Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

Положение об отделении социальной реабилитации( стационарное отделение)

1. Общие положения

1.1. Отделение  социальной реабилитации (стационарное отделение) является структурным подразделением ГКУ «СРЦН «Ласточка» Нижегородского района города Нижнего Новгорода», далее Отделение.

1.2. Отделение возглавляет заведующий отделением.

1.3. Отделение создается, реорганизуется и ликвидируется на основании приказа Учредителя.

1.4. В своей деятельности отделение руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка , Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав  ребенка в Российской Федерации»,  Федеральным Законом от 24 июня 1999 года  № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», Федеральным законом от 28 декабря 2013 года  № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Законом Нижегородской области от 05.11.2014 года  № 146 «О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области»;Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;  Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 г. №8 «Об утверждении СаНПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;   законодательством Российской Федерации, Нижегородской области , иными правовыми актами и Уставом Учреждения, настоящим  Положением. 

1.5. Отделение СРН (стационарное отделение) предназначено для:

- временного проживания несовершеннолетних в возрасте от 3-х до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия в соответствии с утвержденными нормативами;   

- предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетних с учетом их индивидуальных потребностей, в условиях круглосуточного пребывания в учреждении;

- организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам.

1.6. Положение об отделении утверждается приказом директора Учреждения.

1.7. Работники отделения социальной реабилитации (стационарное отделение)   непосредственно подчиняются заведующему данного отделения.

1.8. Деятельность ОСРН (стационарное отделение) контролирует директор учреждения и заместитель директора по ВРР.

1.9. Поощряет работников отделения, привлекает к дисциплинарной ответственности, предоставляет все виды отпусков директор Учреждения по представлению заведующего отделением социальной реабилитации (стационарное отделение); назначает, заключает трудовые договора, перемещает и освобождает от должности работников  директор Учреждения.  

1.10. ОСРН (стационарное отделение) осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями учреждения, а также с органами и учреждениями образования, здравоохранения, культуры, внутренних дел, общественными и другими организациями. 

2. Цели и задачи ОСРН (стационарное отделение)

2.1. Реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях круглосуточного пребывания в учреждении.

2.2. Обеспечение жизнедеятельности несовершеннолетних, включение их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания.

2.3. Проведение индивидуальной и групповой работы с несовершеннолетними с учетом всех выявленных факторов и обстоятельств, возрастных, физических и интеллектуальных возможностей.

2.4. Обеспечение выполнения государственного задания.

2.5. Участие в разработке индивидуальных , групповых  программ социальной реабилитации несовершеннолетних,  включающих  комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной   ситуации.

2.6.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2.7. Организация дополнительного образования несовершеннолетних как целенаправленного процесса воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ.

2.8. Задачи ОСРН (стационарное отделение):

2.8.1. Социальное обслуживание несовершеннолетних с учетом их индивидуальных потребностей.

2.8.2. Предоставление социальных услуг согласно ИППСУ, разработанной в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 г. № 377 «О предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области».

Перечень оказываемых услуг:

-социально-бытовые;

-социально – правовые;

-социально- педагогические;

-социально- психологические;

-социально- трудовые;

-услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг.

2.8.3. Мобилизация внешних и внутренних ресурсов семьи в преодолении трудной жизненной ситуации через совместную деятельность родителей (законных представителей) со специалистами учреждения.

2.8.4. Оказание помощи несовершеннолетним в трудовом и профессиональном самоопределении.

2.8.5.Определение целесообразности возвращения несовершеннолетнего в семью и его дальнейшего жизнеустройства.

2.8.6.Организация и осуществление образовательной деятельности с несовершеннолетними с учетом их потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, времени пребывания в учреждении. 

3. Основные направления деятельности ОСРН (стационарное отделение)

3.1. Прием и размещение несовершеннолетних из приемного отделения по группам ( группа мальчиков, группа девочек).

3.2. Адаптация  к новым условиям проживания несовершеннолетних.

3.3. Организация всестороннего развития детей с учетом возраста и индивидуальных возможностей.

3.4. Проведение социальной, медицинской, психологической и педагогической диагностик с целью дальнейшей разработки индивидуальных  и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, осуществление контроля за их реализацией, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3.5. Вовлечение воспитанников ОСРН (стационарное отделение) в различные виды деятельности:

- спортивно-оздоровительные мероприятия;

- общеинтеллектуальные мероприятия;

-общекультурные, социальные, трудовые и духовно-нравственные мероприятия;

- мероприятия по благоустройству территории учреждения и т.д.

3.6. Обучение воспитанников ОСРН навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения.

3.7. Разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности, восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи.

3.8. Осуществление мониторинга динамики реабилитационного процесса несовершеннолетних.

3.9. Содействие в получении образования воспитанниками учреждения.

3.10. рганизация досуга, отдыха и оздоровления несовершеннолетних.  

3.11.Предоставление возможности воспитанникам ОСРН (стационарное отделение) посещения организаций дополнительного образования (секции, кружки, студии, иные объединения по интересам).

3.12. Оказание помощи в обучении детей по школьным программам (контроль за выполнением и проверка домашних заданий).

3.13. Наблюдение за состоянием здоровья воспитанников и проведения оздоровительных мероприятий по укреплению  здоровья, организация консультаций врачей, иных специалистов.

3.14. Осуществление мероприятий для возвращения ребенка в кровную  семью:

-консультации, беседы с родителями (законными представителями) и др.

3.15. Оказание содействия дальнейшему жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, максимально отвечающего потребностям ребенка.

3.16. Восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, следственном комитете и учреждениях Внутренних дел.

3.17. Подготовка и участие специалистов ОСРН (стационарное отделение) в  Социальном психолого-медико-педагогическом консилиуме.

3.18. Реализация решений социального психолого-медико-педагогического консилиума в отношении воспитанников ОСРН (стационарное отделение), их родителей или законных представителей по защите их прав и интересов.

3.19. Осуществление межведомственного взаимодействия с органами образования, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, а также с другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью оказания содействия воспитанникам ОСРН в разрешении проблем несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3.20. Проведение работы с воспитанниками ОСРН по профилактике отклоняющегося поведения и вредных привычек у подростков.

3.21. Своевременное и качественное ведение внутренней документации ОСРН (стационарное отделение) согласно утвержденной номенклатуре дел.

3.22. Реализация дополнительных общеразвивающих, общеобразовательных программ для всех возрастных категорий обучающихся.

3.23. Иные виды деятельности, предусмотренные действующим законодательством и уставом учреждения. 

4. Условия и порядок социального обслуживания в ОСРН  (стационарное отделение)

4.1. В ОСРН (стационарное отделение) несовершеннолетние переводятся из приемного отделения учреждения.

4.2. Воспитанники ОСРН (стационарное отделение) проживают в отделении круглосуточно.

4.3. Воспитанники ОСРН (стационарное отделение) находятся в отделении в течение времени, необходимого для социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего жизнеустройства, в соответствии с законодательством Российской Федерации Нижегородской области.

4.4. Срок пребывания воспитанников в ОСРН (стационарное отделение), формы и методы работы с ними, программы их реабилитации, оптимальные пути их дальнейшего жизнеустройства определяется Социальным психолого-медико-педагогическим консилиумом (исходя из личностных особенностей воспитанника учреждения, степени его социальной дезадаптации ).

4.5. Социальное обслуживание воспитанников осуществляется в объеме и сроках установленных в индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего. По факту предоставления социальных услуг в индивидуальной программе реабилитации несовершеннолетнего делается отметка о выполнении.

4.6. Несовершеннолетних, находящихся в ОСРН (стационарное отделение) могут посещать родители (законные представители) и родственники в установленное время или по соглашению с администрацией учреждения, с учетом режима дня воспитанников. Контакты несовершеннолетних с родителями могут быть ограничены только по решению суда (лишение родительских прав) или при наличии оснований, что поведение родителя может угрожать жизни и здоровью воспитанника.

4.7. Отказ несовершеннолетнего от социального обслуживания (в случае поступления несовершеннолетнего по личному заявлению) или отказ родителей (законных представителей) от социального обслуживания (в случае поступления ребенка в учреждение по личному заявлению родителей (законных представителей) на имя директора учреждения.

4.8. Возникновение у несовершеннолетнего медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в стационарной форме, подтверждается заключением уполномоченной медицинской организацией.

4.9. Решение о снятии с социального обслуживания несовершеннолетнего принимается на заседании Социального психолого-медико-педагогического консилиума и оформляется приказом директора учреждения с внесением соответствующей записи в индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего.

5. Организация образовательной деятельности в ОСРН (стационарное отделение) - (дополнительное образование)

5.1. Для воспитанников отделения, находящихся на социальном обслуживании организована образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам.

5.2. Целью дополнительного образования по общеразвивающим программам является всестороннее удовлетворение образовательных потребностей воспитанников.

5.3. Основными задачами дополнительного образования являются:

-предоставление образовательных услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ;

-сохранение благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепление их здоровья, разностороннего развития личности с учетом индивидуальных потребностей;

-организации методической работы с сотрудниками, направленной на сопровождение реабилитационного процесса.

5.4. Организация дополнительного образования с воспитанниками ОСРН (стационарное отделение) осуществляется с учетом времени пребывания  их в учреждении,возрастных особенностей, уровня первоначальных знаний и умений, степени дезадаптации воспитанников. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

5.5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения  по ним определяются образовательными программами разрабатываемыми и утвержденными директором учреждения, где осуществляется образовательная деятельность  исходя из образовательно-воспитательных задач , психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий. Занятия в объединениях дополнительного образования могут проводится по дополнительным  программам различной направленности:

-технической, художественной, социально-педагогической, туристно-краеведческой , естественно-научной.

5.6. Организация образовательного процесса в ОСРН (стационарное отделение) регламентируется  образовательными программами дополнительного образования и расписанием занятий.

5.7. Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима воспитанникам администрацией учреждения по представлению педагогического работника с учетом возрастных особенностей воспитанников. Расписание занятий утверждается директором учреждения.

5.8.К основным видам образовательной деятельности относятся:

5.8.1. Предоставление педагогических услуг по  реализации дополнительных образовательных программ:

-организация психолого -педагогического сопровождения воспитанников;

-гражданское становление, оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным жизненным проявлениям;

-предупреждение и профилактика асоциального поведения;

-нравственное воспитание;

-развитие трудовых навыков;

-художественно - эстетическое развитие;

-экологическое воспитание;

- организация и проведение занятий с детьми дошкольного возраста по музыкально-эстетическому развитию, изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, речевому развитию;

-организация досуга( посещение театра, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, праздников, соревнований и др. мероприятий, в том числе с родителями (законными представителями).

5.8.2. Предоставление психологических услуг по коррекции, выявления нарушений психологической деятельности ребенка и развитию основных психических функций;

-психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого воспитанника, определения степени отклонений в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки и корректировки индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего.

5.9. Зачисление воспитанников на дополнительное образование осуществляется приказом директора учреждения на срок, предусмотренный для освоения программы.

5.10. Прием воспитанников на обучение по дополнительным программам осуществляется при предоставлении следующих документов:

- письменного заявления от родителей (законных представителей) для детей в возрасте до 14 лет, заявления от детей, с обязательным согласованием с родителями (законными представителями) в возрасте старше 14 лет;

-данных листка здоровья детей.

5.11. Педагогический работник самостоятелен в выборе системы диагностики воспитанников. В ходе осуществления образовательной деятельности могут использоваться разнообразные методы и формы, тесты, творческие задания, опросы, собеседования, участие в конкурсах, выставки работ, анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдения и другие. Данные результаты могут быть отражены в дневнике педагогического наблюдения, диагностических картах, других формах предоставления результатов диагностики.

5.12. Непосредственное руководство образовательным процессом осуществляет зам. директора по ВРР, который организует работу по осуществлению образовательной деятельности и несет ответственность за ее результаты.

6. Организация работы ОСРН (стационарное отделение)

6.1. ОСРН (стационарное отделение) руководит заведующий, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности приказом директора учреждения.

6.2. В ОСРН (стационарное отделение) формируются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по половому признаку (1-я группа девочек, 2-я группа мальчиков).

6.3. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних в соответствии с утвержденным планом работы учреждения.                                                                                                                              6.4. В структуру ОСРН ( стационарное отделение) входят следующие специалисты:

- зав отделением;

-воспитатели;

-помощник воспитателя;

-социальный педагог;

-инструктор по труду;

-инструктор по физическому воспитанию;

-музыкальный руководитель

- педагог-психолог;

6.5. В целях разработки и утверждения индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, координации, оценки хода осуществления и контроля реализации реабилитационных мероприятий  создается Социальный психолого-медико-педагогический консилиум.

6.6. В ОСРН (стационарное отделение) создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к  семейным, способствующие духовному, нравственному и физическому  воспитанию и развитию детей.

6.7. Организация питания несовершеннолетних осуществляется в соответствии с физиологическими нормами, возрастом и состоянием здоровья детей.

6.8. В ОСРН (стационарное отделение) выделяются помещения для отдыха, сна, питания, проведения гигиенических процедур, группового общения, самоподготовки, психолого-педагогических занятий по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, организации досуга в соответствии с СаНПиН требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СаНПиН 2.4. 3259-15).

6.9. Несовершеннолетние школьного возраста  в обязательном порядке посещают образовательные учреждения. Присмотр и уход за несовершеннолетними дошкольного возраста осуществляется в учреждении.

6.10. Отдых и оздоровление детей в каникулярный период осуществляется в соответствии с планом, утвержденным директором учреждения. включающим познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное, нравственное и физическое развитие детей.

6.11. В ОСРН(стационарное отделение) не допускается принуждение воспитанников к вступлению в общественные, религиозные организации и объединения, общественные политические движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных компаниях и политических акциях.

6.12. Заведующий ОСРН (стационарное отделение) выполняет следующие обязанности:

- организует, координирует и контролирует работу специалистов отделения;

-отвечает за ведение документации, учет и отчетность отделения, их сохранность;

-организует сохранность материальных ценностей отделения;

-осуществляет мероприятия по соблюдению норм и требований охраны труда в отделении;

-проводит регулярный контроль предоставления и качества социальных услуг  и их соответствия потребностям получателей услуг. Регулирует организацию образовательной деятельности по дополнительному образованию. Проводит анализ и прогнозирование работы отделения;

- организует посещение культурно-массовых учреждений получателями социальных услуг;

- взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и с другими организациями, учреждениями города, СМИ;

иные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

6.13. Специалисты ОСРН (стационарное отделение) выполняют качественно и своевременно возложенные на них обязанности в соответствии с должностной инструкцией. 

6.14. Специалисты ОСРН (стационарное отделение) предоставляют отчеты о результатах своей деятельности за отчетный период (квартал , полугодие, год).

7. Ответственность заведующего отделением и специалистов ОСРН (стационарное отделение)

7.1. Заведующий и специалисты ОСРН (стационарное отделение) несут ответственность за ненадлежащее исполнение или не исполнение  своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией – в пределах, определенных действующим законодательством РФ,  а  также внутренними локальными актами учреждения.

7.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации

7.3.За причинение вреда здоровью и создание условий , представляющих угрозу жизни и здоровью воспитанников.

7.4. За несоблюдение требования законодательства о защите персональных данных при их обработке , хранении , комплектовании ,   учете   и использовании.

7.5. За недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.

7.6. За безопасность жизни и здоровья воспитанников в период пребывания в отделении социальной реабилитации несовершеннолетних (стационарное отделение).

7.7. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

7.8. За непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу жизни и здоровью сотрудников и воспитанников отделения социальной реабилитации несовершеннолетних (стационарное отделение), а также сохранности материально-технической базы Учреждения.

7.9. В случае нарушения Устава организации, условий Коллективного договора,  правил внутреннего трудового распорядка,  должностной инструкции, Кодекса этики, Антикоррупционной политики ГКУ «СРЦН «Ласточка» Нижегородского района города Нижнего Новгорода», приказов директора учреждения  подвергается дисциплинарным взысканиям  в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

7.10. За применение методов воспитания , связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью  воспитанника, заведующий отделением социальной реабилитации несовершеннолетних может быть уволен по ст.336 п.2 Трудового кодекса РФ. 

8. Права заведующего отделением и специалистов ОСРН (стационарное отделение)

8.1. Приглашать на Социальный психолого –медико -педагогический консилиум специалистов в компетентность которых входит решение вопросов по определению оптимальной формы жизнеустройства, формы обучения и методов воспитания несовершеннолетних в Учреждении, проведение реабилитационной работы с семьей воспитанника Учреждения.

8.2. Представлять интересы воспитанников учреждения в суде общей юрисдикции ( всех судебных инстанциях) , нотариальных органах, прокуратуре, полиции, органах государственного  управления, учреждениях юстиции по регистрации прав на недвижимость , имущество и сделок с ним, организациях (учреждениях здравоохранения, образования, социальной сферы, финансово- кредитных учреждениях (банки  и их  филиалы, Главпочтамт и структурные подразделения).

8.3. Определить оптимальную  форму адаптации развития и обучения воспитанников Учреждения.

8.4. Содействовать в устройстве несовершеннолетних в образовательную организацию.

8.5. Получать информацию и сведения о поступивших воспитанниках, запрашивать необходимую информацию о несовершеннолетних и их семьях в рамках своих полномочий.

8.6. Осуществлять взаимодействие с субьектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иными учреждениями и организациями для защиты прав несовершеннолетних и их семей, другими структурными подразделениями Учреждения.

8.7. Знакомиться с решениями руководителя учреждения касающимися деятельности отделения и учреждения в целом.

8.8. Вносить на рассмотрение руководителя учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы по вопросам находящимся в его компетенции.

8.9. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения информацию и документы необходимые для выполнения своих должностных обязанностей от структурных подразделений и иных специалистов.

8.10. Привлекать специалистов всех структурных подразделений  к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями).

8.11.Требовать от руководства учреждения обеспечения организационно-технических условий для исполнения должностных обязанностей, оказания содействия в исполнении  ими должностных обязанностей.

8.12.Повышать свою квалификацию .

8.13. Пользоваться методическими информационными и иными материалами  учреждения.

8.14. Осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.  


Скачать графическую версию положения

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст