Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Активная вовлеченность – это ситуации, в которых ребенок может взаимодействовать, общаться и заниматься с другими. Опыт активной вовлеченности должен быть целью для всех детей, потому что именно в этих ситуациях они могут учиться и устанавливать отношения с другими.

Часто детям с расстройством аутистического спектра (РАС) активная вовлеченность дается труднее, поэтому важно помогать ребенку с аутизмом работать над этим.

Когда ваш ребенок активно вовлечен:

·                     он может управлять своими эмоциями и поведением так, чтобы ему было комфортно в своей среде и он мог замечать происходящее вокруг;

·                     вы и ваш ребенок вместе участвуете в активности. Он должен смотреть на вас, реагировать на вашу речь и тем или иным образом общаться с вами. 

Степень активной вовлеченности вашего ребенка может меняться в зависимости от мероприятия и рутины. Это нормально.

Помогаем вашему ребенку развивать активную вовлеченность

Теперь вы знаете, что означает активная вовлеченность. Есть много способов помочь развить этот навык у вашего ребенка с аутизмом.

·                     Используйте рутины, когда возможно. 

Знание того, что нужно ожидать, дает преимущество всем детям, а для детей с аутизмом это имеет особое значение. С предсказуемыми этапами повседневных рутин и простой, ясной речью взрослых детям легче понять, что произойдет дальше и что от них ожидается.

Давайте вашему ребенку мотивирующие и значимые роли в рутинах. Например, во время мытья рук позвольте ему открывать и закрывать воду. Активные формы участия и использование материалов помогают детям практиковать множество навыков.

·                     Помогайте вашему ребенку поддерживать внимание и участвовать в деятельности вместе с вами. Понаблюдайте, следует ли ребенок тому, что вы пытаетесь сделать вместе.

Обратите внимание, смотрит ли ребенок в вашем направлении, на ваше лицо. В такие моменты он может выразить эмоцию, например улыбку или растерянность. Расположитесь лицом друг к другу. Это помогает детям замечать вас, вашу речь, выражение лица и действия. Когда ваш ребенок освоится с рутиной, он может найти больше способов участвовать в активности. Предсказуемость рутины поможет вашему ребенку увидеть вашу роль в активности. Чем больше он будет замечать вас и ваши действия, тем вероятнее он также обратит внимание на вашу речь о рутине.

·                     Внимательно относитесь к тому, что пытается сказать вам ребенок. Пытается ли он сказать или показать вам что-то, что он хочет или что ему интересно?

Коммуникация может принимать разные формы и включать слова, звуки или жесты, такие как указывание, передача вам чего-либо, показывание или попытка дотянуться до объекта. Дайте вашему ребенку пространство для общения с вами. В ожидаемый момент во время активности сделайте паузу и подождите, чтобы ребенок смог сказать или показать жестами. 

Давайте ребенку выбор, чтобы стимулировать его общение с вами. Например, покажите пару вкусняшек, чтобы поощрить его на слова или жесты.

·                     Помогайте вашему ребенку оставаться вовлеченным во время переходов. 

Помогите вашему ребенку развить гибкость в момент смены активности. Поощряйте его коммуникацию, чтобы делиться идеями или предпочтениями.

Используйте картинки или объекты, чтобы помочь вашему ребенку понять, что будет происходить дальше. Например, покажите ему знакомую игрушку для ванной, сообщая о том, что настало время купаться. 

Активная вовлеченность требует практики. Это непросто. Используйте эти инструменты, чтобы помочь вашему ребенку развиваться и достигать активной вовлеченности.

Источник: Marcus Autism CenterИсточник: Marcus Autism Center

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст