Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Государственное бюджетное учреждение

«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних     Сосновского района»

 

                                                                             

 

 

                                                СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

«Наследие»

Направление  «гражданско - патриотическое»

        

                                                       

Срок реализации программы:

                                                                                                                                       1 смена с 01.06.2023г. по 21.06.2023г.

                                                                                                                                        2 смена с 23.06.2023г. по 13.07.2023г.

                                                                                                                                       3 смена с 14.07.2023г. по  03.08.2023г.

 

                                                                                                                                Возраст детей:

                                                                                                                                                                                                 15- 18 лет                     

                                                                                                                                                                                            Автор программы:

                                                                                                                                                                                            Заместитель директора

                                                                                                                                                                                                  Кузнецова Е.В.

                                                                                     

                                                    

                                                                                                                                                               

                                                                           2023  г.

                                                                         с. Рожок

                                                                 Сосновский район

                                                             Нижегородская область

                  

Паспорт программы лагеря

Полное название программы

Социально  - реабилитационная программа профильного лагеря «Наследие» 

гражданско – патриотического направления

 

Автор – составитель  программы

Зам. директора    Кузнецова Е.В.                                                                      

  

 

Руководитель программы

Зам. директора    Кузнецова Е.В.

 

Учреждение, представившее программу

ГБУ «СРЦН Сосновского района»

Адрес организации

606181, Нижегородская область, Сосновский район, с. Рожок, ул. Микрорайон, д. 5

Телефон

8 (831 74)  2 – 05 – 42, 8 (831 74) 34 – 1 - 44

Срок реализации программы

1 смена с 01.06.2023г. по 21.06.2023г.                                                                                          2 смена с 23.06.2023г. по 13.07.2023г.                                                                                           3 смена с 14.07.2023г. по  03.08.2023г.

Место реализации

ГБУ «СРЦН Сосновского района» на базе отделения социальной реабилитации (филиала с.Рожок)

Количество, возраст участников

15 несовершеннолетних с 15 до 18 лет

Направленность программы

Гражданско – патриотического направления

 

Продолжительность программы

Краткосрочная

Цель программы

 

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, стоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних  и ПДН.

 

Задачи программы

1. Организация полезной занятости и снижение количества преступлений среди несовершеннолетних, стоящих на профилактическом учёте.

2. Создание психолого-педагогических условий для нравственного  воспитания и физического развития подростков.

3. Приобретение нравственно – гражданских  норм социальной жизни, через связь со старшим поколением.

4. Формирование общечеловеческих ценностей:  здорового образа жизни, профилактика  употребления ПАВ, спортивной и физической подготовки, закалённости и выносливости.  

 

Основное содержание программы

Паспорт

Актуальность

Цели и задачи

Состав участников

Концепция программы.

Механизм реализации программы.

Взаимодействие с социальными партнёрами.                    Структура управления программой

Содержание и план программы

Ожидаемые результаты.

Список литературы.

Ожидаемые результаты

1. Приобретение новых знаний и навыков в области туризма, краеведения и экологии.

2. Укрепление здоровья воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни.

3. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.

4. Воспитание патриотизма.

5. Воспитание бережного отношения к природе.

Сведения о социальных партнёрах, участвующих в реализации программы

1.ГКУ НО «УСЗН Сосновского района» (методическая помощь и направление детей в лагерь).

2. Администрация Сосновского  муниципального района (софинансирование  программы  лагеря).

3. Управление образования  Администрации Сосновского  муниципального района (привлечение руководителя краеведческого музея  МБОУ  Рожковская СОШ).

4. Отдел культуры, молодёжной политики и спорта  Администрации Сосновского  муниципального района  (районный краеведческий музей, художественная школа, районная библиотека и библиотека с.Рожок, культурный центр «Берёзка», детская спортивная школа, центр развития народных промыслов и туризма).

5. КДН и ЗП     Администрации Сосновского  муниципального района, ОВД  ПДН (совместные профилактические мероприятия, набор детей, патронаж семей).

 

Актуальность проблемы.

Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен понимать значение слова «Родина», ясно представлять себе все составляющие этого понятия. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится патриотическое воспитание, которое направлено на формирование государственно-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Патриотическое воспитание детей осуществляется по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, трудовое, экологическое и включает различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей; развитие трудовых, физических навыков, психологической устойчивости в нестандартных условиях; комплексную заблаговременную подготовку к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Для эффективного решения проблем патриотического воспитания необходим именно комплексный подход, предполагающий вовлечение воспитанников,  в непрерывный процесс, создание соответствующей среды, обеспечивающей дальнейшее развитие патриотизма и гражданственности как духовной составляющей личности.

Программа направлена на достижение национальных целей Российской Федерации, создание условий воспитания социально ответственной личности подростков. Новизной программы является выстраивание системы, которая будет осуществлять главную заявленную цель движения: вызвать интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев, героев спецоперации по освобождению ДНР и ЛНР. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем. Данная Программа способствует отдыху и оздоровлению и занятости детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации (дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети – сироты; дети из малоимущих семей несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел; дети из неблагополучных семей).

Программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 16 лет на 21 день. Дети в этом возрасте с повышенным интересом стремятся к получению новых знаний, у них наблюдается общая активность, готовность включаться в новые виды деятельности, особенно если они преподносятся в игровой форме. Основная деятельность лагеря с круглосуточным пребыванием  направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.

Основания для разработки Программы:

Конвенция ООН о правах ребенка.

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. 273-ФЗ.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации» от 21.12.2004 г. № 170-ФЗ.

Протокол заседания коллегии Министерства обороны Российской Федерации

от 27 октября 2017 г. № 22.

Методические рекомендации Минпросвещения России «О летней оздоровительной кампании 2022 года»

Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (письмо от 15 апреля 2022 г. № СК-295/06)

Цель: приобщать подростков к культурно – историческому наследию, прививать чувство гордости и любви за свой народ, свою страну, ее защитников, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, стоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних  и ПДН.

 

Задачи:

1. Организация полезной занятости и снижение количества преступлений среди несовершеннолетних, стоящих на профилактическом учёте.

2. Содействовать патриотическому воспитанию

3. Приобретение нравственно – гражданских  норм социальной жизни, через связь со старшим поколением.

4. Формирование общечеловеческих ценностей:  здорового образа жизни, профилактика  употребления ПАВ, спортивной и физической подготовки, закалённости и выносливости.  

Концептуальные подходы

Программа выполняет следующие функции:

социально - коммуникативная - находясь в лагере, ребенок включен во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формируются навыки проживания в коллективе;

воспитывающая – проявление и формирование морально-волевых качеств личности в различных моделях жизненных ситуаций;

развивающая - создание условий для развития положительных качеств, активизация резервных возможностей личности;

обучающая - развитие умений и навыков: внимание, память, общение;

развлекательная - создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере, посредством введения игровых и интерактивных форм деятельности;

оздоровительная - направлена на отдых и укрепление здоровья через спортивные состязания и другие виды деятельности на свежем воздухе.

Законы лагеря.

Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.

Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье.

Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.

Закон доброго отношения к людям. Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радости другого человека, готовность поступиться личным в интересах коллектива

Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.

Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.

Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!

Закон «Рука молчания». Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшему руку- слово.

Закон «Распорядок дня». Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы)

Закон «Мотор». Долой скуку!

Закон «Выносливость». Будь вынослив!

Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

Закон точности. Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в срок. Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты.  

Закон улыбки. Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ.

Закон песни. С песней по жизни веселей. Песня – душа народа  

Технологии, формы и методы,

используемые при реализации Программы.

Ведущей технологией программы является игровая. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие), состязательности. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, интерес к созидательной деятельности, разовьет интеллектуальные и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, лидерские и организаторские навыки, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

 

 

Принципы работы

 

Программа  «Наследие» летнего оздоровительного лагеря опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

 

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип  дифференциации  воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря - предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

-активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично   меня»);

- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

Состав участников и кадровое обеспечение.

 

В лагере будут отдыхать и проходить социальную реабилитацию подростки из семей, стоящих на учёте в КДН и ЗП и ПДН ОВД по Сосновскому и Павловскому районов по 15 человек в смену. Всего в лагере отдохнут – 45 человек.

Кадровое обеспечение – решающий фактор успешной реализации программы. Смена будет организована на базе отделения социальной реабилитации, где работают опытные специалисты, которые умеют устанавливать с детьми хороший контакт. Все имеют специальное образование.

 - Кузнецова Елена Венедиктовна - начальник лагеря, отвечает за материальное обеспечение лагеря, организует работу коллектива, координирует работу и деятельность работников лагеря в рамках единого воспитательного процесса. Контролирует выполнение правил и норм охраны труда, жизни и здоровья воспитанников, организует выполнение детьми режима дня, воспитательно-реабилитационный процесс, принимает меры по методическому обеспечению воспитательного процесса, контролирует работу воспитателя, психолога, социального педагога, следит за соблюдением внутреннего распорядка дня.

-  Курнавина Ирина Михайловна -  педагог – психолог, создаёт в коллективе благоприятную обстановку и атмосферу. Способствует налаживанию дружеских отношений между детьми и воспитателями, помогая советом каждому подростку. Организует индивидуальные беседы с каждым подростком. Участвует в организации культурно - досуговой деятельности.

- воспитатели  отделения социальной реабилитации планируют и организуют жизнедеятельность детского коллектива, проводят мероприятия гражданско – патриотической направленности и по профилактике асоциального поведения подростков, создают условия для развития творчества детей, организуют работу кружков, обеспечивают сохранение и укрепление здоровья детей, координируют деятельность детей, обеспечивают их безопасность.

- медицинская служба во главе с врачом – педиатром Крюковой Татьяной Витальевной - постоянно следят за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием помещений. Контролируют состояние здоровья детей. Отвечают за жизнь и здоровье детей, оказывают первую доврачебную помощь, проводят профилактическую работу с детьми.

-Вожатый (волонтёр) – старшеклассник школы, организатор игр, коллективно – творческих дел, развлекательных и спортивных мероприятий,  трудовых десантов.

 

Участие социальных партнёров – организаций и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

-Администрация Сосновского муниципального района – софинансирование программы: на ГСМ для поездок и экскурсий,                                                        на канцелярские товары,   на дидактические игры и сувениры;

- КДН и ЗП администрации Сосновского муниципального района – совместный социальный патронаж семей, стоящих на профилактическом учёте, направление  детей в профильную смену;

- управление образования – развитие волонтёрского движения (учащиеся школ в роли вожатых); организация экскурсий в краеведческие  музеи МОУ Виткуловская СОШ, МОУ  Панинская СОШ;

- отдел культуры, молодёжи и спорта - организация концерта на военную тематику и экскурсий: в краеведческий музей района,  в районную библиотеку,  в библиотеку с. Сурулово.

- ПДН ОВД по Сосновскому району – совместный социальный патронаж семей, стоящих на профилактическом учёте, направление детей в профильную смену, профилактические беседы с подростками, экскурсия в музей «Боевой славы» при областном управлении внутренних дел;

- центр занятости населения – финансирование трудовых десантов.

План мероприятий на смену.

1 июня- День детства.

1. Выезд в п. Сосновское на участие в концертно-игровой программе ко Дню защиты детей.

2. Игра на знакомство «Снежный ком».

3. Игры на знакомство, командоформирование и выявление лидеров. Инструктаж по технике безопасности. Разведка лагеря. Разбивка на отряды. Оформление отрядных уголков.

4. Инструктаж отдыхающих в лагере по правилам безопасного поведения в лагере.

5. Игра «Путешествие в страну ЗОЖ».

6. Психолог: живая анкета  «Давайте познакомимся», анкета «Цветок».

7. Тренинг «Здорового образа жизни».

8. Час здоровья: «Здоровым будешь – всё добудешь» (пропаганда ЗОЖ, беседа о вреде пагубных привычек).

9. «Без друзей на свете трудно жить» - игровая программа.

10. Вечер знакомств «Здравствуйте, дети России!»

11.Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

12.Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

2 июня- День воспитанных  людей

1. Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Час этики «Если добрый ты — это хорошо».

3. Конкурс «Самый воспитанный».

4. Психолог: анкета «Я выбираю».

5. Час здоровья: профилактика табакокурения  «Курить — здоровью вредить».

6. Игра «Ассорти» (этикет).

7. Отрядное дело «Узнай, прав ли ты».

8.Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

9. Разучивание подвижной игры «Садовник».

10.Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 

    3 июня- День спорта

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Беседа о возникновении Олимпийских игр, олимпийской символики; рассказ детей  «Спортсмены нашего села».

3.  Весёлые старты.

4. Психолог: анкета «Фантастический выбор», упражнение «Волшебное озеро». Диагностика «Дерево настроения» (ежедневно).

5. Час здоровья: профилактика ранней беременности. Просмотр и обсуждение фильма «Маленькая мама».

6. «Умники и умницы»  - интеллектуальная игра.

7. Викторина на военно - спортивную тематику.

8.Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей). 

9. Игра «Захват территории».

10. Игра «Моя маленькая Родина».

11.Турнир по шашкам, шахматам.

12. Разучивание подвижных  игр со скакалкой.

13.Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).  

 

4 июня- День патриотов России

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Встреча с участницей ВОВ Шереметьевой К.С. «Как это было».

3. Конкурс  песни «Годы опалённые войной».

4. Диспут  «Хочу ли я  быть солдатом?».

5.Экскурсия в село Залесье к памятнику И.И.Строеву (трудовой десант). «Учитель, перед именем твоим»

6. Психолог:  анкета «Семь желаний».

7. Час здоровья: профилактика алкоголизма.

8. «Вечер этикета» развлекательное мероприятие.

9.Оформление сборника сочинений  и стенгазет «Война в истории моей семьи».   

10.Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

11. Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 

5 июня- День корреспондента

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2.Операция «Поиск».  Сбор информации о ветеранах и участниках ВОВ, тружениках тыла.

3. «Кто во что горазд» - игровая программа.

4. Психолог: «Самый – самый», «Самооценка» (изучение самооценки детей). Занятие «Истоки здоровья».

5. Час здоровья: профилактика вредных привычек.

6. Оформление стенгазеты с фотографическими снимками  ветеранов и участников ВОВ, тружеников тыла, компьютерная презентация.

7. Акция «Мой подарок ветеранам» (изготовление и вручение подарков ветеранам).

8.Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

9.Разучивание подвижных игр с мячом "Вышибалы".

10.Час чтения (на нравственную и военную тематику).

11.Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 

6 июня-   День здоровья

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Экскурсия в профессионально – техническое училище и техникум  «Труд – основа жизни» (профориентация»).

3.  Оформление книги «Рекорды Гиннеса».

4.Праздник «По дороге к доброму здоровью».

5.Психолог: анкета «Кто ты?», рисуночный тест «Какой я?» (исследование черт характера). Коллаж «Портрет курильщика».

6. Час здоровья: профилактика насилия.

7. «Весёлые старты».

8. «День летних именинников» коллективное дело.

9.Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

10. Разучивание подвижной игры «Чай, чай - выручай».

11.Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

7 июня- Вызываем огонь на себя

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2.Творческий конкурс «Парад военной техники» (из бросового материала)

3.Игра-тренировка «Снайпер»

4.Познавательная эстафета: «Как это было…».

5. Игра «Шифровка»

6.Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 

8 июня- Дети войны

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2.  Операция «Поиск».   Интервью у тружеников тыла с.Рожок, с. Лесуново.

3.Экскурсия в библиотеку. Выставка книг на военную тематику «Опалённое детство».

4. Викторина  военно – спортивной тематики.

5. «Согласие да лад – для общего дела клад».

6.Психолог: анкета «Я в творческом объединении» (изучение эмоционального самочувствия детей).

7. Час здоровья: профилактика наркомании.

8. Участие в конкурсе «Голос ребёнка» (орг.Законодательное собрание Нижегородской области) в номинации «Мы наследники Победы» - рисунки и сочинения.

9. «Разговор о главном» - познавательная игра.

10.Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

11.Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

9 июня-День России

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2.Беседа «Государственная символика», рассказ о символах  России – о российском флаге, гербе, гимне.

3. Участие в конкурсе «Голос ребёнка» (орг.Законодательное собрание Нижегородской области) в номинации «овеет государственному человеку» (сочинение).

4.Государство на защите детей:

  -  ознакомление с Конституцией о правах ребёнка,

  -  изучение прав через сказку,

  -  игра «Имею право»,

  - игра «Знамя».

5. Презентация на тему «Никто не забыт, ничто не забыто».

6.Психолог: «Градусник» (выявление эмоционального состояния), «Рисунок – образ» (эмоциональное отношение ребёнка к коллективу).

7. Час здоровья: «По дороге к доброму здоровью».

8. Оформление книги Памяти «Нам слава досталась в наследство» (о ветеранах, участниках ВОВ, тружениках тыла).

9. «Чистое слово» (театрализованное представление).

10.Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

 11.Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 

10 июня-   День туриста

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Беседа на тему «Как себя вести в природе».

3. Поход на противотанковый ров.

4.Исполнение песен под гитару, костёр дружбы, игры на свежем воздухе.

5. Спортивно-развлекательная игра по станциям «По следам Робинзона», опрос «Хочу ли я быть спортсменом»

6. Психолог: «Рисунок - символ», «Аналогия» (получение характеристики детского коллектива).

7. Экскурсия в село Венец.  Венец – центр старообрядчества.

8. Час здоровья: практикум «1-я помощь».

9. «Кого же обвинить и как нам быть» - ролевая игра представление.

10. «Универсальные спортивные игры» - игровая программа.

11.Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

12. Разучивание подвижной игры «Салки».

13. Час чтения (на нравственную и военную тематику).

14. Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра). 

11 июня- День памяти  «Поклонимся великим тем годам»

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Экскурсия в районный краеведческий музей и на площадь Героев ВОВ на площадь в  р.п. Сосновское.

3.  Игра — состязание «Мы — будущие воины».

4. Конкурс «Солдатское письмо».

5. Психолог: методика «Незакончен. предложение»

(тема: «Война моими глазами»). Ролевая игра «Кого же обвинить?»

6. Час здоровья: профилактика ВИЧ инфекции, обсуждение фильма «Маленькая мама».

7. «В поисках приключений» - конкурсная программа.

8. Акция милосердия «Внимание – ветеран!» (Посещение дома – интерната, ветерана В.О.В. Шереметьевой К.А.).

 9. Конкурс плакатов и рисунков «Память жива!».

10.Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

11. Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

12 июня- Я гражданин России

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. «Земля просит о помощи» (решение экологических проблем села, уборка несанкционированных свалок).

3. Диспут «Почему мальчишки не хотят в армии служить?»

4. Психолог: анкета «Мой педагог» (взаимоотношения ребёнка с педагогом). Занятие «У меня такой характер».

5. Беседа  «Защитник Родины. Каким ему быть?».

 6.Экскурсия в библиотеку с.Рожок для знакомства  с  экспозицией о передовиках  социалистического  труда.

 

7.Час здоровья: беседа «Для чего нужно закаливать организм?».

8. «Огонёк памяти» (инсценирование песен на военную тематику).

9. «Эта белая смерть» - познавательная программа.

10. Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

11. Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

13 июня- День    Здорового образа жизни

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Беседа о здоровом образе жизни "В здоровом теле-здоровый дух".

3. Викторина "Расти здоровым".

4. Конкурс "Санитары" (оказание 1-й помощи).

5. Психолог: игра "Чудо-дерево" (отношение ребенка к содержанию работы в течение всей смены). занятие "Прежде чем сделать- подумай".

6. Час здоровья: профилактика употребления ПАВ.

7. Игровая программа "Парад вредных привычек".

8. "Правила жизни"- необходимость жить по определенным правилам в обществе.

9. Работа в творческих мастерских ( кружки по плану воспитателей).

10. вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

14 июня- Лучший «разведчик»

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Детективная игра "школа юных разведчиков".

3. Посещение обелисков погибшим воинам в ВОВ в с.Бочково и Большая пустошь (трудовой десант).

4. Психолог: "По законам взрослой жизни", рейтинг личностного роста (определение развития собственной личности).

5. Час здоровья: профилактика сколиоза.

6. "Человек, продли свой век!" - пропаганда ЗОЖ.

7. Игра-соревнование "Спасатели".

8. Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

9. Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 

15 июня- День « Разузнай-ка».

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Экскурсия по селу. Ребята распределяются по улицам. Их задача, собрать за время  экскурсии, материал об истории этой улицы, о старожилах, ветеранах войны и труда. Сделать снимки.

3. Экскурсия по музею “Боевой и трудовой славы”.

4. Экскурсия “Лекарственные растения нашего края”.

5. “Если с другом вышел в путь” соревнования на туристической тропе.

6. КВН “Где родился там и сгодился».

7. Изучение истории возникновения поселений Засерёжья. Экскурсия в краеведческий музей МБОУ Рожковская СОШ

8. “Экологический десант” уборка территории центра и за ее пределами.

9. “За околицей” – программа для дискотеки. Ведущие девочка и мальчик подводят итоги недели, вручают призы и грамоты. Торжественно передают в музей школы лучшие рисунки и собранные сведения и фотографии.

10. Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 

16 июня- Когда мы едины - мы непобедимы

 

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2.Спортивный-турнир «Один за всех».

3.Подвижные игры. Отрядная работа.

4.Конкурс «Крепость, землянка, окоп»

5.Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 

 

17 июня- Я защитник Отечества. 

 

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Экскурсия в д.Леонтьево, на родину поэта – фронтовика Ивана Рогова и в с. Панино в школьный краеведческий музей.

3.  Конкурс «Строя и песни».

4. «О героях былых времён» - познавательная программа.

5. Психолог: методика «Поляна цветов» (анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делах).

6. Час здоровья: профилактика заболеваний глаз.

7. «Курение – опасное увлечение» коллективно – творческое дело.

8. Работа отрядов «Забота», «Милосердие». Помощь инвалидам, участникам ВОВ и труженикам тыла (трудовой десант).

9. Выпуск  стенгазеты «Уроки мужества».

10.Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

11.Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 

18 июня- Школа безопасности

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Встреча и с инспектором ГИБДД, участковым,  инспектором ПДН Бакулиной С.Ю.

3.Викторина на знание  правил дорожного движения.

4. «Что такое хорошо и что такое плохо».

5. Психолог: методика «Строим дом».

6. Час здоровья «Здоровые увлечения – альтернатива пагубным привычкам».

7.  Экскурсия в пожарную часть № 48 п.Сосновское.

8.Игровая программа «Мы правила все знаем и все их выполняем».

9.Работа в творческих мастерских (кружки по плану воспитателей).

10. Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 

19 июня- Назад в прошлое

1. Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Интеллектуальная игра "Ратные страницы истории Отечества".

3. Занятие по безопасности "Если вдруг беда, позвонить нужно куда?".

4. Игры на свежем воздухе.

5. Спортивная игра "Полоса препятствий". Театрализованная постановка "Мы помним! Мы гордимся!".

6. Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 6. Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 

20 июня- Один день из военной жизни

1.Зарядка. Утренняя линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.

2. Акция "100.000 добрых дел".

3. Спортивная игра "Смелого пуля боится, храброго штык не берёт!".

4. Инсценировка стихотворения "Один день солдата на войне!".

5. Творческий конкурс "Парад военной техники" (из бросового материала).

6.  Вечерняя линейка (анализ дня, спуск флага, план мероприятий на завтра).

 

21 июня- Закрытие смены

1. Подведение итогов, определение лучшего отряда.

2. Вручение "дипломов" и грамот.

3. Психолог: заключительное анкетирование.

4. Праздник, посвященный закрытию смены "К защите готов!".

5. Презентация « Книги Памяти».

 

 

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений:

 

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

     Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Этапы реализации программы

Программа «Наследие» будет реализована в 3 этапа:

1.Ознакомительный – «согласование интересов»:

Цель этого этапа – заложить фундамент сплочённого детского коллектива, заинтересовать детей идеей программы, направить все усилия, чтобы дети стали единомышленниками авторов программы, а не косвенными созерцателями. На этом этапе даётся старт игре в которую мы будем играть в течение всей смены, распределяются роли, планируются темы для изучения.

2.Основной – «реализация программы и поддержание интереса к игре».

Данный этап включает в себя несколько блоков:

Познавательный блок  -

  - проведение бесед и лекций, встреч с ветеранами ВОВ и тружениками тыла,  

  - экскурсий в краеведческие музеи района и школ,

  - посещение малой Родины участника ВОВ, поэта И.Рогова,

  - исследование района – Родина героев Советского Союза, летопись участников ВОВ живущих ныне;

  - проведение викторин на тематику ЗОЖ,

  -изучение истории возникновения олимпийских видов спорта,

  - участие в  спортивных  играх,

  - встречи с ветеранами - спортсменами района, 

  - ознакомление детей с их правами и нравственными нормами  поведения в обществе.

Продуктивно – художественный блок

- это работа трудовых десантов по оказанию помощи ветеранам ВОВ,

- выпуск стенгазет между отрядами  («боевых листов») о встречах с интересными людьми района и освещение жизни в лагере,

- туристический поход на противотанковый ров, встреча с тружениками тыла, принимающих участие в рытье окопов,

- работа в творческих мастерских (выжигание по дереву, тестопластика, вышивание, работа с природным,  бросовым материалом и фольгой, бисероплетение),

- функционирование спортивных секций: футбол, волейбол, теннис, баскетбол,

- работа  на приусадебном участке, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей,

- конкурс сочинений   «Война в истории моей семьи»,

- конкурса рисунка «Война глазами детей».

3.Заключительный – оценка результативности деятельности и настрой на дальнейшее сотрудничество.

Ежедневно   будут работать  консультативные службы:

                       - психологическая  «Здравствуй, это я!»,

                       - медицинская «Здоровым будешь – всё добудешь».          

 

Ведущие идеи программы осуществятся через: развитие органов самоуправления, систему индивидуального роста каждого участника игры, соблюдение режим дня, теоретические и практические занятия,  общелагерные и отрядные дела, работу групп по интересам.

 

Критерии оценки эффективности

Критерии эффективности:

·       Эмоциональное состояние детей;

·       Личностный рост;

·       Физическое и психологическое здоровье;

·       Приобретение опыта общения со сверстниками;

·       Самореализация в творческой и познавательной деятельности;

·       Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах

·       Удовлетворенность детей.

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 символов рейтинга.

Цветовая гамма:

красный - "лидер-организатор",

синий - "лидер-вдохновитель",

зелёный - "активный участник",

жёлтый - "исполнитель"

Участникам, набравшим 5-6 символов, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами и подарками.

 

Ожидаемый результат

 

В результате реализации программы «Наследие» подростки  «группы риска» займутся полезной, интересной деятельностью, спортом и туризмом, отвлекутся от пагубных привычек. В результате чего снизится количество  преступлений совершённых подростками и у них  повысится мотивация к здоровому образу жизни. Дети поймут – защитник Отечества  должен быть крепким и физически хорошо подготовленным и  то, что Родина помнит своих героев, защитивших её от врагов. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения его. Приобретенные навыки помогут выбрать здоровый образ жизни.

В ходе реализации данной программы ожидается:

ü     Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

ü     Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

ü     Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

ü     Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

ü     Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

ü     Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).

ü     Расширение кругозора детей.

ü     Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

ü     Личностный рост участников смены.

 

Список литературы

1.    «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.

2.    «С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2006.

3.    Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.

4.    Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.

5.    Газета: «Последний звонок» за 2000-2009 год.

6.    Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.

«Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007

 

 

 


Приложение

Захват территории

Участники игры. В игре принимает участие весь лагерь! Весь лагерь делится на две большие разновозрастные команды. Делиться надо таким образом, чтобы в каждой команде были как маленькие (от 6 лет), так и взрослые (до 16 лет) дети. Задача команд, взявшись за руки, окружить как можно больше лагерных построек.

Правила игры. До начала игры следует составить список объектов, подлежащих захвату и присвоить каждому их них коэффициент сложности. Лучше капитану каждой команды выдать такой список.

Командам присваиваются определенные цвета, например, синий и красный. В каждой команде выбирается капитан, как правило, вожатый. Капитану команды выдаются звездочки, сделанные из цветного картона или бумаги цвета его команды (диаметром 5—10 сантиметров). Количество звездочек должно примерно ровняться числу построек в лагере.

В начале игры все команды собираются на линейке. По команде ведущего игроки под руководством капитанов разбегаются по лагерю.  Рекомендуется, по возможности, к каждому объекту поставить взрослого наблюдателя, который будет смотреть над точностью захвата.

Когда кольцо детей смыкается вокруг какой-нибудь постройки, капитан команды вешает на эту постройку звездочку. При этом данная постройка считается захваченной. Захваченные постройки не могут быть захвачены другой командой.

Особенно азартными бывают моменты игры, когда одна команда пытается окружить какую-нибудь постройку, а в это время другая команда окружает ту же постройку более широким кольцом. Кто же сделает это первым? После каждого удачного «захвата» команде следует отправить гонца в главный штаб со сведениями о захваченных постройках.

Игра длиться до истечения установленного времени, которое зависит от размеров и численности лагеря. Каждой постройке в лагере присваивается определенный коэффициент, пропорциональный ее площади. Побеждает команда, набравшая большее количество очков (сумма захваченных построек, умноженных на их коэффициенты).

Ход игры и сообщения о захвате построек можно в реальном времени транслировать по лагерной радиосети.


 

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст