Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Статью подготовила воспитатель

отделения социальной реабилитации 

А.В.Рассадина

  

Значение ручного труда для всестороннего развития детей.

       В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

       Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами. Психолог А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы.

      Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной труд рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей. Для педагогов, работающих с детьми с различными нарушениями в развитии, очень важно из всего многообразия доступных материалов, современных техник выбрать наиболее оптимальные.

      Для того, чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребёнка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечает ручной труд. Формирование у ребёнка определённой позиции «Я сделал сам» важно для его развития. Получение результата становится для ребёнка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях.

      Как известно, главная деятельность детей школьного возраста – это учебная деятельность, а в ней, как правило, наши воспитанники не очень успешны, поэтому занятия ручным трудом и художественным творчеством повышают их самооценку, и именно поэтому они очень любят участвовать в разных выставках и конкурсах.

      Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

      Учитывая такое огромное значение ручного труда, мы в нашем центре широко используем его в социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних. В центре работает 4 кружка по разным техникам ручного труда и изобразительного искусства. Кроме этого реализуется программа дополнительного образования «Конструирование игрушки», по которой работают все воспитатели нашего учреждения.

      Программа кружка «Юные умельцы» включает в себя несколько разделов, каждый из которых построен на основе какой-то одной техники ручного труда, позволяющей осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывать их возрастные и интеллектуальные возможности.

  Такие разделы как

·        бисероплетение,

·        плетение макраме,

·        гипсопластика,

·        плетение корзинок из шпагата,

·        поделки из спичек,

·        художественное вязание крючком,

·        картины в технике кинусайга.

дают возможность разнообразить занятия с детьми в течение года.

   Бисероплетение позволяет подобрать простейшие изделия для детей младшего возраста и более сложные в исполнении для подростков постарше. Этот вид деятельности всегда очень нравится детям, так как изделия получаются очень яркими, изготавливаются очень быстро, результат виден сразу.

Гипсопластикой обычно занимаемся летом, когда можно вынести эту пачкующую работу на веранду или в беседку, да и сушить изделия легче.

Макраме и плетение корзинок позволяют детям поработать с шнурами, шпагатом, разными верёвочками и проволокой, изучить плетение нескольких узлов и, комбинируя их, получить красивые изделия.

Таким образом, переходя от одной техники к другой, работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст