Некоторые родители считают возможным применять физические наказания, пытаясь бороться с проблемным поведением детей с РАС. Как правило, речь идет о поведении, нарушающем социальные нормы (например, ребенок громко кричит и бросается на пол в торговом центре) или о поведении, связанном с агрессией, самоповреждением или убеганием.
В такие моменты любые родители испытывают растерянность и страх, поэтому они могут срываться и вести себя необдуманно: повышать голос, хватать ребенка за руки, шлепать его, ставить в угол.
Нужно понимать, что физические наказания — это не выход, а очень рискованный и неэффективный путь, и следует искать другие способы коррекции нежелательного поведения.
Почему же физические наказания вредны и неэффективны?
· Во-первых, они могут спровоцировать травму.
· Во-вторых, привести к побочным эффектам — например, ребенок может начать проявлять больше агрессии и вести себя еще более неуправляемо.
· Даже если наказание эффективно в течение непродолжительного времени, в долгосрочной перспективе оно не будет приносить того же результата.
· Кроме того, родитель или близкий, применяющий насилие, связывается у ребенка с негативным стимулом, поэтому он может начать отказываться от коммуникации с этим человеком. Особенно это касается детей с аутизмом, поскольку они часто относятся к взрослым по-другому, нежели типично развивающиеся дети.
Один из ключевых принципов помощи при нежелательном поведении — понять причины, по которым ребенок действует таким образом.
· Как правило, проявляя то или иное поведение, дети пытаются взаимодействовать с взрослыми, в то время как родители думают, что они просто ведут себя странно и непредсказуемо (капризничают, устраивают истерики на пустом месте). Любое нежелательное поведение почти всегда систематично и является реакцией на что-то. Оценка ситуации с точки зрения ребенка — это ключевой момент. Выяснив мотивы его поведения, вы сможете понять, в каком направлении нужно двигаться дальше.
· Для очень многих детей нежелательное поведение является формой общения. Они выражают таким образом свои потребности: например, ребенок хочет какую-то вещь, но не говорит об этом, а начинает кричать и плакать, потому что знает, что после этого его начнут успокаивать и дадут ему желаемое. Это приводит к тому, что такой поведенческий паттерн закрепляется, и ребенок прибегает к нему все чаще и чаще. В некоторых случаях (даже если у детей хорошо развиты речевые навыки) проблемное поведение может стать более успешным и легким способом коммуникации, чем речь.
Одним словом, мы всегда должны понимать, что ребенок пытается нам сказать с помощью подобного поведения, и как мы можем научить его альтернативному способу коммуникации.
Очень важно объяснить ему, что можно общаться и достигать желаемого по-другому, выражая свои чувства и мысли прямо.
В первую очередь в общении с такими детьми родителям и специалистам требуется гибкость.
Физическое наказание не может быть успешным способом работы с нежелательным поведением — наказывая ребенка, родители не смогут научить его тому, что нужно делать. Они только показывают, что делать не нужно, однако не дают ответа на вопрос, какое поведение будет приемлемым.
По материалам сайта Фонда «Обнаженные сердца»