Разработала воспитатель
отделения социальной реабилитации
Святкина Н.А.
Мозговой штурм на тему ЗОЖ
( для воспитанников 10-15 лет)
Цели:
1. Развивать и актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни.
2. Способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании.
3. Формировать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
Задачи:
1. Познакомить подростков с определением понятия «здоровый образ жизни».
2. Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности.
3. Подвести к самостоятельному выводу о том, что только сам человек формирует свой здоровый (или нездоровый) образ жизни.
4. Побудить воспитанников к размышлению о состоянии своего здоровья.
Ход занятия:
На стенде: «Человек — украшение мира»
Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри (Ф. Купер)
Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою (Л. Н. Толстой)
Жизнь - это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным - значит убить себя (Ф. Геббель)
Вопросы воспитателя:
- Как вы считаете, какое отношение эти высказывания имеют к теме нашей беседы?
- Как связаны понятия: «Человек - здоровье - красота»?
Ответьте:
- Что вы в первую очередь желаете себе?
- Что вы в первую очередь желаете своим близким?
- Что вы в первую очередь желаете своим врагам?
Ответ: здоровья.
Объяснение понятия «здоровье».
Здоровье - результат воздействия разнообразных факторов на уникальную систему природы «человек». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем с учетом риска заболеваний и особенностей психологического и физического факторов. Для самостоятельного управления здоровьем каждому необходимо уметь создать комфорт души и тела, что достигается определенным образом жизни, отношением к средствам оздоровления и исцеления от недугов.
Здоровье (определение) - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.
- Насколько тесно связаны компоненты? (Все эти компоненты тесно взаимосвязаны: если человек физически здоров, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.)
- От чего зависит здоровье человека? (Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей.)
— Согласны ли вы с мнением: какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни? Докажите свои ответы примерами.
Здоровье - главный дар, данный нам нашими предками и нерасточительно расходуемый нами. Как распорядиться этим бесценным (действительно бесценным - ведь нам он достается совершенно бесплатно) даром? Очень важно, как можно раньше прийти к выводу и пониманию необходимости сохранения и умножения своего здоровья, а для этого надо очень мало.
Ученые определяют такое стремление как движение в два шага:
1-й шаг - состоит в выборе жизненных установок, определении своих целей в жизни.
2-й шаг- это выбор путей для реализации тех жизненных установок и целей, которые вы для себя определили в первом случае.
Сложно это? - Да, очень сложно.
Возможно выполнить это? - Да, возможно.
Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни - личная заинтересованность человека. Необходимо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем лучше и выше, чем раньше вы начнете работать над собой.
Человек - это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои.
Образ жизни - показатель, как условия жизнедеятельности человек реализует для своего здоровья. Здоровье человека в 60 % зависит от образа жизни, в 20 % - от окружающей среды, в 8 % - от наследственности.
От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни).
Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) и их характеристика
• Достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движении.
• Закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям.
• Рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов.
• Соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда.
• Личная гигиена.
• Грамотное экологическое поведение.
• Психогигиена, направленная на умение управлять своими эмоциями и профилактику неврастенических состояний.
• Сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
• Отказ от вредных привычек - курения, употребления алкоголя и наркотиков.
• Безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.
Рекомендации по ЗОЖ
- Попытайтесь самостоятельно сформулировать рекомендации и советы по ЗОЖ.
Примерные рекомендации по здоровому образу жизни
• Познай самого себя.
• Содержи свое тело в чистоте.
• Хорошо ешь.
• Играй с осторожностью.
• Выбирай друзей правильно.
• Содержи свой мир в чистоте.
• Научись говорить «нет».
• Лекарство - не игрушка.
• Проводи иммунизацию.
• Если ты чувствуешь себя больным, обратись к врачу, родителям.
Итог занятия:
- Какое значение для здоровья человека имеет здоровый образ жизни? (Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.)
- От чего зависит состояние здоровья человека? (Состояние здоровья зависит от психологического климата в семье, в школе; соблюдения режима дня, учебы и отдыха; рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; соблюдения правил личной гигиены и др.)
Т. о., здоровье человека зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здоровья, об укреплении и создании его резервов.
Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья людей - означает, без всякого преувеличения, преумножить потенциал могущества страны.