Версия для слабовидящих
Сложность произвольного распределения мышечного тонуса сказывается на ручной моторике аутичного ребенка.
Здесь мы можем порой наблюдать необыкновенную ловкость непроизвольных движений, когда, например, 2–3-летний ребенок быстро и аккуратно перелистывает страницы книжки, ребенок постарше – легко собирает сложные пазлы или узоры из мозаики. Но тот же ребенок становится удивительно неловким, когда ему надо сделать что-то по просьбе взрослого. Если же попытаться чему-то научить аутичного ребенка, например, начать заниматься рисованием, его рука может стать настолько вялой и слабой, что не удерживает карандаш или кисть, или, наоборот, с такой силой нажимает на карандаш, что на бумаге вместо рисунка получается дыра. Поэтому основная наша помощь состоит в передаче ему моторного стереотипа действия, движения: 1) манипулируем руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и ею рисуем или пишем; поддерживаем и направляем обе его руки на занятии лепкой, аппликацией и т. п. 2) по мере того как прогрессирует произвольное внимание ребенка и становятся более уверенными его движения, мы уменьшаем физическую поддержку его руки: не держим кисть, не водим всей рукой, а, например, только поддерживаем локоть. Можно использовать любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики: - гимнастику и специальные игры для пальчиков; - лепку; - рисование; - вырезание из бумаги и аппликацию; - нанизывание бус; - вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; - конструирование и др.