Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Государственное бюджетное учреждение

«Центр социального развития Нижегородской области»

603122, г. Н.Новгород, ул. Богородского, д. 3/2, тел. (831) 234-03-70

 

Подростковый возраст действительно является критическим. Меняется тело, раскрывается необъятная гамма чувств и эмоций, совершенно меняется восприятие окружающего мира и самого себя. Он уже не ребенок, но ему по-прежнему хочется знать, что его ценят и любят. Еще более важным для подростка становится то, как его принимают окружающие: проявляют ли к нему уважение, слушают ли его, считаются ли с его мнением.

 

Если значимые для подростка взрослые будут подвергать его постоянной критике, негативным оценкам и суждению, он начнет воспринимать себя как «плохого», «недостойного», «неправильного», а его последующие попытки самоутверждения могут опасными и социально неприемлемыми. 

 

Возможна и другая крайность, когда подросток примет свою «ущербность», «несамостоятельность» и станет требовать от взрослых благ, сочувствия и готовых решений, а заботу о нем будет принимать как должное.

 

Представьте себе ситуацию. После долгого трудового понедельника, пробок на дороге по пути домой и в одночасье свалившихся на вас бытовых обязанностях, вы ожидаете к себе сочувствия и понимания со стороны домашних, а вас встречают с мрачным взглядом и упреком в лоб: «Почему так долго, нам намного тяжелее, чем тебе … и где успехи?». В их понимании это и есть проявление заботы о Вас, но Вы же отвечаете на запрос с позиции прожитого дня и уже выстраданной по пути домой самооценки. Вы себя уже поругали, оправдали и простили, потому что возможно завтра и послезавтра придется пережить это заново. У подростка же еще нет вашего опыта и умения справляться с рутиной, управлять уровнем самооценки. Нет алгоритма саморегуляции.

 

Что важно, для формирования позитивного самоотношения подростка:

- Вовремя (в 9-11, а не в 13-17 лет) информировать подростка о возрастных особенностях психологического и физиологического развития.

- Ориентировать на развитие нравственных ценностей, в том числе уважения к себе и окружающим. Например, обсудите совместно просмотренный фильм с позиции нравственного выбора героя, приведите пример из жизни, где раскрывается та же позиция.

- Ставить подростку посильные задачи, успех выполнения которых, будет способствовать развитию уверенности в себе, саморегуляции, повышению уровня самоактуализации личности. 

- Обсуждать с подростком современные культурные или спортивные новости, популярные увлечения или моду. Помогите исследовать, что ему ближе, и в чем он может проявить себя.

- Создать психологически благоприятный климат в коллективе, где находится подросток, будь то школа или семья. Примите активное участие в жизни класса. Разумеется, это не значит, что нужно страстно выяснять отношения в родительском чате или с педагогами на собрании, но обязательно примите участие в деятельной помощи. Подросткам приятно будет услышать благодарность в адрес своих родителей, свою причастность к полезному делу! И сами не скупитесь на слова одобрения и похвалу в адрес подростка, отметьте своим вниманием даже самые малые его достижения.

- Обучать навыкам ведения диалога, построению эффективных коммуникаций, доверительных отношений. Для многих взрослых это остается недостижимой высотой, что сказывается на результатах работы, взаимоотношениях в коллективе, мешает поиску новой работы. Найдите подходящий обучающий курс для себя, пройдите его и поймёте, что из освоенных техник поможет вашему подростку. Но не стремитесь принимать решения за него. Можно сколько угодно говорить, как «правильно» дышать, но надо позволить ему делать это самостоятельно, ведь вы не сможете делать это за него всю жизнь.

 

Просто постарайтесь быть внимательными к подростку и его чувствам. Считайтесь с его мнением, уважайте его точку зрения. Без этого невозможно формирование здорового самоотношения подростка. 

Доверительные отношения  будут способствовать гармоничному развитию личности подростка, раскрытию своей индивидуальности, улучшению здоровой самооценки, избавлению от тревоги и страха и других деструктивных переживаний. Только положительное самоотношение будет способствовать развитию эмоционально благополучной, здоровой и устойчивой личности. 

 

Если же в вашей семье все складывалось «как-то не так», и кажется сложным начать менять взаимоотношения с подростком, обратитесь за помощью к психологу.

 

Дети, подростки и их родители могут получить бесплатную психологическую консультацию по единому общероссийскому детскому телефону доверия. 

 

Номер телефона доверия: 8-800-2000-122

Время работы: с 9:00 до 21:00 по будням.

Звонок бесплатный, анонимный и конфиденциальный.

 

Статью к публикации подготовила психолог Блощицына Ю.В.

 

Источник картинки: Pixabay.com

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст