«Человек не воспитывается по частям,   он создаётся всей суммой влияний, которым он подвергается». 

А.С.Макаренко

 

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель – приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.

Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей.

Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Путём нравственно-эстетического воспитания (основы социализации и общения) мы формируем становление личностной позиции, основ правового воспитания, развиваем представления о человеческих ценностях, воспитываем эмоциональную отзывчивость (беседы, тестирование, внеклассные занятия, презентации).

Через творческое развитие мы стараемся формировать творческие способности детей (конкурсы рисунков, поделок, конструирование и т.п.); 

Посредством трудового воспитания мы отрабатываем трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем, стараемся помочь детям в их профессиональном самоопределении (беседы, практические занятия);

Основам экономической грамотности (бюджет семьи, доходная и расходная часть и т.д.) посвящаем занятия экономического практикума;

Наши воспитанники участвуют в жизни не только «Центра», но и района, округа и страны в целом через организацию дистанционного участия в различных видах деятельности. 
В ходе реализации творческих проектов мы стараемся приобщить детей с ОВЗ к миру духовных и культурных ценностей; расширить их знания о культуре поведения; нам важно, чтобы дети получили удовольствие от посещений нашего «Учреждения», общения с детьми групп дневного пребывания, совместного участия в конкурсах и проектах. Проекты предусматривают участие не только в культурной, но и трудовой деятельности, оформлении стендов и помещений, где сами дети пребывают и создают красивую атмосферу для себя. 

Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации и самореализации детей с ОВЗ возможно только лишь при условии тесного взаимодействия всех специалистов учреждения (социальный педагог, медицинский работник, психолог, воспитатели, руководители).

Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлечение воспитанников в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию.

Воспитатель ОДПН Е.В. Арапова 

 

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст