кто они и где их место. Естественный переход от стадии самоопределения «Я – ребенок» к «Я – взрослый» часто сопровождается конфликтами с родителями. Подростки начинают отстаивать свою независимость и часто в этом терпят неудачи.

    Сложно ли различить нормальную подростковую капризность и серьезный диагноз - депрессию?

    Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Часто депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье. В отличие от взрослых, которые имеют возможность обратиться за помощью самостоятельно, подростки, как правило, вынуждены полагаться на родителей, учителей или других людей, осуществляющих опеку, чтобы те признали серьезность страданий и обратились за необходимым лечением.

    Так как же вовремя распознать депрессию у подростка? Стоит обратить внимание на следующие признаки:

    - длительное подавленное настроение, уныние, тоска,

    - повышенная утомляемость в результате незначительных нагрузок,

    - снижение способности концентрироваться,

    - заниженная самооценка,

    - чувство вины и склонность к самоуничижению,

    - мрачное и пессимистическое видение будущего,

    - двигательная заторможенность или возбуждение,

    - нарушения сна, изменение аппетита и веса.

     

    При наличии двух ключевых симптомов из трех, важно уделить поведению ребенка особое внимание и вовремя диагностировать легкий депрессивный эпизод. 

    Эпизодом средней тяжести считается расстройство с двумя основными симптомами и четырьмя дополнительными. 

    При тяжелом течении присутствуют три основных признака и не менее пяти дополнительных.

     

    После выявления проблемы, необходимо скорректировать стиль общения с подростком.

    1. Предложите ему свою помощь и поддержку. Пусть подросток знает, что он не один.

    2. Будьте мягким, но настойчивым, подросток может закрыться от общения, не задавайте много вопросов, но и не оставляйте его наедине со своими мыслями.

    3. Не критикуйте и не читайте морали. Важно чтобы подросток стремился к общению с вами, начал доверять.

    4. Просто примите боль и печаль, которые, он чувствует. Если вы этого не сделаете, то он поймет, что вы не принимаете его чувства всерьез.

    5. Если подросток категорически отказывается общаться с вами, предложите ему воспользоваться Детским Телефоном Доверия. Анонимность и отсутствие визуального контакта поможет подростку раскрепоститься и рассказать, что он чувствует.

    Если в разговоре подростка начинают часто упоминаться мысли о бесперспективности будущего, шутки о смерти, появляется небрежное отношение к себе, своему здоровью, если круг его общения сильно сужается или полностью прекращается, когда он не хочет ничем заниматься, появляется пассивность и апатия, лучше скорее обратиться к психологу! Грамотный специалист поймет, нужна ли уже помощь психиатра или пока можно обойтись психологическими методиками. Порой это может спасти человеку не только здоровье, но и жизнь.

     

    Дети, подростки и их родители могут получить бесплатную психологическую консультацию по единому общероссийскому детскому телефону доверия. 

     

    Номер телефона доверия: 8-800-2000-122

    Время работы: с 9:00 до 21:00 по будням.

    Звонок бесплатный, анонимный и конфиденциальный.

     

     

    Материал к публикации подготовила психолог отделения экстренной психологической помощи по телефону Болдухова Е.А.

     

     

    Источники материала:

    1. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.

    2. Бабич Евгений. Депрессия в современном мире.

    3. Бабиянц К.А., Шульжицкая М.И. Особенности проявления депрессивных состояний в подростковом возрасте «Науки о здоровье».

     

    Источник картинки: Pixabay.com

    Публикации
  • Психолог нашего центра приняла участие в семинаре для специалистов помогающих профессий

    Психолог нашего центра приняла участие в семинаре для специалистов помогающих профессий

    7-8 февраля в Семейном центре ЛАДА прошел семинар «Риски, возникающие в работе специалистов помогающих профессий, сопровождающих замещающие семьи с приемным подростком».

     

    В семинаре приняла участие и специалист нашего центра, Медонова Марина Анатольевна, заведующий отделением социального сопровождения, психолог и ведущая Школы принимающих родителей «Принимаю и люблю». 

     

    В течение двух дней участники семинара анализировали риски, связанные с трудным поведением подростков, обсуждали, о чем может сигнализировать трудное поведение ребенка.

     

    Один из ключевых выводов: необходимо быть честным в своей профессиональной позиции, поддерживать друг друга, не бояться говорить на табуированные темы. Важно помнить, что задача специалиста - создать максимально возможные условия для реабилитации травмированного ребенка. И помочь в этом семье.

    Новости
  • Как помочь подростку сформировать позитивное отношение к себе

     

    Подростковый возраст действительно является критическим. Меняется тело, раскрывается необъятная гамма чувств и эмоций, совершенно меняется восприятие окружающего мира и самого себя. Он уже не ребенок, но ему по-прежнему хочется знать, что его ценят и любят. Еще более важным для подростка становится то, как его принимают окружающие: проявляют ли к нему уважение, слушают ли его, считаются ли с его мнением.

     

    Если значимые для подростка взрослые будут подвергать его постоянной критике, негативным оценкам и суждению, он начнет воспринимать себя как «плохого», «недостойного», «неправильного», а его последующие попытки самоутверждения могут опасными и социально неприемлемыми. 

     

    Возможна и другая крайность, когда подросток примет свою «ущербность», «несамостоятельность» и станет требовать от взрослых благ, сочувствия и готовых решений, а заботу о нем будет принимать как должное.

     

    Представьте себе ситуацию. После долгого трудового понедельника, пробок на дороге по пути домой и в одночасье свалившихся на вас бытовых обязанностях, вы ожидаете к себе сочувствия и понимания со стороны домашних, а вас встречают с мрачным взглядом и упреком в лоб: «Почему так долго, нам намного тяжелее, чем тебе … и где успехи?». В их понимании это и есть проявление заботы о Вас, но Вы же отвечаете на запрос с позиции прожитого дня и уже выстраданной по пути домой самооценки. Вы себя уже поругали, оправдали и простили, потому что возможно завтра и послезавтра придется пережить это заново. У подростка же еще нет вашего опыта и умения справляться с рутиной, управлять уровнем самооценки. Нет алгоритма саморегуляции.

     

    Что важно, для формирования позитивного самоотношения подростка:

    - Вовремя (в 9-11, а не в 13-17 лет) информировать подростка о возрастных особенностях психологического и физиологического развития.

    - Ориентировать на развитие нравственных ценностей, в том числе уважения к себе и окружающим. Например, обсудите совместно просмотренный фильм с позиции нравственного выбора героя, приведите пример из жизни, где раскрывается та же позиция.

    - Ставить подростку посильные задачи, успех выполнения которых, будет способствовать развитию уверенности в себе, саморегуляции, повышению уровня самоактуализации личности. 

    - Обсуждать с подростком современные культурные или спортивные новости, популярные увлечения или моду. Помогите исследовать, что ему ближе, и в чем он может проявить себя.

    - Создать психологически благоприятный климат в коллективе, где находится подросток, будь то школа или семья. Примите активное участие в жизни класса. Разумеется, это не значит, что нужно страстно выяснять отношения в родительском чате или с педагогами на собрании, но обязательно примите участие в деятельной помощи. Подросткам приятно будет услышать благодарность в адрес своих родителей, свою причастность к полезному делу! И сами не скупитесь на слова одобрения и похвалу в адрес подростка, отметьте своим вниманием даже самые малые его достижения.

    - Обучать навыкам ведения диалога, построению эффективных коммуникаций, доверительных отношений. Для многих взрослых это остается недостижимой высотой, что сказывается на результатах работы, взаимоотношениях в коллективе, мешает поиску новой работы. Найдите подходящий обучающий курс для себя, пройдите его и поймёте, что из освоенных техник поможет вашему подростку. Но не стремитесь принимать решения за него. Можно сколько угодно говорить, как «правильно» дышать, но надо позволить ему делать это самостоятельно, ведь вы не сможете делать это за него всю жизнь.

     

    Просто постарайтесь быть внимательными к подростку и его чувствам. Считайтесь с его мнением, уважайте его точку зрения. Без этого невозможно формирование здорового самоотношения подростка. 

    Доверительные отношения  будут способствовать гармоничному развитию личности подростка, раскрытию своей индивидуальности, улучшению здоровой самооценки, избавлению от тревоги и страха и других деструктивных переживаний. Только положительное самоотношение будет способствовать развитию эмоционально благополучной, здоровой и устойчивой личности. 

     

    Если же в вашей семье все складывалось «как-то не так», и кажется сложным начать менять взаимоотношения с подростком, обратитесь за помощью к психологу.

     

    Дети, подростки и их родители могут получить бесплатную психологическую консультацию по единому общероссийскому детскому телефону доверия. 

     

    Номер телефона доверия: 8-800-2000-122

    Время работы: с 9:00 до 21:00 по будням.

    Звонок бесплатный, анонимный и конфиденциальный.

     

    Статью к публикации подготовила психолог Блощицына Ю.В.

     

    Источник картинки: Pixabay.com

    Публикации
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст