Поступление в первый класс или просто новый учебный год — испытание для любого ребенка с РАС. Поэтому к школе стоит готовиться заранее.
Расскажите ребенку о том, зачем он идет в школу и чего ему ждать от первого учебного года.
Объясните, для чего нужно посещать школу (не всем детям с аутизмом понятно, зачем менять рутины и покидать дом / детский сад, к которым они привыкли). Подготовьте социальную историю с фотографиями школы и учителей. Каждый день вместе с ребенком вычеркивайте дни в календаре, оставшиеся до начала учебного года.
Подготовьте все, что нужно для школы: портфель, школьную форму, тетради и письменные принадлежности. Выберите вместе с ребенком контейнер для перекуса и бутылку, из которой он будет пить.
Приучайте ребенка к новым утренним рутинам и поощряйте его придерживаться их каждый день. Начинайте будить ребенка немного раньше каждое утро, чтобы он привык вставать вовремя еще до 1 сентября. До конца летних каникул вам нужно провести несколько «генеральных репетиций», чтобы утром первого учебного дня с ребенком не произошло ничего неординарного. Составьте визуальное расписание, чтобы ребенок понимал, как будет строиться его утро. За успешное следование рутинам давайте ребенку поощрение.
Устройте ребенку ознакомительную экскурсию по школе. Во время экскурсии посетите столовую, туалет, спортзал, библиотеку, игровую площадку на улице. Продумайте вместе с ним самый удобный маршрут до школы, нарисуйте карту пути с опознавательными знаками, которая поможет вашему ребенку чувствовать себя уверенно. Во время визита в школу расскажите ребенку, как он должен себя вести в экстренной ситуации. Покажите ему, куда и к кому он может обратиться за помощью (медпункт, школьный психолог, охрана и т. д.).
Проведите репетицию обычного учебного дня. Узнайте в учебной части точное расписание учебного дня до визита в школу. Подготовьте визуальное расписание (письменное или с картинками), а затем пройдите по помещениям школы вместе с ребенком в соответствии с этим расписанием. Даже если у вас будет приблизительный план учебного дня и вы пройдете по школе вместе с ребенком, следуя этому плану, это поможет ему лучше ориентироваться в происходящем.
Проинформируйте учителей об индивидуальных особенностях ребенка.
Классный руководитель и другие сотрудники школы должны познакомиться с новым учеником заранее, так им будет легче найти с ним общий язык. Не забудьте сделать копию письма для школьного психолога, логопеда, учителя физкультуры и других сотрудников. Убедитесь, что к началу учебного года у вас есть план коррекции нежелательного поведения. Попросите учителей ознакомиться с ним и придерживаться его с первого же учебного дня.
Убедитесь, что учителя умеют пользоваться системой АДК.
Классный руководитель и тьютор должны уметь пользоваться системой АДК. Расскажите им о принципах этой системы и особенностях коммуникации вашего ребенка до начала учебного года, когда они еще не так сильно загружены работой.
Если ребенок склонен к сенсорной перегрузке, снабдите его любимым предметом для стимуляции. Объясните учителям, что это не игрушки, которые отвлекают детей от уроков, а вспомогательные средства саморегуляции, необходимые ребенку с аутизмом.
После начала учебного года внимательно следите за прогрессом ребенка и его психическим состоянием. Помогайте первокласснику делать домашние задания, следовать расписанию дня, справляться с сенсорной перегрузкой / контролировать нежелательное поведение. Следите за социальной адаптацией ребенка, за тем, как у него складывается коммуникация с наставниками и другими учениками. При первых признаках буллинга сообщайте о них учителю или администрации школы.
Проявляйте активность, посещайте родительские собрания и предлагайте учителям свою помощь. Не игнорируйте родительские собрания и чаты, поддерживайте контакт с учителями, предлагайте свою помощь в организации школьных мероприятий и экскурсий. Ваше присутствие в школе в качестве волонтера покажет учителям, что вы активно вовлечены в образование ребенка.
Фонд «Обнаженные сердца»