Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Расстройства  аутистического спектра  могут быть различными по причине возникновения и степени проявления. Но для всех есть общие признаки: нарушение социального взаимодействия и коммуникативных функций,  ограниченные интересы и стереотипные  действия.

Общение это сложный процесс взаимодействия между субъектами общения для обмена информацией, восприятия и понимания друг друга. Для человека жизненно необходимо находиться в социуме, взаимодействовать с ним, выражать свои мысли, желания, просьбы.  Но что делать, если по различным причинам человеку не доступна способность выражать свои чувства при помощи слов? В  такой ситуации близкие не имеют никакого этического права  оставлять ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет или не хочет, что он чувствует  и т.д. Успех социализации ребенка с РАС зависит от своевременно оказанной психолого-педагогической помощи по формированию альтернативных  коммуникативных навыков. Ведь коммуникация – это не только слова и речь. Способы альтернативной коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь, могут  применяться на постоянной основе, как  временная мера или рассматриваться, как помощь в приобретении лучшего владения речью. 

Ребенку необходимо помочь развить такие навыки, как:

- ответная реакция;

- социальное поведение;

- просить;

- называть, комментировать, описывать предметы, людей, действия и события;

- привлекать внимание;

- задавать вопросы;

- выражать чувства и эмоции;

- выстраивать диалог.

При обучении необходимо использовать максимальное (избыточное) количество способов коммуникации, переходить «от реального, к более абстрактному», постоянно поддерживать и повышать мотивацию и функционально использовать уже приобретенные умения в повседневной жизни. Что бы понять какой метод или их комплекс лучше подойдет конкретному ребенку, нужно оценить уровень уже приобретенных навыков, выявить его особенности и определить возможности.

Сейчас наиболее используемы такие способы, как: система жестов или символов, глобальное чтение, карточки PECS. Жесты должны быть простыми в исполнении, легкими для понимания. Карточки, картинки должны быть удобными, яркими, интересными, привлекательными, со знакомыми ребенку образами.

Особенно уникальным инструментом для визуализации того или иного слова можно назвать систему жестов. Жесты – это предвестники коммуникативной речи. Если речь еще не сформирована или не разборчива, они делают слова «видимыми», помогают ребенку понимать, запоминать и усваивать новое, а так же доносить до собеседника свое послание.

Когда  на помощь приходит  альтернативная коммуникация, ребенок учиться самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий, повышает заинтересованность  и ответственность, совершенствует психические процессы.  И педагогам легче предотвращать неприемлемое поведение во время занятий.

 Специалист по социальной работе ОППП Сорокина К.В.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст