Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Основная цель речевого развития любого ребёнка – коммуникация с окружающим миром! Формирование и развитие правильной речи является одной из основных задач воспитания и обучения. Однако, анализ практической ситуации речевого развития дошкольников за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества детей с разными нарушениями речи. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Речевая недостаточность влияет на общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает развитие познавательных возможностей, нарушает процесс социальной адаптации. И только своевременное и комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность – невозможно, поэтому речевое развитие ребёнка тесно связано с познавательным развитием и внутренним миром ребенка. В данном цикле статей мы раскроем основные компоненты речевой деятельности и подходы к их развитию в домашних условиях.

Итак, основные направления работы по развитию речи детей:

·      все начинается с понимания речи;

·      воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова; нахождение места звука в слове);

·      развитие (при необходимости – коррекция) звукопроизношения;

·      формирование грамматического строя (морфология – изменение слов по родам, падежам, числам;  синтаксис - освоение различных типов словосочетаний и предложений; словообразование);

·      развитие связной речи (диалогическая – разговорная; монологическая – рассказывание);

·      развитие словарного запаса (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания; с ситуацией, в которой происходит общение);

Также необходимо не забывать о параллельном развитии психических функций (внимания, памяти , мышления) и мелкой моторики.

Подготовила воспитатель ОППП Смирнова Д.В.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст