Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

  • Формирование жизненных компетенций у детей с РАС. Введение

    Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача школы. Это касается  детей с типичным развитием, и детей с расстройствами аутистического спектра.

    Для того чтобы приступить к обучению, прежде всего следует выбрать конкретную цель и определить метод, с помощью которого эта цель будет достигнута. Это привычно и понятно в тех случаях, когда детей обучают академическим навыкам: письму, чтению, счету и прочее. Сложнее сформулировать задачу при обучении навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, тем более, если предстоит учить ребенка с РАС.

    Аутизм – это расстройство развития, проявляющееся качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Расстройства аутистического спектра проявляются в детском возрасте и в разной степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека.

    Расстройства аутистического спектра представляют собой неоднородную группу. Выделяют несколько траекторий развития, характерных для детей, страдающих аутизмом.

    Часть детей демонстрируют низкий уровень функционирования уже в раннем возрасте и в дальнейшем достаточно медленно продвигаются в своем развитии. Другая группа характеризуется более высоким стартом и значительной скоростью продвижения

    Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение качества жизни, что предполагает, в частности: повышение уровня самостоятельности,  возможность устанавливать социальные отношения,  возможность учиться и работать,  доступ к активному отдыху и досугу.

    Для повышения качества жизни людей с РАС необходимы два взаимодополняющих направления в работе. С одной стороны, работа должна быть направлена на формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, истерик и пр.), которые препятствуют социализации. Поскольку во многих случаях далеко не все навыки, необходимые для независимого функционирования, могут быть сформированы, следует создавать специальные условия или среду, которая позволит компенсировать отсутствующие навыки. Наличие таких условий обеспечивает достаточно высокое качество

    жизни даже при низком уровне функционирования человека. Чем больше навыков удается сформировать, тем менее жесткими становятся требования к среде, и тем больше открывается возможностей существовать в социуме, а значит, получать доступ к образованию, досугу и работе.

    Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают так называемые жизненные навыки, или жизненные компетенции.

    Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования. Для некоторых детей с РАС такими навыками являются самостоятельное одевание или прием пищи. Для других – умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно переходить дорогу или разрешать конфликтные ситуации.

    Таким образом, формирование жизненных компетенций становится одной из важнейших задач при обучении ребенка с РАС.

    Формирование жизненных компетенций у детей с РАС в процессе обучения по адаптированным программам– одна из центральных и наиболее значимых областей в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

    Начальное образование обучающегося с РАС может считаться качественным и удовлетворять

    требованиям только при условии, если он продвигается по обоим направлениям: осваивает адаптированную основную образовательную программу начального общего образования  и продвигается в области формирования жизненных компетенций. Так, например, при

    оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок следует выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

    К условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе и с РАС, относятся: осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоения обучающимися содержания

    всех образовательных областей, а также в ходе проведения коррекционных занятий; практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение обучающимися жизненными компетенциями; организация медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся; организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых)

    учебных действий, которые способствуют не только успешному усвоению некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков

    (академических результатов), но и прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.

     

    Из методического пособия МГППУ, Федерального ресурсного центра  по

    организации комплексного сопровождения  детей с РАС,

     «Формирование жизненных компетенций  у обучающихся с РАС»,  2016 г.

    Публикации
  • День защитника Отечества

    День защитника Отечества

    Как правило, праздники, памятные даты не возникают на пустом месте. Некоторым из них предшествует длительная история. Это можно сказать и о Дне защитника Отечества - празднике, в который мы привыкли чествовать представителей отечественных Вооруженных Сил и других силовых структур, обеспечивающих безопасность нашей страны.

    День 23 февраля, в силу сложившихся традиций, стал государственным всенародным праздником, посвященным всем поколениям защитников Отечества. Он является символом мужества и доблести российского воинства. На протяжении своей многовековой истории россияне в многочисленных войнах самоотверженно отстаивали суверенитет и независимость, а порой и право на существование Российского государства. Примером тому служат героизм русского солдата в годы Отечественной войны 1812 года, подвиги в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, отвага и доблесть в Афганистане, самоотверженность на Северном Кавказе и в миротворческих операциях.

    Сегодня, продолжая победные традиции предков, военнослужащие российской армии с честью выполняют специальные задачи по борьбе с международным терроризмом.

     В День защитника Отечества в России не только чествуют тех, кто служил или служит сейчас в рядах Вооруженных Сил страны, но этот день является также неформальным народным праздником всех мужчин. Он празднуется как коллегами в своих коллективах, так и в семьях, и носит массовый характер. В этот день поздравляют также и женщин – ветеранов Великой Отечественной войны, женщин-военнослужащих. Одна из традиций праздника в Москве – торжественная церемония у стен Кремля, возложение венков к Могиле неизвестного солдата.

    23 февраля вечером  проводится праздничный артиллерийский салют в городах-героях Москве, Волгограде, Керчи, Мурманске, Новороссийске, Санкт-Петербурге (городе-герое Ленинграде), Севастополе, Смоленске, Туле, а также в городах, где дислоцированы штабы  военных округов, флотов, общевойсковых армий и Каспийской флотилии.

    В этот день мы хотим поздравить всех мужчин   с Днем защитника  Отечества и от чистого сердца пожелать сохранять спокойствие и уверенность в любой жизненной ситуации, совершать красивые и добрые поступки, беречь и крепко любить своих родных, заботиться о будущем и с успехом достигать больших высот.

    Воспитатель ОДПН Хабибова Л.Н.

    Новости
  • 17 февраля - день спонтанного проявления доброты

    17 февраля - день спонтанного проявления доброты

    Что же это за праздник? Как он появился? Сейчас я познакомлю вас с историей этого праздника.

    День спонтанного проявления доброты – это международный праздник, который принято праздновать всеми народами, в один день, а именно 17 февраля каждого года. Оставаться добрым – это не слабость, это великая сила, которая помогает выжить, остаться человеком и сохранить в себе самые лучшие и нужные качества характера. Только поступками и хорошими делами можно доказать, что ты добрый, отзывчивый и хороший человек. Не просто так, этот праздник является международным и празднуется всеми странами и народами в один день, так мы должны научиться любить друг друга, не смотря на происхождение, цвет кожи, место проживания и континент!

    Это международный праздник, целью которого является укрепление дружбы между народами, а также возрождение в сердцах людей самых лучших и положительных качеств души и характера!

    Празднуют этот праздник, как европейские страны, так и другие, в их числе США, Австралия, Япония, Сингапур, Великобритания, Таиланд и Канада. Россия лишь недавно присоединилась к празднованию всемирного Дня Доброты.

    Решение отмечать этот праздник, было принято 13 ноября 1998 года в городе Токио, где представители-инициаторы «движения доброты» от разных стран, предложили праздновать этот день именно 17 февраля! Девизом Дня спонтанного добра можно считать слова: «Доброта – это качество, проявление которого никогда не бывает лишним».

    В некоторых странах 17 февраля принято дарит прохожим и незнакомым людям цветы, проявляя так свою любовь и заботу. Считается, что это и есть обычное проявление доброго внимания к другим людям, у после этого подарка поднимается настроения и желание тоже сделать что-то доброе в ответ.

    Это и есть смыслом – научится бескорыстно и без всякой выгоды делать хорошие дела, и получать от этого удовольствие!      Если у вас нет денег на приобретение пышного букета цветов для раздачи прохожим, то можно попробовать другим способом поднять настроение и дух прохожих. Например, напишите на компьютере приятные слова с добрыми пожеланиями, затем распечатайте их и раздавайте прохожим!

    Будьте уверены, что это очень хороший и добрый поступок, который наверняка поднимет настроение вам и горожанам. Возможно, кому-то вы действительно поднимете настроение.

    А теперь давайте подумаем, какие добрые дела мы с вами можем сделать прямо сегодня.

    Но, конечно же, то, что день доброты мы отмечаем только один раз в год, не значит, что мы должны забывать о ней в остальные дни!

    В нашей стране, как и во всем мире есть много людей, которые нуждаются в нашей помощи и поддержке. И к счастью, по всему миру есть огромное количество людей, которые готовы прийти на помощь. Такие люди живут, соблюдая главное правило доброты: "Помогать людям".

    Помните, мы сами создаем мир вокруг себя. Поэтому только от нас зависит, каким он будет! Творите добро и любите друг друга! 

       Воспитатель ОДПН Демахина С.А.

    Новости
  • День памяти Александра Сергеевича Пушкина

    День памяти Александра Сергеевича Пушкина

     

    10 февраля – одна из печальных памятных дат в российской истории: в этот день в 1837 году в Санкт-Петербурге скончался Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) – великий поэт и писатель, основоположник современного русского литературного языка.

    Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший своим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития.  Поэт обличал отрицательные характеры, боролся с индивидуализмом и одновременно утверждал положительные образы своей эпохи. Назначение литературы Пушкин видел в духовно-нравственном воспитании человека.

    Пушкин — самый яркий выразитель чувств, дум и стремлений своего времени. Свое назначение как поэта Пушкин видел в вольнолюбии, в защите бесправных людей, в народности. Об этом он говорит в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный":

     

    И долго буду я любезен тем народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я свободу

    И милость к падшим призывал.

    Свободолюбивый голос Пушкина был слышен во всех концах страны и вселял надежду на лучшее.

    Пушкин был настоящим патриотом своей Родины, гордился величавым характером своего народа и славной историей Отечества, напоминал о всемирно-исторической миссии русского народа как освободителя Европы от восточномонгольского нашествия и наполеоновской тирании.

    Без Пушкина не было бы Гоголя и Лермонтова, Некрасова и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Гончарова, Толстова и Достоевского, Чехова и Блока и многих других писателей и поэтов. Пушкин русским темам придал общечеловеческое звучание.

    Идеал Пушкина — это человек, который хочет владеть всем положительным и преодолеть все отрицательное в опыте человечества за всю его историю. Гоголь писал о великом поэте: "Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет". Пушкин писал о России и для России, но все его произведения проникнуты духом мировой истории.

    Cколько прошло столетий, а язык Пушкина понятен и сейчас! Он предельно ясен, точен и выразителен. Гоголь отмечал, что в каждом слове Пушкина "бездна пространства". По словам Чернышевского, до Пушкина "еще никто не писал таким легким и живым языком . По словам В. Г. Белинского, А. С. Пушкин принадлежит к тем творческим гениям, которые, "работая для настоящего, приуготовляют будущее". Сейчас его произведения переведены на многие языки и изучаются во многих странах мира, его идеи и сегодня сохраняют свою могучую силу.

    В день памяти поэта по всей России и за её пределами на разных площадках проходят литературные вечера, спектакли, театральные фестивали и научные конференции. В школах традиционно организуются внеклассные мероприятия и уроки, посвящённые творчеству поэта.

    Воспитатель ОДПН Харкина Т.В.

    Новости
  • Обучение детей с РАС

    Среди многочисленных форм нарушений развития проблема аутизма является одной из актуальных. Ранний детский аутизм обнаруживается в 4-5 случаях на 10 000 детей в возрасте от 12 до 15 лет. Если учесть прочие аутистические синдромы, уровень повысится и составит 20 на 10 000. В действительности количество аутичных детей больше, так как стертые формы аутизма, деформирующие личность и представляющие серьезную социальную и психолого-педагогическую проблему, остаются неучтенными официальной статистикой.

    Несмотря на определенный эффект медикаментозной, диетической и других видов терапии, практикуемых специалистами различного профиля, ведущим принципом работы с аутичными людьми остается психолого-педагогический. Существующее большое количество методических подходов к реализации этого принципа свидетельствует о необходимости вариативной многоаспектной организации реабилитационного процесса. В ходе экспериментальной работы специалистами получены данные, подтверждающие эффективность такой организации в условиях интегрированного обучения и воспитания.

    Основная идея: эффективное обучение, воспитание и социальная адаптация детей с аутизмом достигается посредством индивидуального психолого-педагогического медико-социального сопровождения на основе вариативности методических подходов и учебных программ, реализуемых преемственно и последовательно на протяжении дошкольного и школьного возраста в условиях интегрированных групп (классов) при соучастии родителей реабилитационном процессе.

    Аутизм как первазивное (общее) расстройство психологического развития  представляет собой сложную многокомпонентную проблему для специалистов разного профиля: психологов, педагогов, врачей, генетиков, биохимиков, социальных работников. Несмотря на то, что однозначной трактовки этиологии и патогенеза этого расстройства нет, в клинико-психологической структуре нарушений при аутизме можно выделить ряд ядерных составляющих, учет которых крайне необходим при организации учебно-воспитательной и коррекционной работы:  нарушение общения, социального и эмоционального взаимодействия, воображения,  поведения,  речи,  когнитивных процессов.

    При этом вне зависимости от уровня умственного развития ребенка с аутизмом, отчетливо наблюдается неравномерный психолого-педагогический профиль.

    Указанное позволяет выделить в качестве основных следующие направления работы с аутичными детьми:

    1.    Интегрированное обучение и воспитание, реализуемое в формах разных моделей: частичной и временной интеграции (на этапах диагностики и адаптации), полной интеграции (на этапе коррекции) и др.

    2.    Индивидуально-ориентированный подход к обучению, воспитанию и коррекции, предусматривающий возможности коммуникативных и когнитивных особенностей конкретного ребенка в составлении образовательных маршрутов и коррекционных программ.

    3.    Использование методов эмоционально-образного воздействия. Например, эстетопсихотерапия, включающая элементы креативной, музыкальной, танцевальной и театральной психокоррекции с использованием приемов поведенческой терапии.

    4.    Вовлечение родителей в реабилитационный процесс.

    5.    Использование средств медицинского сопровождения (строго по показаниям).

     Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук «Детский аутизм: диагностика и Коррекция». Учебное пособие

     

    Публикации
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст