Как правило, о детях в возрасте года нельзя точно сказать умнее ли один чем другой. Заметные отличия в общей активности у разных детей и даже некоторое опережение или отставание в развитии отдельных умений у кого-либо, еще не говорят об интеллектуальных различиях. А вот трех-четырехлетних детей по степени развития их интеллектуальной активности и любознательности уже можно поделить на две группы:
· Любознательные/интеллектуально активные (те, что любят играть в игры, требующие внимания и смекалки, задают много вопросов взрослому, с увлечением слушают сказки, рассматривают картинки);
· Интеллектуально пассивные (предпочитают игрушки с ярким звуковым или зрительными эффектами- говорящие куклы, машинки с мигалками; не задают вопросов, не нравиться слушать сказки. Как правило, эти дети любят смотреть телевизор, беспорядочно бегать с криками, не разыгрывая никакого сюжета).
У ребенка с "погасшей" любознательностью начинает складываться определенный комплекс черт, который можно называть синдромом интеллектуальной пассивности. Это "замораживает" интеллектуальное развитие ребенка таким образом, что он как бы застывает в своем развитии. В определенном смысле, такие дети оказываются "одинаковыми" и в 4 года и в 7 и в 10 лет.
Чтобы было понятнее о чем я говорю, привожу в сравнении с обратным понятием (вкус интеллектуальной деятельности).
Признаки вкуса к интеллектуальной деятельности
Ребенок умеет и любит долго и сосредоточенно играть в конструктор, складывать мозаики, рисовать, лепить, строить из кубиков
2. Ребенок играет в достаточно сложные и разнообразные ролевые и конструктивные игры
3. Ребенок легко осваивает игры с правилами и любит в них играть. В 3-4 года –лото, детское домино. 5-6 лет –карты, шашки, нарды и т.д.
4. Ребенок любит и умеет фантазировать; чем он старше, тем богаче и разнообразнее становятся его воображение. Он легко придумывает сюжеты сказок, рассказы.
5. Ребенок готов прилагать интеллектуальные усилия для решения новых задач (собрать нового робота)
6. Ребенок любит, чтобы ему читали книжки, готов долго с интересом их слушать.
7. Ребенок задает много вопросов, удивляется необычному; спрашивает, когда не понятно
8. Ребенок любит книжки с занимательными заданиями (лабиринты, ребусы, загадки и т.д.)
9. Ребенок умеет играть один, он может долго играть в конструктор, рисовать, сочинять.
Симптомы интеллектуальной пассивности
1. Ребенок не умеет ни на чем (кроме компьютера, телевизора) сосредотачиваться, при любом занятии он постоянно отвлекается и его внимание перескакивает то на одно, то на другое
2. Неразвитость ролевых и конструктивных игр, их однообразие, преобладание эффектных манипулятивных игр (нажать кнопку и запустить машину). Часто в сочетании ярко выраженными элементами агрессивности или разрушительности
3. Ребенок не умеет и не хочет играть в игры, где хоть какая- то сложность, в игры с правилами; может испытывать трудности в усвоении норм и правил в повседневной жизни
4. Ребенок не умеет и не любит придумывать что-то новое, фантазировать.
5. У ребенка нет ни желания, ни привычки, совершать интеллектуальные усилия, он быстро утомляется; избегает заданий, где необходимо подумать.
6. Ребенок не любит, чтобы ему читали, ему это не интересно.
7. Ребенок мало задает вопросы, или не задает их совсем; ему ничего не интересно
8. Ребенок не любит книжки с заданиями
9. Ребенок не умеет себя занять, оставаясь один. Он либо «прилипает» к экрану телевизора, либо пребывает на уровне чисто манипулятивных действий (многократно воспроизводит одно и то же действие, или повторяет один и тот же примитивный сюжет)
Но даже в случае, если вы пришли к выводу, что у вашего ребенка скорее всего синдром пассивного интеллекта - не расстраивайтесь. Все можно исправить. Это будет сложно, трудоемко, энергозатратно (в первую очередь для вас), но возможно. Просто посмотрите, в каких областях "тормозится" развитие и начните развивать это всеми удобными вами способами. Не задает вопросов - начните задавать их сами, потом придумайте игру, в которой необходимо будет это делать, следующий шаг - похвала практически за любой заданный вам вопрос (например: как здорово, что ты это у меня спросил. А я как раз знаю ответ. Если ответ не знаете, то не стесняетесь, идете искать его вместе).
Теперь вы примерно знаете, что должен уметь ребенок, чтобы быть интеллектуально развитым. И начинать "работать" над этим можно уже с пеленок (например, читать и показывать книжки).