Информационный проект фонда «Обнаженные сердца» подобрал несколько несложных, но эффективных стратегий поддержки, которые помогут детям лучше участвовать в домашних делах, на занятиях, в секциях, кружках и любых досуговых центрах.
Оптимизация коммуникации
Коммуникация ― это обмен сообщениями или информацией между людьми. Это неотъемлемая часть жизни человека.
У детей с аутизмом, трудностями с концентрацией и обработкой информации могут возникать проблемы во время общения. Кому-то требуется более понятное объяснение, а кому-то ― дополнительное время, чтобы понять собеседника и ответить ему. Вот несколько советов для взрослых, которые помогут лучше понимать ребенка:
· Привлеките внимание ребенка, прежде чем начать диалог.
· Если собеседник небольшого роста, нужно находиться с ним на одном уровне, чтобы показать ему, что вы равны. Сядьте вместе за стол или на диван, чтобы поговорить.
· Обращайтесь напрямую к ребенку, а не к его родителю или сопровождающему. Учитывайте возраст собеседника ― не обращайтесь к подростку как к маленькому ребенку.
· Старайтесь говорить простыми фразами, сохраняя при этом обычные тон и громкость.
· Давайте ребенку время на обработку информации ― делайте паузы.
· Старайтесь не повторять инструкции несколько раз подряд.
· Используйте визуальную поддержку для помощи в понимании.
· Давайте возможности для выбора.
Многие люди, которые недостаточно пользуются речью или не пользуются ей совсем, тоже хотят и могут вступать в коммуникацию. Выберите удобный для вас и собеседника способ коммуникации: это могут быть жесты, разные выражения лица, картинки, устройства, генерирующие речь. Некоторые люди, которые не пользуются речью, могут общаться письменно.
Визуальная поддержка
Визуальная поддержка ― это различные варианты предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека.
Изображения, картинки или схемы помогают представить такие абстрактные категории, как время, последовательность действий и причинно-следственные связи. Исследования показывают, что аутичные дети лучше воспринимают информацию, если она подкреплена визуальными материалами. Такая поддержка может улучшить процесс общения и стать незаменимым помощником для всех детей, изучающих мир.
Визуальная поддержка необходима, чтобы:
· дополнить текстовую и словесную информацию ― меню в ресторане, слайды в презентации, схемы;
· понять, что находится вокруг, ― указатели, вывески, дорожные знаки;
· разобраться и лучше понять концепции времени ― часы или таймер;
· выбрать и соблюдать последовательность действий ― инструкции и чек-листы;
· концентрироваться и удерживать внимание;
· быстро усвоить правила в новом месте ― правила поведения в общественных местах и транспорте.
Рутины
Рутина — это базовые практики, которые присутствуют в жизни каждого человека. Рутиной называют последовательности действий, которые мы выполняем всегда одинаково, в привычном порядке: чистка зубов, уборка, мытье посуды.
У людей в разном возрасте может быть больше или меньше рутин. Не все они связаны с гигиеной либо сном, но каждая из них помогает быстрее справиться с ежедневными делами. У детей с аутизмом или другими нарушениями появление позитивных помогающих рутин не всегда происходит естественным образом, и некоторым малышам для установки рутин понадобится помощь взрослых.
Зачем ребенку нужны рутины:
· снизить тревожность за счет предсказуемых действий;
· сэкономить энергию — все рутинные действия выполняются автоматически;
· сэкономить время для освоения новых навыков;
· получить ощущение самостоятельности и независимости;
· обеспечить выполнение базовых потребностей и комфортного состояния.
Подкрепление
Подкрепление — это стимул, который идет после хорошего поступка или правильного поведения. Это главный эффективный способ развития мотивации, который поможет закрепить желаемое поведение. В качестве стимула могут выступать похвала, внимание, любимая активность ребенка.
Как помогают подкрепления:
· дарят мотивацию заниматься какой-либо деятельностью, пробовать что-то новое;
· позволяют побороть стресс и тревогу;
· помогают закончить незнакомую последовательность;
· мотивируют сделать то, что нужно сделать, но не хочется;
· помогают закрепить положительное поведение или действия.
Важно помнить, что подкрепления работают, только если они значимы для ребенка. Например, для кого-то похвала не будет поощрением — в таком случае в качестве подкрепления можно предложить дополнительные 15 минут игры в мяч или другой любимой активности ребенка.
Подкрепление должно идти сразу после желаемого поведения — это не обязательно должно быть что-то большое или дорогое. Это могут быть жесты: «дай пять» или рукопожатие, эмоциольнальная похвала («отлично получается», «ты молодец»), что-то съедобное, приятная мелочь — наклейка, браслет-фенечка, значок.
Структурирование
Структурирование пространства — это комфортная и понятная организация среды, например зонирование или организация систем хранения, которая учитывает особенности и потребности ребенка. Правильно структурированное пространство помогает понять, что можно делать в помещении или что в нем будет происходить.
Организация пространства помогает ребенку четко понимать физические и личные границы в среде, убрать отвлекающие факторы и выделить требующие внимания вещи. Правильная структура пространства позволяет создать безопасную среду, быстро подготовиться к активностям, в том числе к новым.
Выстроить структуру пространства помогут:
· системы хранения, например стеллажи или полки с подписанными коробками;
· расстановка мебели и зонирование;
· визуальные границы — можно начертить их мелом на полу или стенах, обозначить лентами либо ярким скотчем.
Все дети очень разные, и каким-то семьям наши рекомендации могут не подойти. Больше рекомендаций и информации о детях с нарушениями в развитии вы можете найти на платформе nakedheart.online фонда «Обнаженные сердца».