Диагностическое отделение функционирует в целях формирования и контроля эффективности, проводимых в СРЦН реабилитационных мероприятий и своевременной их корректировки. К категориям семей и детей, имеющим право на социальное обслуживание в Диагностическом отделении относятся:
- несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, в том числе: безнадзорные, беспризорные, дети группы «социального риска»;
- семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, в том числе: малообеспеченные, многодетные, семьи, ведущие асоциальный образ жизни, несовершеннолетние родители
Отделение осуществляет свою деятельность по ранней профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних, оказывает консультативную и диагностическую психолого-педагогическую помощь родителям и детям, осуществляет социальный патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ведет работу с семьями, дети которых находятся в учреждении.
Педагоги-психологи проводят диагностики детско-родительских отношений, внутри семейных отношений, после чего родителям даются рекомендации.
Отделение осуществляет следующие виды деятельности:
- выявление и анализ факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;
- определение форм и степени дезадаптации, особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних;
- разработка индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних
Специалистами отделения ведется работа по программам:
- «Мое здоровье-мое будущее».
Профилактика вредных привычек в настоящее время становится не просто актуальной, а обязательной, так как является более эффективным средством, чем лечение сформировавшихся болезней от употребления вредных для здоровья веществ.
Работа по профилактике вредных привычек направлена на формирование у воспитанников способности противостоять внешним отрицательным факторам, уметь формулировать и высказывать собственную позицию, работать в группе, знать о последствиях употребления алкоголя, табакокурения и наркотиков.
Педагоги проводят мероприятия, направленные на раннюю профилактику вредных привычек: анкетирование, тестирование, анонимный опрос и социально-реабилитационные занятия.
- «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей.
Проблема психолого-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков является одной из актуальных, что обусловлено рядом факторов.
Работа по программе направлена на изменение девиантного поведения детей в результате целенаправленного психолого-педагогического воздействия.
Коррекционно-развивающие занятия способствуют исправлению отставания в развитии, повышению уровня интеллектуального и речевого развития.
С детьми дошкольного возраста ведется подготовительная работа к обучению в школе:
- развитие внимания и памяти;
- формирование тактильной чувствительности;
- активизация устной речи;
- совершенствование пальчиковой моторики
Дети школьного возраста с удовольствием принимают участие в интеллектуальных викторинах и конкурсах, которые направлены на развитие познавательного интереса и творческих способностей.
Специалисты уделяют внимание развитию познавательного интереса, росту кругозора воспитанников, продолжают работу по совершенствованию воспитательного и образовательного процессов, повышения качества воспитанности детей, коррекционной и развивающей направленности воспитания; учитываются индивидуальные интересы и возможности каждого ребенка.
При отделении создана служба сопровождения семьи и ребенка и Школа замещающих родителей, где специалисты оказывают услуги семьям, желающим взять ребенка в семью на воспитание.
На протяжении 3-х лет специалисты оказывают консультативную помощь гражданам, выразивших желание принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание.