Положение об отделении психолого-педагогической помощи государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Павловского района»
1. Общие положения
1.1. Отделение психолого-педагогической помощи государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Павловского района» (далее – Центр) является структурным подразделением Центра и находится в прямом подчинении директора Центра.
1.2. В своей деятельности отделение руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 677 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении», Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», иными законами Российской Федерации, законами Нижегородской области, Постановлениями и распоряжениями областной администрации, Уставом учреждения и настоящим положением.
2. Основные функции
2.1.Отделение психолого-педагогической помощи (далее – Отделение) предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части психолого-педагогической, сурдопедагогической, тифлопедагогической, логопедической помощи, осуществления образовательной деятельности по программе дополнительного образования. Отделение приобретает право на образовательную деятельность с момента выдачи лицензии учреждению.
2.2. Отделение проводит психолого – коррекционную работу с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания, образования и развития личности таких детей.
3. Категории семей и детей, обслуживаемых в отделении психолого- педагогической помощи
3.1.К категориям семей и детей, имеющим право на социальное обслуживание в отделении психолого-педагогической помощи, относятся:
а) дети-инвалиды;
б) дети и подростки с ограниченными возможностями;
в) семьи, имеющие детей-инвалидов;
г) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и имеющие детей и подростков с ограниченными возможностями и (или) ослабленным здоровьем.
4. Условия и порядок обращения в отделение психолого-педагогической помощи
4.1. Социальное обслуживание в отделении психолого-педагогической помощи осуществляется на разовой и временной основе.
4.2. При обращении в Отделение представляется документ, удостоверяющий личность клиента.
4.3. Зачисление на обслуживание в отделение психолого-педагогической помощи производится на основании направления специалиста консультативного отделения Центра, на основании направления специалиста социальной защиты населения, и (или) специалиста бюро медико-социальной экспертизы, специалистов органов здравоохранения и образования.
5. Организация работы
5.1. Отделение психолого-педагогической помощи возглавляет заведующий отделением, назначаемый директором Центра.
5.2. В соответствии со штатным расписанием в отделении психолого-педагогической помощи работают специалисты: педагог - психолог, учитель-дефектолог, логопед, инструктор по труду, педагог дополнительного образования, специалист по социальной работе.
5.3. Отделение психолого-педагогической помощи осуществляет:
- социально-психологический патронаж семей, имеющих детей-инвалидов и детей и подростков с ограниченными возможностями;
- психолого - педагогическую диагностику и коррекционную работу с детьми и подростками с ограниченными возможностями по коррекции различных нарушений, консультирование их родителей по психолого - педагогическим вопросам семейного воспитания и развития ребенка-инвалида.
- образовательную деятельность в части реализации программ дополнительного общеразвивающего образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
- содействие в получении образования детьми и подростками с умственными и физическими нарушениями в соответствии с
государственными образовательными стандартами, федеральными государственными
требованиями на основе программы дошкольного и младшего школьного образования; - индивидуально-ориентированную педагогическую, психологическую,
социальную помощь детям и подросткам по дополнительным общеразвивающим
(коррекционно-развивающим) программам, разработанным специалистами учреждения,
помощь в организации обучения и самоподготовки ребенка с ограниченными возможностями; - профориентацию и трудотерапию детей и подростков с ограниченными возможностями;
- мероприятия по организации досуга семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе клубы и кружки по интересам;
- обучение детей и подростков с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, поведению в быту и общественных местах, навыкам общения и другим приемам бытовой адаптации;
- организацию деятельности родительских групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, « круглых столов» и др.
5.4. В отделении психолого-педагогической помощи оборудуются помещения для коррекционной работы, образовательной деятельности по программам дополнительного образования, психологической разгрузки, психологических тренингов, сенсорная комната и другие помещения, необходимые для реализации содержания и форм деятельности отделения.
5.5. В рамках отделения могут быть созданы различные службы, в том числе лекторий, для детей и подростков с ограниченными возможностями и их родителей, служба «Телефон доверия» и др.
5.6. В отделении психолого-педагогической помощи ведется учет клиентской базы, видов и объемов, оказываемых социально-психологических и социально-педагогических услуг.
5.7. Работа отделения по реализации программ дополнительного образования ведется по годовому плану на основании календарного учебного графика.
5.8. Непосредственное руководство и управление отделением осуществляет заведующий отделениема. Заведующий отделением обеспечивает своевременность предоставления отчетных документов соблюдение всеми работниками образовательного подразделения правил внутреннего трудового распорядка, противопожарной безопасности, противоэпидемиологического режима; отвечает за организацию учебного процесса, результаты работы отделения, сохранность и здоровье детей во время учебного процесса, обеспечение жизнедеятельности отделения.
5.9. Участниками образовательного процесса являются несовершеннолетние,
находящиеся на обслуживании в учреждении, их родители (законные представители), педагогические работники.
5.10. Образовательная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, организуется с учетом времени пребывания несовершеннолетних
на обслуживании в учреждении, их возраста, уровня развития и степени их дезадаптации.
5.11. Образовательные отношения Центра и родителей (законных представителей)
на обучение несовершеннолетних, принятых на обслуживание, осуществляются на договорной основе.
6. Права и обязанности
6.1. Права и обязанности детей и подростков, находящихся на обслуживании в Центре, их родителей (законных представителей) и сотрудников Центра определяются законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, локальными актами учреждения.
6.2. Несовершеннолетние имеют право:
- на получение дополнительного образования в соответствии программами, утвержденными в учреждении;
- на свободу совести и информации, свободного выражения мыслей и убеждений;
- на бесплатное пользование информационными и другими ресурсами, услугами учреждения;
- на получение квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;
- на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
- на охрану жизни и здоровья;
- на предоставление условий для полноценного развития;
- на защиту своих прав и законных интересов;
- на развитие своих творческих способностей и интересов.
6.3. Несовершеннолетние обязаны:
- соблюдать требования Устава учреждения, правил поведения в учреждении, других локальных актов;
- выполнять указания администрации учреждения;
- овладевать знаниями и выполнять задания, предусмотренные учебным планом и программами обучения;
- бережно относиться к имуществу учреждения;
- уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса;
- выполнять законные требования работников учреждения.
6.4. Дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства. Привлечение несовершеннолетних без их согласия и согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
6.5. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать права и законные интересы ребенка;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса;
- знакомиться с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими учебно-воспитательный процесс.
6.6. Родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны:
- соблюдать требования настоящего Положения, касающиеся их обязанностей;
- по приглашению специалистов или администрации посещать учреждение по индивидуальным вызовам;
- другие права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних в Центре могут закрепляться в заключенном между ними и учреждением договоре, который не может противоречить закону и настоящему Положению.
6.7. Сотрудники отделения имеют право:
- запрашивать и получать у лиц, обратившихся по вопросу оказания помощи, выполнения услуг, документы, справки, подтверждающие необходимость получения данного вида помощи;
- приглашать граждан для выяснения вопросов, касающихся оказания им социальной помощи, посещать их на дому, результаты посещения оформлять актами;
- вносить предложения директору Центра по совершенствованию форм и методов работы по оказанию помощи, развитию услуг.
6.8. Для реализации основных целей и задач отделение психолого-педагогической помощи имеет право:
- самостоятельно на основании государственных образовательных стандартов разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы дополнительного образования различных направленностей с учетом запросов и потребностей детей и их родителей (законных представителей);
- выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания.
7. Ответственность работников
Работники отделения несут ответственность за сохранение информации о клиентах, за:
- выполнение возложенных на них задач в соответствии с законодательством Российской Федерации,
- ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей;
- несоблюдение трудовой дисциплины;
- не обеспечение сохранности имущества, находящегося в подразделении и несоблюдение правил пожарной безопасности.
8. Взаимодействие
8.1. Отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии со всеми структурными подразделениями учреждения, с Управлением социальной защиты населения Павловского района и общественными организациями.