Склонность употребления ПАВ обусловлена совокупностью различных предпосылок поведенческих, социальных, психологических и психических. Вот некоторые из причин употребления ПАВ:
1. Индивидуально-личностные
· Генетическая предрасположенность;
· Особенности нервной системы;
· Особенности поведения (импульсивность, рискованное поведение);
· Неадекватная самооценка (слишком высокая или слишком низкая);
· Слабо развитые социальные навыки (коммуникация);
· Резкие изменения в жизни (потеря близкого человека, переезд в другой город, смена школы, друзей и т.д.);
· Неустойчивый эмоциональный фон (неумение справляться со стрессом и т.д.).
Что может помочь?
· Развитие социальных навыков;
· Обучение способам борьбы со стрессом;
· Развитие адекватной самооценки;
· Стабильное окружение.
2. Семейные
· Напряженная обстановка в семье (ссоры, развод и т.д.);
· Негативное отношение к ребенку со стороны родителей (частые наказания, физическое, эмоциональное насилие);
· Употребление ПАВ родителями;
· Отсутствие эмоциональной близости в семье.
Что может помочь?
· Теплые эмоциональные отношения в семье;
· Негативное отношение родителей к ПАВ;
· Наличие семейных традиций, ритуалов;
· Проявление интереса к делам ребенка.
3. Проблемы, связанные со школой и сверстниками
· Низкая школьная успеваемость, трудности с обучением;
· Сложности в построении контактов со сверстниками (часто возникающие конфликты, ссоры, буллинг и т.д.);
· Общение со сверстниками, которые употребляют ПАВ;
· Отсутствие друзей;
· Плохой микроклимат в школе;
· Недостаточная профилактика ПАВ в школе.
Что может помочь?
· Создание благоприятного микроклимата в школе и классе;
· Помощь, поддержка ученика при возникающих трудностях в обучении;
· Активная профилактика ПАВ;
· Наличие друзей с отрицательным отношением к ПАВ.