В продолжении нашего разговора над пониманием речи ...
Итак, взрослый, используя ситуативные моменты режимных процессов, прогулки и т. д., называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребенок (холодно, тепло, вкусно и т. д.).
Взрослый говорит, короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы, - одни и те же словосочетания он повторяет по 2-3 раза, одни и те же слова употребляет в разных грамматических формах, которые отражают различные взаимоотношения называемых предметов. Все слова проговариваются естественными интонациями, без скандирования слов по слогам, но обязательно интонационно выделяя ударный гласный звук, его немного растягивая. Речь говорящего должна быть насыщена вопросами, обращенными к ребенку. У детей должна создаваться потребность общаться со взрослыми с помощью тех речевых средств, которые уже имеются (восклицаний, отдельных слогов, звукоподражаний, мимики, жестов).
После того, как ребенок много раз услышал названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые совершал сам (ел, пил, вставал и т. д.), можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и еще раз его назвать, а затем назвать совершающееся с этим предметом действие.
В работе с неговорящими детьми не рекомендуем перегружать их пассивный лексикон словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.
Таким образом, материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища и т. д.
В дальнейшем, после усвоения ситуативных моментов в понимании речи, ребенку предлагают взять несколько предметных картинок (игрушек) из тех, что лежат на столе. Затем можно выполнить с отобранными картинками (игрушками) несколько действий, следующих друг за другом в указанной последовательности. Названные действия объединяются в одной словесной просьбе, после чего ребенок их выполняет, например: «Слушай внимательно и сделай так, как я скажу: платочек убери в карман, собачку отдай Вове, а цветок поставь на окно».
Подготовила Воспитатель ОППП Смирнова Д.В.