Проблема дезадаптации подростков подробно изучается, как в психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Н. Зинченко, В.М. Коган, А.Е Личко, Д.И. Фельдштейн и др), так и в педагогике (П.П. Блонский, В.П.Кащенко, В.Н. Сорока-Росинский, А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий и др.)[1]. Многие исследователи (Б. Н. Алмазов, С. А. Беличев, С. Н. Иконников, Ю.А. Клейберг, В. Т. Лисовский, Л. Я. Олиференко, В. Г.Степанов, В. М.Фокин, Т.И. Шульга и др.) отмечают необходимость исследования не только внешних (социальных) факторов девиантного поведения подростков, но и внутренних (психологических)[1].

По нашему мнению, для того чтобы выявить психологические факторы, которые могут как способствовать формированию девиантного поведения, так и развиваться под его влиянием, необходимо изучать особенности ценностно-мотивационной сферы девиантных подростков.

Центральными звеньями ценностно-мотивационной сферы человека в научной литературе принято считать потребности (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, И.А. Джидарьян, Б.И. Додонов, Б.С. Братусь, В.С. Магун, А.В. Петровский) и ценности (К.А. Абульханова-Славская, М.И. Воловикова, В.А. Елисеев, К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова)[2]. Стоит отметить, что рядом авторов (Волкова Е.Н.[3], Леонтьев Д.А.[4], Мясищев В.Н.[5], Шледер Б[6].) ценности и потребности рассматриваются в системе отношений личности к окружающему миру и самому себе. При этом в подростковом возрасте наиболее остро встаёт вопрос об формировании самооценки как целостного и устойчивого отношение человека к самому себе [7].

Исходя из этого в ценностно-мотивационной сфере девиантных подростков нами исследовались:

• Потребности;

• Ценности;

• Система отношений: к окружающему миру в целом (к жизни, большинству людей), в частном (к семье, друзьям) и к самому себе.

Объектом исследования являются подростки с девиантными формами поведения.

Предметом - особенности ценностно-мотивационной сферы девиантных подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении о наличии различий в ценностно-мотивационной сфере у девиантных и социально адаптированных подростков.

Исследование проводилось на учениках 7го и 8го класса МБОУ средней общеобразовательной школы №42 (всего 37 человек). Из 2 классов было выделено 12 девиантных подростков.

Критериями девиантности учеников выступало:

-состояние на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;

-состояние на школьном учёте;

-систематическое нарушение школьной дисциплины;

-проявления вербальной или поведенческой агрессии;

-отказ от освоение учебных дисциплин (регулярные пропуски учёбы без уважительной причины, невыполнение домашнего задания).

В исследовании использовались следующие методики:

• «Неоконченные предложения» - были составлены начала предложений, направленные на изучение потребностной сферы;

• «Ценностные ориентации» М. Рокича;

• «Цветовой тест отношений» (ЦТО): исследовалось эмоциональное отношение к понятиям «Я», «Моя семья», «Мои друзья», «Большинство людей», «Жизнь»;

• Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

Результаты исследования:

Анализ результатов методики «Неоконченные предложения» не позволило выявить статистически значимые отличия в группах девиантных и недевиантных подростков (критерий Манна-Уитни). Однако качественный анализ позволяет обратить внимание на то, что у девиантных подростков на первое место выходят потребности в принятии (54,5%) и в достижении успеха (54,5%) и не выявлена потребность в безопасности (0%), в то время как у недевиантных подростков она хоть в невыраженной степени, но присутствует (16%). Кроме того у девиантных подростков в большей степени проявляется потребность в материальном благополучии (недевиантные подростки – 12%, девиантные – 27%), и в меньшей степени в личном благополучии (недевиантные подростки – 64%, девиантные – 36,4%).

Применение методики «Ценностные ориентации» М. Рокича позволило выявить следующие статистически значимые отличия между девиантными и недевиантными подростками (критерий Манна-Уитни): для девиантных подростков более значимой является терминальная ценность «уверенность в себе» (р≤0,005), менее значимыми являются терминальная ценность «здоровье» (р≤0,001) и инструментальная ценность аккуратность (р≤0,01). Также мы считаем важным, указать о наличии положительной корреляции между потребностью в принятии и ценности «непримиримости к недостаткам в себе и других» (коэффициент коррелляции Спирмена 0,685, р<0,01).

«Цветовой тест отношений» показал следующие достоверные различия между девиантными и недевиантными подростками (критерий Манна-Уитни): для девиантных подростков характерно меньшее эмоциональное принятие понятиий «Я» (р≤0,05) и «Мой друг» (р≤0,05). Не достигло уровня статистической достоверности, но обращает на себя внимание различие в оценке понятия «большинство людей». Оно имеет выраженное эмоциональное отвержение у 50% девиантных и только у 20,83% недевиантных подростков. На наш взгляд, важное значение имеют сведение о положительной корреляции между эмоциональным принятием понятия «мой друг» и инструментальной ценностью «чуткость» (коэф. кор. Спирмена 0,853, р<0,01); эмоциональным принятием понятия «большинство людей» и терминальной ценностью «любовь» (коэф. кор. 0,634, р<0,01).

При анализе самооценки методикой Дембо-Рубинштейн были выявлены следующие закономерности (критерий Манна-Уитни): для девиантных подростков характерна более высокая оценка уверенности в себе (р≤0,05) и более высокий уровень притязаний к своему здоровью (р≤0,05), умственным способностям (р≤0,05), характеру (р≤0,05), авторитету у сверстников (р≤0,05), умению многое делать своими руками (р≤0,05), внешности (р≤0,001) и уверенности в себе (р≤0,000). Мы считаем, что принципиально важными являются результаты качественного анализа, которые указывают на то, что большая часть подростков характеризуется неадекватным (преимущественно завышенном) уровнем оценивания своих качеств и неадекватным (преимущественно завышенным) уровнем притязаний по отношению к ним.

Вывод:

Ценностно-мотивационная сфера девиантных подростков характеризуется рядом серьёзных противоречий, которые предположительно свидетельствуют о наличии у подростков внутренних конфликтов:

• Преимущественно завышенная самооценка и выделение ценности «уверенность в себе» как значимой - с одной стороны, и высокая степень эмоционального непринятия себя, слабая выраженность потребности в личном благополучии и безопасности, низкая значимость ценности «здоровья» - с другой.

• Выраженная потребность в принятии коррелирует с ценностью «непримиримость к недостаткам в себе и других» и сочетается с преимущественным эмоциональным отвержением «большинства людей», меньшим (в сравнении с недевиантными подростками) эмоциональным принятием друзей.

Стоит отметить, что преобладание неадекватного уровня притязаний по всем показателям самооценки может говорить не только о нереалистичном отношении девиантных подростков к своим возможностям, но и об отсутствии у них целостного и устойчивого образа «идеального Я».

Кроме того, важным может стать установление взаимосвязи между эмоциональным принятием «большинства людей» и друзей и значимостью ценностей «любовь» и «чуткость», так как психологическая работа, направленная на осознание важности данных ценностей может способствовать увеличению эмоционального принятия как своих друзей, так и людей в целом.

Необходимо сказать и том, что данное исследование является пилотажным. Оно позволяет говорить о необходимости дальнейшего более подробного изучения взаимоотношений девиантного подростка прежде всего с самим собой, и уже потом с «другими». Из проведённого исследования на первый план выходит необходимость исследования внутренних конфликтов девиантных подростков и оказание психологической помощи для их разрешения. При этом ценности и потребности возможно исследовать не только с позиции источников образования внутренних конфликтов, но и с позиции ресурсов для их разрешения.

Литература:

1. Замотаева О.Н. Ценностные основания девиантного поведения подростков // Автореферат. Саранск – 2004. – С.3-13.

2. Назмутдинов Р.А. Анализ ценностно-потребностной сферы девиантных подростков // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1123 (дата обращения: 29.04.2015).

3. Волкова Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – С.44-52.

4. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1996. №4. С. 36-39.

5. Шледер Б. Структура ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование. Иностранная психология. Т.2. №2 (4). 1994. С.47-56.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж,1995. С. 56-67.

7. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 357-372.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст