Сегодня мы подробнее поговорим о первом, фундаментальном компоненте речи. В самом начале работы над речью мы формируем её понимание. При этом надо учитывать, что дети ориентируются на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием (покажи»), а не на звуковые различия слов.
С неговорящими детьми, плохо понимающими обращенную речь, работа начинается с многократного проговаривания бытовых ситуаций, которые без труда могут создаваться в домашних условиях.
Вот доступные примеры:
Сборы на прогулку: Собирая ребенка, взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем гулять, (Вещи, необходимые для сборов на прогулку, разложены на стульчике.) Куда мы пойдем?; Найди, где у нас лежит шапка. Нашел? Вот она, шапка. Принеси сюда шапку. Принес? Давай наденем шапку на голову. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. А где ленточки у шапки? Вот какие ленточки у шапки! Мы завяжем ленты, чтобы шапка на улице не соскочила с головки, чтобы ушки у тебя были закрыты. Вот так! Смотри, как тепло! Тебе тепло? Да?» И т. д.
Умывание: Подводя ребенка к умывальнику, сказать: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль руки как следует. Давай я тебе помогу намылить! руки. Вот так. Вот как хорошо! А теперь давай смоем! мыло. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь! давай вымоем лицо». И т.д.
Кормление зверей: Взрослым организуется игра. Предлагается устроить для зверей обед: «Давай кормить всех твоих зверей. Они проголодались. Ух, какие они голодные! Кого мы будем кормить? Неси сюда кошку, собачку и козлика. Посмотри, как они просят кушать! Как козлик просит кушать? Бе-бе. А как собачка просит кушать? Ам-ам! А как киска просит кушать? Мяу-мяу! Ой, а про мишку мы забыли. Зови его скорей! Вот мишка идет: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Гостей поставили вокруг стола. Собачку сюда, киску сюда. А козлика куда? Вот сюда. А про мишку опять забыли. Знаешь что? Давай мишку посадим на стул. Пусть сидит за столом».
Строим башни: «Давай строить башни. (На ковре разложены кубики: красные, синие, белые.) Построим две башни: одну красную, а другую синюю. В этом углу будем строить красную башню, а в этом — синюю. Башни построим большие-пребольшие. Кубики будем возить на машине. В этот угол будем возить красные кубики, а в этот угол будем возить синие кубики. (показываем противоположные углы ковра или комнаты.) А белые кубики оставим здесь, где они лежат, не будем их трогать. Иди за машиной. Взял машину? Заводи. Завел? Ух, как громко мотор работает! Как мотор работает? Проверь сигнал. Как машина гудит? Би-би.
Взрослый вместе с ребенком развозит кубики по разным углам ковра, называет все совершаемые действия. При выборе кубика по цвету взрослый называет цвет кубика и учит ребенка брать кубик такого же цвета. (Так как название цвета дети запоминают дольше (это понятие нельзя ощутить предметно) - обучаем их первоначально сравнивать предметы по цвету).
Подготовила воспитатель ОППП Смирнова Д.В.