Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

    Разработала и провела воспитатель отделения

социальной реабилитации Святкина Н.А.

 

Тип проекта:

По продолжительности: краткосрочный, коллективный.

По содержанию: творческий, познавательный.

 

Пояснительная записка

 

Праздники играют важную роль в жизни ребенка, ведь впечатления, полученные в детстве, самые эмоциональные, выразительные и запоминающиеся. И, если праздник – это не формальное проведенное мероприятие, а действо, яркое, выразительное, гуманистическое, то дети растут эмоционально и нравственно, потому что все начинается с детства.

 

Мероприятие имеет элементы экологического воспитания, знакомит с  православной историей праздника и помогает привить детям уважительное отношение к родной природе, к обычаям и традициям русского народа. Данное действие способствует развитию лучших личностных качеств каждого ребенка. Только через светлое, радостное творчество мы можем приобщить детей к духовному миру. Через элементы этого творчества выстраивается собственное внутреннее и внешнее совершенствование детей, ведь правильное воспитание формирует наше будущее поколение.

 

Активными участниками мероприятия являются воспитанники  7-12лет. В роли ведущих мероприятия могут участвовать воспитатели, педагоги и родители.

 

 

Проблема:

 

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение разного рода конфликтов и т.п. Все это говорит о духовном дефиците человечества.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Дошкольное и младшее школьное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В этом возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир.

Народное творчество, православные традиции- едва ли не единственная возможность спасти детей от бездуховности и внутренней пустоты.

 

 

 

Актуальность:

 

 Актуальность данного педагогического проекта обусловлена потребностью     современного общества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Интеграция художественно-эстетического и экологического  воспитания детей, знакомство с православной историей праздника  способствует в большей мере развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. 

Знакомство ребенка с окружающим миром происходит в самом раннем детстве, именно в это время важно заложить доброе, бережное отношение к природе, научить видеть и понимать красоту и помочь понимать окружающий мир.

Под экологическим воспитанием детей прежде всего надо понимать воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Календарно-обрядовый праздник «Гуканье весны или Сороки» развивает, обучает, воспитывает, социализирует, развлекает и является уникальным средством формирования духовных потребностей для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.

 

 

Предмет проектной деятельности:

Календарно-обрядовый праздник с элементами экологического воспитания  и православной культуры.

 

Цель проекта: формирование духовных потребностей для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.

 

Задачи:

-расширить знания детей об окружающем мире с помощью календарно-обрядовых праздников;

-ввести детей в атмосферу  православного праздника, показать тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;

-развить творческие способности, эмоциональность и отзывчивость участников праздника;

-формировать опыт коммуникативных навыков, воспитывать умение проявлять доброжелательность и дружелюбие;

-учить понимать смысл пословиц, закличек и обогатить словарный запас детей.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

-Повышение качества воспитательного процесса  через организацию совместной деятельности  детей и педагогов.

-Создание методической копилки по духовно-нравственному воспитанию.

-Приобщение воспитанников к семейным традициям и культурным ценностям, поддержание их уверенности в собственных  возможностях.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Культурологический принцип: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия каждого ребенка.

Краеведческий принцип: используя местное окружение для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания  на основе сотрудничества воспитанников и педагогов.

 

Ресурсы:

 

Материально-технические:

- компьютер, аудиозаписи народной музыки, колонки;

- тесто для жаворонков;

-разделочные доски, ножи;

-духовка;

-поднос с рушником;

-для оформления зала: стенд о празднике  «Гуканье весны или Сороки» , бумажные цветы, рушники, русские народные платки, скатерть.

 

Кадровые:

        

-педагоги СРЦН;

-работники кухни.

 

Информационные:

 

- печатные методические разработки;

- сценарий календарно-обрядового праздника;

Этапы проекта:

 

1.     Подготовительный1 неделя

-     Вызвать интерес детей к теме проекта.

-     Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

-     Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок. Составление перспективного плана по данному проекту.

-     Подбор материала и оборудования для занятий, бесед  с детьми.

 

2.     Основной – 1неделя

 

Подготовка календарно-обрядового праздника «Гуканье весны или Сороки »

 

Деятельность воспитателя:

 

-организация деятельности воспитанников;

-знакомство детей с русскими народными играми, весенними закличками, поговорками, пословицами, загадками;

-знакомство детей с весенним обрядом встречи весны;

-знакомство  с православной историей праздника;

-оформление стенда « Гуканье весны или Сороки»;

-выпуск буклетов «Крылатая весна».

Деятельность воспитанников:

 

-отгадывание загадок с целью закрепления знаний о русской народной культуре;

-декламация пословиц, поговорок;

-подготовка весенних закличек;

-участие в  акции «Крылатая весна», раздача буклетов;

онкурс рисунков «Весна-красна».

 

3. Заключительный – 1 день.

- Проведение календарно-обрядового праздника «Гуканье весны или Сороки » согласно подготовленного сценария.

- Рефлексия обучающихся о проведенном мероприятии.

 

 

 

 

 

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

 

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми в процессе подготовки календарно-обрядового праздника экологической направленности «Гуканье весны или Сороки»

 

1. Как ребенок проявляет интерес к содержанию подготовительных занятий и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?

2. Самостоятельно ли выполняет задание или требуется помощь педагога?

3. Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален)?

4. Какие выразительные  средства ребенок использует в процессе создания образа (речевые, двигательные, певческие, ритмические, игровые)?

5. Проявляет ли интерес к результату творчества (показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?

 

Для обратной связи с детьми и получения ответной реакции от них в конце мероприятия воспитатель предлагает в игровой форме каждому из участников праздника выбрать сердечко, символизирующее настроение по окончанию праздника. Таким образом, непосредственно и свободно ребята могут открыто поделиться своими впечатлениями о проведенном празднике. Этот прием располагает к доверительному отношению между педагогом и воспитанниками,  поможет объективно оценить совместную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый диагностический лист оценивания

 

Показатели

(оцениваемые

параметры)

Критерии

Степень

выраженности

оцениваемого

качества

Количество

баллов

 

Методы

диагностики

1.Активность

 

Уровень

активности

(участие в

подготовке и проведении праздника)

 

Низкий уровень:

принимает участие

иногда

Средний уровень:

активное участие

Высокий уровень:

является инициатором

и активным

участником

1

 

 

 

2

 

3

Наблюдение

 

2.Разучивание весенних закличек

 

Запоминает текст, правильно произносит слова, ритмичное исполнение

Низкий уровень

не проявляет интереса к пению;

Средний уровень:

активно подпевает и поет, не всегда узнает песню по любому фрагменту;

Высокий уровень:

эмоционально и выразительно исполняет, узнает песню по любому фрагменту.

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

Наблюдение

 

3. Загадки, пословицы, поговорки

Запоминание и разучивание пословиц, поговорок, загадок

Низкий уровень:

не участвует в процессе;

Средний уровень:

Слушает, но не всегда может повторить;

Высокий уровень:

Слушает, повторяет, запоминает

1

 

 

2

 

 

 

3

 

Наблюдение

 

Лепка фигурок жаворонков из готового теста

 

Низкий уровень

не проявляет интереса к процессу;

Средний уровень:

активно участвует, не всегда справляется самостоятельно;

Высокий уровень:

Эмоционально вовлечен в процесс, четко выполняет инструкции воспитателя, стремится к самостоятельности, пробует усовершенствовать фигурку .

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

Наблюдение

 

 

Список  литературы:

1.    «Учите любить родную землю» (автор Тихонова А.Е., методическое пособие для учителей начальных классов, г. Хабаровск, 1996 г);

2.    «Игровые экологические занятия с детьми» (автор Л.П. Молодова, Пособие для воспитателей и учителей, г. Минск, «Асар», 1996 г);

3.    «Лицом к природе» (Хабаровская краевая детская библиотека имени Н.Д. Наволочкина, отдел научно-методической работы, г. Хабаровск, 2013 г).

4.  «Русские фольклорные традиции» (издательство «Учитель», 2007 год, автор-составитель О.В. Ворошилова).

5.  «Русские фольклорные традиции» (издательство «Учитель», 2009 год, автор-составитель О.В Куфтина, О.П. Власенко).

6.  «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста» (методическое пособие, издание Ростов-на-Дону, «Феникс» 2008 г, составитель Л.В. Малахова).

7.  «Фольклорная арттерапия» (издательство «Речь»,  Санк–Петербург 2002 г, автор Назарова Л.Д.).

8.  «Круглый год» (сборник сценариев народных праздников, КТО «Культура», г. Хабаровск, 1998г, автор-составитель И.А. Тарасова).

9.  «Цветочная поляна» (серия «Мир вашего ребенка», издательство Ростов-на-Дону «Феникс», 2010 г, автор-составитель Л.Е. Кисленко).

10.                       «Мифы древних славян. Велесова книга» Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А.

11.                       «Праздники в семье»  Агапова И.П., 1993

12.                       «Детские частушки, игры, прибаутки»,  Ярославль, Академия развития, 1994

13.                       «Шутки, игры, песни соберут нас вместе» Бесова М.А., 2003г.

Приложение 1

Сценарий

детского фольклорного праздника с элементами экологического воспитания и православной  культуры

«Гуканье весны или Сороки»

 

Ход занятия: (звучит народная музыка, дети входят , рассаживаются на стулья)

 

Воспитатель:  Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Милости просим! 

Сядем рядком, да поговорим ладком!

Как в старой сказке говорится,

А с этой сказки мы начнем,-

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

Над Лукоморьем солнце всходит,

У Лукоморья- чудеса!

С полей весенний ветер веет

И начинается весна.

И, словно в сказке, Леший бродит…

А мы, прощаясь с зимней стужей,

Затеем скоро хоровод:

Пусть по обычаям старинным

Здесь веселится весь народ!

 

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами , чтобы встретить один из самых  древних и любимых детворой праздников - Гуканье весны или, как его еще называют, Сороки. А почему у него два названия, мы обязательно узнаем.

На прошлых занятиях мы уже познакомились с некоторыми народными праздниками. А кто скажет, какие праздники называют народными? (ответы детей) Какие народные праздники вы можете назвать? ( ответы детей)

 

Воспитатель: Гуканье весны – традиционный  народный праздник, который отмечался 22 марта, в день весеннего равноденствия. Кто знает, что такое равноденствие? ( ответы детей) Посмотрите, сколько поговорок создал наш народ об этом  дне (дети вслух зачитывают поговорки, размещенные на стенде)

Раньше люди верили, что настоящая весна приходит только с прилетом из-за моря птиц. «Сорок сороков птиц летят, весну на крыльях несут»,- говорили в народе. А еще считалось, что прилетевшие из-за моря птицы приносят с собой заветные ключи, которыми надо отпереть подземелье, в котором томится красавица Весна, запертая злющей Зимой. Прилет птиц означает, что зима кончилась,  пора вить гнезда и выводить птенцов.

 

Птичка-ключница, прилети из-за моря,

Принеси два ключа, два ключа золотые,

Замкни Зиму лютую, отомкни Весну теплую!

 

Проводился этот праздник, когда еще везде лежал снег, а всем так хотелось приблизить весну! Считалось, что, если ее позвать, покликать,  то она услышит и придет. Само  слово «гукать»  означает «кричать», «звать», отсюда  и слово «Гуканье» в названии.

Давайте же и мы  с вами  позовем, покликаем , погукаем весну, как делали в старину наши предки ( дети читают наизусть заклички, лучший чтец награждается леденцом).

Итак, по старинному поверью, 22 марта из теплых стран прилетают сорок сороков  разных птиц. А впереди  всех  летят жаворонки.

Жаворонок- одна из чистых Божьих птиц. Есть легенда о происхождении  жаворонка: Господь подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка.

Как Божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает еще выше и летит на исповедь к самому Богу.

Прилет жаворонка во всех странах  связывался с приходом весны. В этот день пекли нехитрое угощение, которое носит название «жаворонки»: из любого (лучше круто замешанного дрожжевого) теста катаются длинные колбаски толщиной в палец. Колбаски  завязываются узелками. Из одного конца узелка вытягивается клювик, а другой конец  расплющивается и на нем ножом наносятся несколько надрезов, напоминающих перышки на хвосте. Птички осторожно высаживаются на противень и запекаются. Угощали печеными жаворонками сначала коров- в благодарность за маслице и молочко, потом овец- за теплые валенки, варежки да тулупы, а уж потом  давали угощенье  детям.

(читаем закличку на стенде)

 

Ой, вы, жаворонки-жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье:

Первое –коровье,

Второе – овечье,

Третье- человечье!

 

Жаворонков делали не только из теста. Их шили из тряпочек, вырезали из дерева. Птиц ярко раскрашивали, мазали им головки душистым медом, прикрепляли на шесты и ходили вместе с ними по деревне, исполняя веселые песенки.

Давайте и мы  споем вместе веснянку ( дети поют веснянку  «Солнышко, Солнышко»)

С этим праздником связано много народных примет и поговорок, говорящих о будущем урожае, о погоде ( дети читают приметы и поговорки на стенде)

 Воспитатель:

- Ребята, у праздника есть и второе название - Сороки. Но, хотя мы и говорим сегодня много о птицах, происхождение названия вовсе не птичье. Происходит это название от слова  «сорок».

В православном календаре 22 марта – это дата почтения памяти 40 мучеников Севастийских. А история эта такова:

- Зимой 320 года в городе Севастии (Армения)  стояло 40 воинов-христиан из Рима. Семь лет назад был подписан  закон о свободном вероисповедании, но  их начальник  принуждал отречься от веры Христовой.

В тот зимний день воинов раздели, связали и поставили на покрытое льдом озеро. На берегу же построили баню и затопили ее, чтобы теплый воздух  искушал их. Желающие прекратить свои муки и согреться должны были лишь сказать сторожу, что  отрекаются от Христа. Всю ночь мужчины поддерживали друг друга и не давали пасть духом.

В предрассветный час один несчастный  не выдержал и направился к берегу. Как только горячий воздух коснулся его кожи, он замертво упал. В тот же миг над остальными разлился свет неземной красоты. Это чудо потрясло сторожа. Он решительно разделся, ступил на лед и присоединился к мученикам.

Военачальник увидел, что солдаты не сдались и не отчаялись.  Им перебили колени, сожгли , а останки бросили в воду. О случившемся стало известно через три дня . Образы страдальцев предстали пред епископом Севастийским и поведали обо всем. Он нашел и похоронил с почестями их кости.

Все они были причислены к лику  святых. Перед иконой 40 севастийстих мучеников  молятся, чтобы родные и близкие благополучно окончили воинскую службу,  живыми и  невредимыми вернулись домой.

( Репродукция иконы на стенде)

 

Воспитатель:

-А сейчас, ребята, я предлагаю вам самим вылепить  фигурки жаворонков из теста. (Дети надевают фартуки, берут разделочные доски, ножи, кусочки теста и, следуя советам воспитателя, лепят фигурки птиц, выкладывают их на противень.)

Воспитатель:

- Ещё был обычай гадать в этот день. А гадали так: в фигурку жаворонка запекали монетку, и , кому она попадалась, тот объявлялся самым счастливым в этом году. Монетку носили с собой на счастье.  Посмотрим, кто у нас сегодня самый счастливый!(в одну из фигурок вкладывается монетка и противень передается на кухню)

-Пока наши жаворонки пекутся, мы поиграем с вами в старинные игры, в те, которые играли наши с вами далекие предки. (Звучит народная музыка, дети играют в игры «Сиди, сиди, Яша»,  «Бой петухов», « У Маланьи»)

Воспитатель:

- Вот мы с вами и познакомились  с веселым и очень добрым праздником Гуканье весны или Сороки. Пройдет время, и вы тоже станете взрослыми. У вас у самих появятся детки , и вы сможете рассказать им  и об отважных мучениках, не побоявшихся принять смерть за веру Христову, и о заветных ключах, принесенных  птицами из-за моря, научите их петь веснянки и, конечно же, печь жаворонков.

А сейчас пожалуйте к столу!

(Занятие заканчивается  чаепитием)

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Пословицы про весну

1.     Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая!

 

2.     Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку,

А пришла молода – весь мост размела.

 

3.     Прилетела пава, села на лаву,

Распустила перья для всякого зелья.

 

4.     Март с водой, апрель с травой,

А май с цветами.

 

5.     Не надо просить лета долгого,

Надо просить лета теплого.

 

6.     Будет март сухой, да мокрый май

Будет каша и каравай.

 

7.     Пашню пахать – не руками махать,

Пашем да сеем, хвастать не умеем, а урожай соберем.

 

 

Приложение № 3

 

Поговорки о весне

 

1.     Весенний день год кормит.

 

2.     Красна весна, да голодна.

 

3.     В землю не положишь – и с земли не возьмешь.

 

4.     Что посеешь, то и пожнешь,

А что пожнешь, то и посеешь.

 

5.     Матушка весна всем красна.

 

6.     Зима весну пугает, да сама тает.

 

7.     И в марте мороз садится на нос.

 

8.     Одна ласточка не делает весны.

 

9.     Весна красна цветами, а осень пирогами.

 

10.                        Увидел грача – весну встречай.

 

 

Приложение № 3

 

 

Игра (обрядовая) «Ручеек»

 

Идет матушка Весна –

Отворяйте ворота.

Первым март пришел –

Всех детей привел.

А за ним и апрель –

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хочешь, гуляй!

Игра «У Маланьи»

 

Дети вместе с воспитателем становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек).

По считалке дети  выбирают водящего – “Маланью”, ставят в центр круга. Все остальные ходят и проговаривают слова. На слова “с такими глазами”  дети останавливаются и изображают то, о чем говорится: показывают “огромные брови”, “длинный нос” и т.д. После слов “делали вот так” “Маланья” показывает какое-нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того “Маланья” выбирает и ставит в центр круга на свое место.

 

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей – все без бровей.

С такими глазами, с такими ушами,

С такими носами, с такими усами,

С такой головой, с такой бородой.

Ничего не ели, на нее глядели.

Делали вот так.

Как?

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

 

«Сиди, сиди, Яша»

Дети образуют круг. В центре круга ребенок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши:

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша-мужичок.

Ребенок-водящий встает и медленно кружится внутри круга.

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут?

С последними словами «Яша» идет к детям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.

 

Приложение № 4

 

 

Заклички о весне

Будем весну закликать,

Весну закликать

Да Зиму провожать.

 

Весна-красна,

На чем пришла?

На крутике,

На хомутике,

На овсяном пучке,

На пшеничном колоске.

 

Благослови, мати,

Весну закликати,

Весну закликати,

Зиму провожати.

 

Весну закликаем,

Зиму провожаем,

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустит на порог.

 

Весна, весна, проснись со сна,

А ты зима, ступай за моря,

Надоела ты нам, наскучила

Наши рученьки приморозила.

 

Нам, зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

 

 

 

 

ФотоФотоФотоФотоФото
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст