Двигаемся, играем – речь развиваем!
Я работаю в ГБУ СРЦН «Ласточка» Нижегородского района гор. Н.Новгорода в должности логопеда более 12 лет. Воспитанники, которые поступают в наш центр, в силу трудных жизненных ситуаций в семье, чаще всего не посещают дошкольные учреждения, имеют социально-педагогическую запущенность, нервно-психические нарушения и ряд сопутствующих заболеваний. Для таких воспитанников характерно нарушение многих сторон деятельности: высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности, множественные и достаточно сложные речевые нарушения.
Так как между речью и моторикой существует прямая зависимость, в двигательном развитии таких воспитанников наблюдается отставание по различным параметрам: это низкий уровень ловкости, быстроты, точности в общей, мелкой и артикуляционной моторике. Это накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом, затрудняет общение и адаптацию в детском коллективе.
Задача логопеда СРЦН – скорректировать речь с помощью различных методов и приемов. Одним из эффективных вспомогательных средств работы логопеда по профилактике и коррекции различных нарушений речи является логоритмика. Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, эффективный метод логопедической работы по развития речи ребенка. Логоритмические упражнения помогают преодолевать речевые нарушения путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и ритмом.
Когда я стала применять элементы логоритмики на своих занятия, то отметила, что детям очень нравится данный вид работы. Игры и упражнения предлагались детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под счёт или словесное стихотворное сопровождение. Использование музыки, как ритмической основы, в хороводах, танцах, песнях и речевых упражнениях, стало возможным с привлечением музыкального работника нашего учреждения Тимофеевой А.Е.
Используя в работе логоритмические упражнения, мы увидели, как благотворно они влияют на наших воспитанников с так называемым речевым негативизмом, так как создают положительный эмоциональный настрой речи, мотивацию к выполнению коррекционных упражнений. Дети с удовольствием включаются в пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
Таким образом, возникла необходимость создания программы по логоритмике. На основании полученной нашим учреждением в 2016 году лицензии на право оказывать образовательные услуги, логопедом и музыкальным руководителем была разработана дополнительная общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Развитие правильной речи у детей на музыкально-логоритмических занятиях».
Цель программы – преодоление речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы. Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, ритма, музыки и движения.
Работа на логоритмических занятиях строится по двум основным направлениям: развитие речевых и неречевых процессов.
Направление развития речи детей и коррекция речевых нарушений включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Развитие неречевых процессов предполагает совершенствование общей моторики, координацию движений, ориентацию в пространстве; регуляцию мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей.
Каждое занятие программы имеет определенную структуру: оно содержит подготовительную, основную и заключительную части.
В подготовительной части используются вводные упражнения для развития умения вслушиваться в обращенную речь, развития слухового внимания, создания положительного эмоционального настроя.
В основной части используются: просмотр мини-презентаций с целью активизации знаний и расширения словарного запаса по теме занятия; двигательные упражнения в сочетании с рифмованным текстом для развития умения владеть своим телом, укрепления мышц, развития чувства ритма; артикуляционные упражнения для уточнения правильного звукопроизношения, развития подвижности языка, челюстей, губ; пение для укрепления голосового аппарата; речедвигательные игры с использованием простейшего стихотворного текста для развития чувства темпа, ритма, координации речи с движением; дыхательные упражнения для развития длительного, плавного неречевого выдоха; пальчиковые игры для развития мелкой моторики; подвижные игры для координации слова и движения.
В заключительной части используются релаксационные упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения, подводятся итоги и позитивно оценивается деятельность детей.
Успешность логоритмики зависит во многом от того, нравятся ли детям занятия, получают ли они удовольствие от них. Воспитанники нашего центра с удовольствием приходят на логоритмические занятия, потому что это весело и интересно. Занятия логоритмикой требуют от воспитанников внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, помогают детям становиться более раскрепощенными, эмоциональными.
Мы работаем по программе «Развитие правильной речи у детей на музыкально-логоритмических занятиях» уже четыре года и убедились в том, что логоритмические занятия улучшают качество речи детей, развивают их коммуникативные навыки, и, как следствие, способствуют эффективной адаптации, реабилитации и социализации воспитанников.
Учитель-логопед Кирюхина Н.В.
ГБУ СРЦН «Ласточка» Нижегородского района гор. Н.Новгорода