Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача школы. Это касается детей с типичным развитием, и детей с расстройствами аутистического спектра.
Для того чтобы приступить к обучению, прежде всего следует выбрать конкретную цель и определить метод, с помощью которого эта цель будет достигнута. Это привычно и понятно в тех случаях, когда детей обучают академическим навыкам: письму, чтению, счету и прочее. Сложнее сформулировать задачу при обучении навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, тем более, если предстоит учить ребенка с РАС.
Аутизм – это расстройство развития, проявляющееся качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Расстройства аутистического спектра проявляются в детском возрасте и в разной степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека.
Расстройства аутистического спектра представляют собой неоднородную группу. Выделяют несколько траекторий развития, характерных для детей, страдающих аутизмом.
Часть детей демонстрируют низкий уровень функционирования уже в раннем возрасте и в дальнейшем достаточно медленно продвигаются в своем развитии. Другая группа характеризуется более высоким стартом и значительной скоростью продвижения
Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение качества жизни, что предполагает, в частности: повышение уровня самостоятельности, возможность устанавливать социальные отношения, возможность учиться и работать, доступ к активному отдыху и досугу.
Для повышения качества жизни людей с РАС необходимы два взаимодополняющих направления в работе. С одной стороны, работа должна быть направлена на формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, истерик и пр.), которые препятствуют социализации. Поскольку во многих случаях далеко не все навыки, необходимые для независимого функционирования, могут быть сформированы, следует создавать специальные условия или среду, которая позволит компенсировать отсутствующие навыки. Наличие таких условий обеспечивает достаточно высокое качество
жизни даже при низком уровне функционирования человека. Чем больше навыков удается сформировать, тем менее жесткими становятся требования к среде, и тем больше открывается возможностей существовать в социуме, а значит, получать доступ к образованию, досугу и работе.
Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают так называемые жизненные навыки, или жизненные компетенции.
Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования. Для некоторых детей с РАС такими навыками являются самостоятельное одевание или прием пищи. Для других – умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно переходить дорогу или разрешать конфликтные ситуации.
Таким образом, формирование жизненных компетенций становится одной из важнейших задач при обучении ребенка с РАС.
Формирование жизненных компетенций у детей с РАС в процессе обучения по адаптированным программам– одна из центральных и наиболее значимых областей в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Начальное образование обучающегося с РАС может считаться качественным и удовлетворять
требованиям только при условии, если он продвигается по обоим направлениям: осваивает адаптированную основную образовательную программу начального общего образования и продвигается в области формирования жизненных компетенций. Так, например, при
оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок следует выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
К условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе и с РАС, относятся: осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоения обучающимися содержания
всех образовательных областей, а также в ходе проведения коррекционных занятий; практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение обучающимися жизненными компетенциями; организация медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся; организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых)
учебных действий, которые способствуют не только успешному усвоению некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.
Из методического пособия МГППУ, Федерального ресурсного центра по
организации комплексного сопровождения детей с РАС,
«Формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС», 2016 г.